Ранний детский возраст РАННИЙ ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ, период развития ребёнка от 1 года до 3 лет. Для раннего детского возраста характерен быстрый темп физического и психического развития, обусловленный интенсивным созреванием ряда органов и систем (в особенности нервной системы). Физическое развитие детей (увеличение длины и массы тела) наиболее интенсивно на 1-м году жизни. К 3 годам вес мозга ребёнка утраивается (за всю остальную жизнь мозг увеличивается лишь на одну четверть общего веса). Химический состав мозга на 2-м году жизни в основном соответствует составу мозга взрослого человека. В эти же годы формируется очень сложная внутренняя структура мозга, органическое развитие мозга идёт даже скорее, чем развитие других органов и тканей. Хотя сопротивляемость организма и возрастает, он ещё очень раним, поэтому дети нуждаются в тщательном уходе (рациональное питание, режим дня, гигиена, прогулки на воздухе и пр.). Благодаря развитию активных функций центральной нервной системы возможность активного бодрствования увеличивается до 5,5 ч подряд на 2-м году жизни и 6-6,5 ч - на 3-м. Главные достижения этого периода, определяющие развитие психики, - овладение прямохождением, предметной деятельностью и речью. Уже в первой половине 2-го года значительно улучшается координация движений детей, увеличиваются их быстрота и ловкость. К 1,5 годам особенно совершенствуется ходьба. К 3-му году дети уже могут подниматься по лестнице, согласовывать свои движения с движениями других детей, менять движения по темпу, направлению, характеру в зависимости от внешнего сигнала и др. В раннем детском возрасте формируется и становится ведущей предметная деятельность ребёнка. В отличие от манипуляций с предметами в младенческом возрасте, дети начинают использовать предметы в соответствии с их функциями (например, ложка для еды и т.д.). Приобретённый опыт дети переносят на другие предметы, производя таким образом обобщение. Дети овладевают соотносящими (собирание пирамиды и т.п.) и орудийными (забивание молоточком колышка в песок и т.п.) действиями. Характерные элементы мышления в раннем детском возрасте - установление связи между предметами, их частями, между орудием и объектом, ориентирование на "скрытые" свойства предметов, обобщение способов действия. Мышление является наглядно-действенным и непосредственно связано с практической деятельностью. С предметной деятельностью связано и совершенствование восприятия (форма, величина, цвет), памяти, речи ребёнка. Начинает складываться и игровая деятельность, построенная на подражании действиям взрослых. Это свидетельствует о формировании у ребёнка нового типа познания, опосредованного знаковыми системами. С формированием знаковой функции сознания связано появление к концу 3-го года сюжетно-ролевой игры и продуктивной деятельности (рисования, конструирования). Ранний детский возраст является сенситивным (особо чувствительным) периодом овладения речью, что существенно перестраивает всю психическую деятельность: более полным и устойчивым становится восприятие; обобщение, формируемое первоначально в практических действиях закрепляется в слове; совершенствуется память. Своевременное и правильное развитие речи - важнейшая задача воспитания. От года до 1,5 лет интенсивно развивается пассивная речь (понимание речи), активная - медленнее. К 1 году 6 мес ребёнок пользуется 30-40 словами, к 2 годам - 300, к 3 - 1200-15000 словами. Происходит становление грамматического строя речи. После 1,5 лет дети начинают овладевать флексиями, к 2 годам пользуются короткими фразами, к 3 - правильно строят не только простые, но и сложные и сложноподчинённые предложения. На протяжении раннего детского возраста развитие артикуляции отстаёт от фонетического слуха. Большую роль в поведении ребёнка играют эмоции. Формирование умений и навыков происходят внешне успешнее на фоне положительной эмоциональной настроенности ребёнка. Детям доступны чувства радости, удовлетворения при одобрении, привязанности к близким, а также огорчения, смущения, страха. Эмоционально состояние ещё неустойчивое и легко изменяется. Необходимо поддерживать у детей жизнерадостное настроение, оберегать их от отрицательных переживаний, особенно страхов, поскольку они могут стать причиной отклонений в поведении и нарушений в психофизическом развитии вплоть до нервных расстройств. Достижения в психическом развитии (см. Развитие психическое) и овладение разнообразными умениями приводят на рубеже 3-го и 4-го годов к изменениям в позиции ребёнка в отношении к окружающим, повышенному стремлению быть самостоятельным ("я сам"). Однако склонность ребёнка переоценивать свои возможности и нежелание взрослых считаться с его новым поведением нередко становятся источниками конфликтов. Приведение методов воспитания в соответствие с возросшими возможностями ребёнка, разумное удовлетворение его потребности в самостоятельности предотвращают развитие упрямства, негативизма и других нежелательных проявлений в поведении ребёнка. Изменения в психике ребёнка в конце 3-го года именуют "кризисом трёх лет". Целью воспитания в раннем детском возрасте является разностороннее физическое, умственное и эстетическое развитие детей. Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, развитие основных движений (ходьба, бег, лазанье), привитие навыков гигиены. Средства достижения этих целей: гигиенический уход, соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, физкультурные занятия, утренняя гимнастика и др. В умственном воспитании центральная роль отводится развитию сенсорики (ознакомление с окружающими явлениями и предметами), а также развитию речи, мышления, памяти, внимания. Нравственное воспитание формирует доброжелательное отношение к близким и окружающим людям, животным, вырабатывает навыки культуры поведения. Детей необходимо приучать к самообслуживанию и выполнению простейших поручений (уборка детского уголка, помощь родителям и др.). Эстетическое воспитание включает музыкальное воспитание, формирование интереса к изобразительной деятельности, восприятия художественного слова, красоты окружающего мира и пр. | |
Развивающее обучение РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ, направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей. Основы теории развивающего обучения были заложены Л.С. Выготским в 30-е годы при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития. Проблемы развития и обучения с разных позиций стремились решать Ф. Фребель, А. Дистервег, К.Д. Ушинский. В 30-е гг. 20 в. немецкий психолог О. Зельц провёл эксперимент, продемонстрировавший влияние обучения на умственное развитие детей. В 30-е годы 20 в. господствовали три осн. подхода к решению этого вопроса. В трактовке сторонников первого подхода А. Гезелла, З. Фрейда и Ж. Пиаже развитие человека не зависит от обучения. Обучение рассматривалось как процесс, который так или иначе должен быть согласован с ходом развития, но сам по себе в развитии не участвующий. Согласно этой теории, развитие "должно совершить определённые законченные циклы и определённые функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению конкретным знаниям и навыкам ребёнка. Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения". Т.о., "исключается всякая возможность поставить вопрос о роли самого обучения в ходе развития и созревания тех функций, которые активизируются обучением. Их развитие и созревание являются скорее предпосылкой, чем результатом обучения. Обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя по существу" (Выготский Л.С., Педагогическая психология, 2 изд., 1991, с. 376). В рамках второго подхода (У. Джеймс, Э. Торндайк и др.) обучение отождествлялось с развитием, которое истолковывалось как накопление человеком разного рода привычек в процессе обучения. По этой теории любое обучение становится развивающим. В третьей теории (К. Коффка и др.) сделана попытка преодолеть крайности двух первых подходов. Развитие рассматривается как процесс, от обучения не зависимый, а само обучение, в ходе которого ребёнок приобретает новые формы поведения, мыслится тождественным с развитием. С одной стороны, развитие подготавливает и делает возможным процесс обучения, с другой стороны, обучение стимулирует процесс развития. Данная теория разводит процессы обучения и развития и вместе с тем устанавливает их взаимосвязь. Эти три теории с некоторыми модификациями существуют и в современной науке. Выготский не соглашался ни с одной из этих теорий и сформулировал гипотезу о соотношении обучения и развития. Согласно Выготскому, существует единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития. "...Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу... Между процессами развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперёд данной, априорной умозрительной формулой" (там же, с. 390). При обосновании своей гипотезы Выготский изложил содержание осн. генетического закона развития психических функций человека. Этот закон явился основой его концепции. По Выготскому, всякая высшая психическая функция в развитии ребёнка появляется дважды - сперва как деятельность коллективная, социальная, во второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребёнка. "Этот закон, думается нам, всецело приложим и к процессу детского обучения... Существенным признаком обучения является то, что оно создаёт зону ближайшего развития, т.