Правила изложения практического материала исследовательской работы
В последнее время, все чаще стали появляться работы опытно-экспериментального характера. Работы такого содержания являются наиболее сложными для студента, поскольку предполагают проведение экспериментальной части исследования, что требует большего количества времени и сил. Однако, все усилия оправданы, поскольку выполнение таких работ оказывает неоценимую помощь студенту в его будущей профессиональной деятельности.
При описании практической части исследования следует указать следующие основные моменты:
1. Выделить цель, с которой был проведен эксперимент.
2. Указать автора методик и литературный источник, из которого он взят.
3. Дать краткую характеристику испытуемых – указать их количество (не менее 10 человек), пол, возраст, а также характеристики испытуемых, которые представляют интерес для проводимого исследования.
4. Указать используемую аппаратуру - дается описание используемых приборов или аппаратов, ее назначения, технических характеристик (если исследование проводилось с использованием аппаратуры).
5. Оценить уровень сформированности тех или иных знаний, умений, качеств личности дошкольников, учащихся и др. можно лишь в процессе каких-либо определенных действий, совершаемых этими людьми, когда они могут активно проявить свои знания, умения, качества личности. В процессе практической или опытно-экспериментальной работы студент должен определиться в своих измерителях и характеристиках наработанного фактического материала: в параметрах, критериях, показателях, которые должны быть представлены в тексте работы [14, С.31]. Автору исследования необходимо четко выделить, по каким измерителям будет производиться оценка явлений или процессов.
Параметр – характеристика процесса, явления или системы. Известны следующие параметры усвоения знаний: число учебных элементов в учебном предмете (полнота предмета), уровень усвоения содержания предмета (уровень усвоения деятельности), ступень абстракции изложения содержания предмета (научность обучения), автоматизация усвоенной деятельности (освоение деятельности), осознанность усвоения (способность к аргументации решений и действий).
Критерий– признак, согласно которому процесс, явление или результат можно оценить и отнести к одному из уровней (ступеней, степеней).
Показатель – величина, измеритель, характеризующий состояние какого-то одного аспекта функционирования системы.
Например, в проблеме развития познавательной активности учащихся параметрами, характеризующими ее, могут быть: вопросы познавательного характера учащихся к учителю, самостоятельный поиск информации по учебному предмету, инициатива в выполнении творческой задачи познавательного характера и т.д. Критериями познавательной активности может быть частота, полнота и т.д. проявления этих характеристик. Показателями являются конкретные числовые характеристики их проявлений у детей в единицу условно взятого времени (в течение одного урока или часа и т.д.). Определив основные параметры, критерии и показатели изучаемого явления, автор опирается, выбирая методики