е. вызывает у ребёнка к жизни, пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития... С этой точки зрения обучение не есть развитие. Но, правильно организованное, оно ведёт за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребёнка не природных, но исторических особенностей человека" (там же, с. 388). Многие годы идея Выготского оставалась только гипотезой, хотя его последователи (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.) и стремились её развивать. В 30-50-е гг. отечественные психологи разрабатывали основы формирующего (обучающего) эксперимента как важного метода решения проблем Р.о. (Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер и др.). В 60-80-е гг. аспекты развивающего обучения исследовались в области дошкольного воспитания, начального и среднего образования (Л.А. Венгер, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, З.И. Калмыкова, И.Я. Лернер и др.). Полученные результаты позволили обосновать положение о существенной роли обучения в развитии, выявить некоторые конкретные психолого-педагогические условия развивающего обучения С конца 50-х гг. гипотезу Выготского разрабатывали два коллектива, созданные Занковым и Элькониным. Исходя из того, что традиционное начальное обучение не обеспечивает должного психического развития детей, Занков разработал новую дидактическую систему, основанную на взаимосвязанных принципах: 1) обучение на высоком уровне трудности; 2) ведущая роль теоретических знаний; 3) высокий темп изучения материала; 4) осознание школьниками процесса учения; 5) систематическая работа над развитием всех учащихся. Эти принципы были конкретизированы в программах и способах обучения младших школьников грамматике и орфографии русского языка, чтению, математике, истории, природоведению, рисованию, музыке. Занков сделал вывод, что имеется "фундаментальное превосходство школьников экспериментальных классов над учащимися обычных классов в общем развитии". Развивающий эффект системы Занкова свидетельствовал о том, что традиционное начальное образование, культивирующее у детей основы эмпирического сознания и мышления, делает это недостаточно совершенно и полно. Согласно Занкову, развивающее значение имеет само обучение: "Процесс обучения выступает как причина, а процесс развития школьника - как следствие" (Занков Л.В., Избр. пед. труды, 1990, с. 306). В этом положении отсутствовала идея об опосредующем звене между обучением и развитием, об их сложных динамических зависимостях, не позволяющих охватить связь причины и следствия наперёд данной формулой. Кроме внешней детерминации со стороны обучения процессу развития "свойственна внутренняя обусловленность" (там же, с. 306), но в чём конкретно состоит эта обусловленность, Занков не раскрыл. Он правильно оценил значение внутренней связи зон ближайшего развития с психическим развитием детей, но в принципах его дидактической системы эта связь не отражена. Коллектив Эльконина выявил основные психологические новообразования младшего школьного возраста - это учебная деятельность и её субъект, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением. Было установлено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития у младших школьников этих новообразований, не создаёт необходимых зон ближайшего развития, а лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникают у детей ещё в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и др.). Была разработана система обучения младших школьников, создававшая зоны ближайшего развития, которые превращались со временем в требуемые новообразования. В.В. Давыдовым была разработана теория, раскрывавшая на современном логико-психологическом уровне содержание осн. типов сознания и мышления и осн. видов соответствующих им мыслительных действий. С позиций коллектива Эльконина, в основе психического развития младших школьников лежит формирование у них учебной деятельности в процессе усвоения ими теоретических знаний посредством выполнения содержательного анализа, планирования, рефлексии (теория учебной деятельности и её субъекта представлены в работах Давыдова, В.В. Репкина, Г.А. Цукерман, Эльконина, Й. Ломпшера и др.). Осуществление детьми учебной деятельности определяет развитие всей их познавательной и личностной сферы. Развитие субъекта этой деятельности происходит в самом процессе её становления, когда ребёнок постепенно превращается в учащегося, изменяющего и совершенствующего самого себя. Приобретение ребёнком потребности в учебной деятельности, соответствующих мотивов способствует укреплению желания учиться. Овладение учебными действиями формирует умение учиться. Именно желание и умение учиться характеризуют школьника как субъекта учебной деятельности. Специалисты многих стран признают, что по уровню своей перспективной научно-практической значимости гипотеза Выготского стоит выше всех теорий, относящихся к связи обучения и развития. | |
Игротерапия для детей Для ребенка играть так же естественно, как дышать - дети всегда готовы начать новую игру, придумать её самостоятельно или последовать за выдумкой подсказавшего интересный сюжет взрослого. Но игровая деятельность может быть не только отличным досугом и легким способом обучения дошкольников, игра может лечить. Еще в начале прошлого века ведущие психологи мира заговорили о том, что при помощи игры можно скорректировать различные психологические проблемы, преодолеть отставание в интеллектуальном развитии, справиться с ограничением физических возможностей. Подобный эффект связан с тем, что во время игры ребенок практически всегда позитивно эмоционально настроен, открыт, он не воспринимает подобное занятие как нечто неприятное и могущее ему повредить. Создание специализированного курса игротерапии – прерогатива детского психолога, однако даже специалисты отмечают, что игра оказывает на ребенка большее воздействие, если в ней принимает участие не незнакомый ему человек, а мама или папа. Не стоит считать, что игротерапия – это что-то, связанное с психиатрией и поэтому она необходима только единицам. Игротерапия способна активизировать формирование познавательной активности и стимулировать речевую деятельность, игры под руководством взрослого тренируют произвольность различных процессов в психике ребенка и позволяют усовершенствовать волевую и эмоциональную сферу. Играя, малыш проходит очень важную стадию социализации, что позволяет преодолеть многие коммуникативные проблемы ребенка. Каждый день наши дети сталкиваются с самыми разными стрессами – это могут быть конфликты со сверстниками в детском саду или в школе, напряженная обстановка в семье, переезд или длительная болезнь и многое другое. Часто малыш даже сам не отдает себе отчета в том, что находится в состоянии нервного перенапряжения. Со стороны же родители могут видеть только зримые проявления: стал хуже учиться, сделался драчливым и раздражительным или наоборот замкнутым. Чем младше ребенок, тем сложнее определить источник, вызвавший такие изменения в поведении, и тогда на помощь приходит игра. Охотнее всего дети участвуют в традиционных ролевых играх, или, иными словами, Вам понадобятся куклы или фигурки зверят. Теперь предложите ребенку выбрать действующих персонажей, их выбор будет объясняться событиями, которые, по Вашим предположениям, более всего беспокоят ребенка. Это могут быть мама и папа, кукла и её друзья или подруги и т.п. Роль родителей в этой игре должна быть активной, Вы как бы подхватываете инициативу у ребенка и предлагаете ему свои варианты р азвития игрового сюжета, при этом внимательно наблюдая за его реакцией. Эффективность преодоления проблемы через игру состоит в том, что игровой процесс воздействует на все органы чувств, поэтому важно оказывать малышу максимальную психологическую поддержку, самому постараться на этот момент взглянуть на проблемную ситуацию его глазами. Выстраивая и неоднократно проигрывая схожие ситуации, Вы сможете не только найти причину стресса, но и попытаться её сгладить, помочь ребенку правильно её осмыслить, посмотреть на возникшую у него проблему со стороны, найти из неё выход. Важно, чтобы все игры цикла были взаимосвязаны, их объединяли единые персонажи или темы, тогда ребенку будет гораздо легче преодолеть свои проблемы в поведении и общении. Самые простые игры хорошо известные нам с детства и доступные даже крохам могут стать отличным способом для малышей сбросить накопившиеся отрицательные эмоции и преодолеть страхи, наладить отношения с родителями и правильно вести себя в коллективе, стать гибче в эмоциональных проявлениях и научиться принимать решения. Бороться со страхами помогают такие классические игры как «Привидение», «Мыши и совы» и подобные салочки, где ребенок сначала убегает от грозного водящего (выступает в роли жертвы своего страха, фиксирует и осознает его), а затем, после того как его осалили, сам выступает в роли отрицательного героя, тем самым преодолевая пугающие переживания. Скорректировать агрессивное поведение крохи 2-3 лет можно, предложив ему, покидаться мягкими подушками, обязательно закончив игру объятьями и объявлением мира. Подобную функцию выполняет игра «Добрые и злые кошки»: предложите малышу становиться попеременно, то злой кошкой, которая фыркает и царапает воздух лапками, то ласковым котеночком, который мяукает и хочет, чтобы его погладили. А чтобы ребенку было проще начинать игру, можно подать ему пример и показать кошек самому. Подобная забава поднимет настроение не только самому малышу, но и проводящим игру родителям. Деткам дошкольного возраста можно предложить для снятия нервного напряжения игру, разработанную М.Панфиловой, отечественным психологом, специализирующимся на коррекционной игровой деятельности детей. Игра называется «Ругаемся фруктами и овощами», играть лучше всего в паре. Каждый из играющих с грозным лицом и интонацией «обзывает» другого, только вместо обидных слов он должен сказать название какого-нибудь овоща, фрукта, ягоды и т.п. Элементы театрализации вообще очень важны для воздействия при помощи игры, выделяется даже особый вид игротерапии – театральная. Для неё подойдут любые виды создания постановки откукольного и пальчикового театра до спектакля с настоящими актерами. Игра на сцене позволяет вытеснить негативные эмоции, посмотреть на различные события со стороны, кроме этого театральная игротерапия эффективно помогает преодолеть проблемы и скованность в общении, страх перед публичными выступлениями, а родные и друзья наверняка воспримут на ура даже несложные сценки в исполнении домашнего театра. Еще одной разновидностью лечебных игр является песочная игротерапия. Всем малышам без исключения нравится возиться в песочнице: строить замки или рыть тоннели, разрушать созданные города и искать клады. Все эти элементы игры также можно использовать в терапевтических целях, кроме этого контакт с песком сам по себе оказывает успокаивающее воздействие на детскую психику. Обязательно играйте вместе со своими детьми, даже если Вы не профессиональный психолог, учитесь играя, преодолевайте трудности играя и подобная терапия позволит Вам сохранить теплые и благополучные отношения в семье и создать прочную основу для формирования личности Вашего малыша. | |
Творчество в Монтессори-группах Как известно, в Монтессори-группах педагоги занимаются с совсем маленькими детьми. И многие из тех, кто знает об этом, но мало знаком с методикой в целом, бывают крайне удивлены, узнав, что в группах проводятся творческие занятия. И правда - ну какое может быть творчество у таких крох? А крохи-то, оказывается, могут очень многое. Важно, как их научить этому - помочь проявиться талантам. Творческие занятия в Монтессори-группах направлены на обучение сразу нескольким техникам: рисование (красками, пластилином, карандашами), лепка (из соленого теста), конструирование (аппликация, резание). Дети с большим удовольствием занимаются творчеством. И пусть никого не удивляет, что уже в таком раннем возрасте у них проявляется тяга к самовыражению, к созиданию прекрасного. Важно помнить: для ребенка в этом возрасте главное – процесс, а не результат. Хотя и результат очень важен. Рисунки, скульптуры из теста или пластилина, аппликации зачастую восхитят и взрослого с высокими эстетическими запросами. Помимо самовыражения в творчестве, дети удовлетворяют свою потребность в экспериментировании и открытиях. Всё это – части непрерывного процесса познания окружающего мира. О важности его нет смысла писать подробно – он очевиден. Поэтому чем раньше мы предоставим ребенку возможность проявить себя в рисовании и лепке – тем лучше. В наших группах даже 8-ми месячные малыши могут попробовать свои силы в этом увлекательном занятии. Но остановимся пока на рисовании. На занятиях в Монтессори-группах дети рисуют красками, пластилином и карандашами (с карандашами – только индивидуальные занятия). Сначала педагог показывает и рассказывает, как и что нужно делать, потом дети повторяют и закрепляют навык. Почему мы рисуем пластилином? Потому что работа с ним – это очень полезное физическое упражнение для детских пальчиков. Полезное – и при этом ненавязчивое, не тягостное, потому что проходит в увлекательной игровой форме. Пластилин развивает силу пальцев, что впоследствии поможет ребёнку, например, лучше держать ручку. В работе с пластилином полезным является упражнение "пальчик катается с горки": детишки размазывают кусочки пластилина по листу бумаги. В нём лучше задействовать все пальцы обеих рук поочереди. В этом упражнении можно также увидеть, какой рукой малыш работает охотнее: ярко выраженного правшу или левшу видно даже до года. В более же сложных случаях праворукость или леворукость четко определяется только к трём годам. Есть и ещё одна польза: работа обеими руками способствует развитию связей между правым и левым полушариями мозга. Особенно это полезно мальчикам - у девочек межполушарные связи, как правило, лучше развиты. С чего начать обучение рисованию? Сначала нужно предложить детям раскрасить вырезанные контуры – они должны быть обязательно контрастны с подложкой, чтобы ребёнок лучше чувствовал границы. Следующий этап – листы с нарисованными контурами изображения. Теперь граница рисунка только визуальная. Еще один важный пункт в работе – раскрашивание объемных фигур, слепленных детьми из теста. Кстати, собственно рисованию у многих деток предшествует этап окрашивания воды. Дети роняют в стакан с водой каплю краски или моют в нем кисточку и наблюдают за её причудливыми превращениями. Казалось бы – зачем? Ответ лежит на поверхности: вспомните своё детство. Разве Вы не любили наблюдать, как причудливо «разрастается» в стакане с водой капля густой акварельной краски? Вот и сегодняшних детей, как и вас когда-то, околдовывает этот процесс. Почему бы не дать ребёнку вдоволь налюбоваться на него? По поводу материалов: кроме теста и простой белой, или цветной, бумаги - на ней пишут акварелью, используется бархатная. Она необходима для развития тактильной чувствительности. Обычно дети рисуют на ней снег – снежинки получаются почти объемными. Помимо бумаги востребован и картон – для раскраски вырезанных контуров. Что касается красок, то используется в основном гуашь. Как организовать рабочее место ребенку? Дети приходят к пустым столам. Стол рассчитан на двоих, дети сидят друг напротив друга. Если предстоит занятие по рисованию – сначала выдается лист-подложка, потом материал для раскрашивания, потом инструменты – карандаш, кисти. К ним полагается специальная банка-непроливайка – баночка с широкими, загнутыми книзу вовнутрь краями, чтобы её можно было завалить на бок, не разлив жидкость. Она нужна, даже когда предстоит рисование только одним цветом – ведь дети учатся мыть кисточки, сливать лишнюю воду с кисточки об наклонные края. Нужна и тряпочка – чтобы юные живописцы учились самостоятельно удалять пятна краски со стола. Сами краски нужно дать ребёнку непосредственно перед началом работы, чтобы он не измазался еще до занятия. Рисовать красками нужно в фартуке. Если малыш закапризничает, откажется его надевать, можно попробовать убедить его, сказав, что это "специальная одежда", которую надевают все настоящие художники или принести на занятие ту одежду, которую не жалко испачкать. По окончании занятий вместе с мамой устраивают уборку – непроливайки и кисточки убирают, педагог в свою очередь забирает работу и краски. Чем рисуют маленькие дети? Сначала специальным тампоном, потом кисточкой. Самые маленькие могут рисовать и пальцами. Иногда они докрашивают пальцами то, что не получилось кисточкой. В наших группах можно рисовать и карандашами, только карандаши предлагаются только для индивидуальных занятий (если малыш захочет рисовать карандашами, то он может просто взять необходимые материалы в творческой зоне, педагог подойдет и поможет, есил понадобится). Интересный момент: карандаши используются трехгранные. Почему? Да просто потому, что маленьким детям так удобнее. Карандаши с тремя гранями словно сами подсказывают малышам, как их правильно держать – каждый пальчик ложится на одну из граней. Знакомство с цветом С цветами детишки знакомятся постепенно, сначала на занятиях пользуются только одним цветом. В какой последовательности желательно предлагать краски? Общеупотребительна привязка ко времени года, к календарю природы. Дети рисуют окружающий мир, и краски, которыми рисует ребёнок, должны соответствовать тональности окружающего мира. Первый цвет – красный – обладает наибольшей энергетикой и поэтому наиболее привлекателен для ребенка. Он вводится в сентябре и соответствует яркости осенней палитры. Им дети раскрашивают контуры яблок. Через некоторое время вводится жёлтый цвет – тоже очень "осенний". Желтым рисуют и раскрашивают листья и пироги. Когда оба цвета изучены, дети сами смешивают их и получают оранжевый. Это также в русле осенней темы. Оранжевый – цвет листопада. Когда наступает ноябрь, вводится чёрный цвет. Он актуален – в ноябре листья сошли, и обнажилась мерзлая земля. Дети часто рисуют черным, и этого не нужно бояться, не стоит сразу искать психологические проблемы, потому что этот цвет интересен и притягателен для ребят, так как он наиболее контрастный по отношению к белой бумаге. С белым цветом мы знакомимся, когда начинает идти первый снег. Первый снег имеет свойство сходить при оттепелях. И тут на помощь юным художникам приходит серый цвет. Он адекватно передаёт "грязный" цвет стаявшего ноябрьского снега. Важно - серый дается готовым! При изображении осенней грязи нужно получить нужную консистенцию краски – похожую на тающий снег. Рисование ведётся при помощи ватных тампонов – это своеобразная подготовка к карандашу. Помимо прочего, это ещё и возможность "повозиться в грязи", чего очень хочется любому ребёнку. Зимой используется в основном белый цвет, но не только: к новому году и после необходимо снова добавить красный и желтый – в это время наряжаются новогодние ёлки. Дети отражают этот радостный процесс на бумаге – и тоже "наряжают елку" с помощью ярких красок. Когда наступает февраль, в воздухе начинает веять весной. Становится больше солнца – и снова востребован желтый, и не только он. Синий цвет – чтобы нарисовать небо. Небо скорее голубое, чем синее, но голубой цвет можно уже получить самим. Снова грязь – опять возимся в ней с тампонами, но теперь она голубая – более весенняя, радостная. Весна вступает в свои права, на деревьях появляются первые листочки, и вот уже основной цвет – зелёный. Его получаем сами, смешав синий и желтый – и вот уже нарисована травка. Дальше дети продолжают работать изученными цветами, продолжают экспериментировать со смешиванием. Дети дают волю полёту своей фантазии – они произвольно смешивают 2 краски на бумаге и наблюдают рождение новых цветов. Это тоже интересный, увлекательный и очень важный для ребёнка процесс – Вы просто взгляните на радостное лицо малыша за этим занятием! Новые оттенки являются ребенку как волшебное превращение, получая их самостоятельно, малыш развивает чувство цвета. Кстати, знаменитые мастера акварельной живописи в один голос советуют приучать юного художника сразу “искать свой” цвет, а не пользоваться готовыми 10-15 цветами. Но важно помнить: рисовать красками чаще одного-двух раз в неделю не следует: эмоциональная нагрузка для малыша может быть велика. Иногда ребенок на какое-то время вообще отказывается рисовать. В этой ситуации не надо его принуждать, а лучше спокойно переждать какое-то время и снова ненавязчиво предложить вашему малышу что-нибудь изобразить. Помогая ребенку творить и развивать воображение, не забывайте подключать свою фантазию - ведь вы должны поддержать творческий порыв ребёнка и что-то увидеть в его каляках-маляках! Вроде бы правил много, но выполнить их не так уж и сложно, да и просто интересно самому взрослому. Результатом же станет развитый художественный вкус ребёнка, его способность выразить с помощью искусства свои чувства, ощущения от окружающего мира. Согласимся, это достойная плата за наши скромные усилия. |
Что такое монтессори-материалы? Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого-педагогической работы, ведущейся с начала ХХ века, стали материалыдля развития чувств, представленные здесь одновременно с другими развивающими материалами. Монтессори-материалы являются составной частью так называемой педагогической "подготовительной среды", которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности. Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов. Материалы и их функции должны рассматриваться во взаимосвязи с принятым Марией Монтессори видением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально - эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль. Материалы Монтессори служат прежде всего тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе. Для ребенка Монтессори-материалы есть ключ к окружающему миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При их помощи ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней. В созданной согласно Монтессори "подготовительной среде" ребенок может упражнять все физические и духовные функции, формировать свою душевную целостность и всесторонне развиваться. Посредством упорядочивания подготовительной среды он учится приводить в систему свой прежний опыт. Правильное воспитание добивается не того, чтобы заставить ребенка воспринять одно за другим изолированные знания, а чтобы связать приобретенный опыт в единое целое. Истинная сущность разума состоит в том, чтобы упорядочивать и сопоставлять. Связи становятся понятными, противоположность ясной, противоречия осознанными, выводы сделанными, а поведение контролируемым. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в "знание, ставшее плотью". Это направление развития личности ребенка опирается на утверждение: "В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве". Материалы отвечают стремлению к движению у детей. Маленький ребенок узнает свое тело, строит схему своего тела, совершенствует координацию глаз, рук и ног, это способствует появлению все более точных и гармоничных движений. Мир постигается в истинном смысле этого слова. Движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития. Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие. Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо. Монтессори-материалы способствуют "поляризации внимания", направленного к выявлению глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений. Таким образом достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности. Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости. Монтессори-материалы - это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми, изготовленными непременно из натуральных материалов. Дизайн Монтессори-материалов не менялся со дня создания, т.е. почти 100 лет. Для изготовления деревянных материалов применяются ценные сорта дерева, все материалы изготавливаются очень качественно, некоторые из них достаточно сложны в изготовлении. Поэтому стоят настоящие монтессори-материалы дорого. Список некоторый материалов и занятий, используемых в монтессори-группах: Сенсорное развитие Рамки с застежками - обучение конкретным, навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами. Коричневая лестница - представляет различия между двумя измерениями и знакомит с понятиями: тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый. Розовая башня - представляет различия величины в трех измерениях и помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький. Красные штанги - представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями: короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный. Блоки цилиндров - представляют собой четыре набора с девятью цилиндрами в каждом. Первый набор состоит из цилиндров различных по высоте; второй - цилиндры различные по диаметру; два других включают цилиндры различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук необходимую при письме.Цветные цилиндры - каждый набор соответствует параметрам размеров одного из наборов блоков цилиндров.Шумовые цилиндры - этот набор состоит из двух деревянных коробок, каждая из которых, содержит шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, т.е. каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров. Развитие речи Буквы, вырезанные из песчаной бумаги, позволяют ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и ассоциировать звук буквы с ее очертанием.Металлические вкладки - десять математических вкладок разной геометрической формы. Вкладки имеют маленькую ручку для удерживания и перемещения. Прослеживание контура вкладки помогает подготовить руку и глаз к письму. Математическое развитие Красно-синие штанги - набор из 10 штанг того же размера что и красные штанги, но каждая штанга делится на красно-синие части. Эти упражнения учат первичным основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания вычитания, умножения и деления. Коробка с веретенами - две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию. Золотые бусины - эти материалы обеспечивают введение в понятие счета, количества и основных математических функций. Геометрические тела - обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм. Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы. | |
Ход занятия в Монтессори-группе Самостоятельная работа В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку - любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Монтессори требовала одного – предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Поэтому девиз Монтессори: «Помоги мне это сделать самому». И именно поэтому основное время на занятии (75%) уделяется свободной деятельности, когда каждый ребенок вправе САМ выбрать: - материал;
- длительность работы с ним;
- способ организации работы с материалом - индивидуально или совместно с кем-то из учащихся.
Это три свободы в Монтессори-группе. Но свобода ограничена правилами, которые необходимо выполнять. Важно, чтобы эти правила не были навязаны ребенку, а впитаны им в процессе познавательной деятельности. Например, ребенок довольно быстро усваивает, что если он не отбирает у других материал, то и сам может спокойно работать, не беспокоясь, что ему помешают. А чтобы ребенку было легче запомнить наши немногочисленные правила, мы формулируем их коротенькими простенькими стишками: Мы в нашей группе не кричим, Когда работаем - молчим. В нашей группе всем известно – Все, что взял - клади на место. Мы друг другу не мешаем, Если просят – помогаем. Круг После самостоятельных занятий педагог звонит в колокольчик, на его звон все собираются в круг, предварительно убрав на место материалы, с которыми работали. Круг – это совместная работа, направленная на комплексное развитие – моторики, координации движений, слуха, памяти, речи, навыков общения. Во время занятий на кругу дети играют в пальчиковые игры, водят хороводы. Все игровые действия сопровождаются стишками и потешками. Например, названия пальчиков мы заучиваем с помощью вот таких стишков: Палец очень удивлялся: как он главным оказался? Мы-то знаем хорошо - потому что он большой. Покажите пальцем книжку, белку, яблоко, орех… Указательному пальцу все известно лучше всех! А вот так мы развиваем слух: Постучи тихонько тук-тук-тук, и тогда услышишь тихий звук. (Дети тихонько стучат по полу.) Постучи погромче тук-тук-тук, и тогда услышишь громкий звук. (Дети начинают стучать громче.) Это упражнение пользуется особой популярностью у малышей. Играя на кругу, детишки также приобретают и систематизируют знания, необходимые в повседневной жизни, например, учатся различать "право" и "лево". Творческая работа После игр на кругу садимся за рабочие столики, и выполняем какую-либо творческую групповую работу. Это может быть рисование, лепка или аппликация. Во время творческой части занятия детишки не только приобретают практические навыки и развивают художественные способности, но и накапливают словарный запас: все этапы работы проговариваются вслух, и малыши запоминают названия предметов, с которыми работают, названия действий, которые совершают. "Свеча" Завершаются занятия особым ритуалом "свеча": все снова собираются в круг, выключается свет, каждому ребенку вручают маленькую горящую свечку. В эти моменты даже самые активные и подвижные малыши затихают и успокаиваются, воспринимая происходящее как священное таинство. Мамы и монтессори-педагог тихо напевают прощальную песенку, и дети по очереди задувают свои свечки и прощаются до следующего занятия. | |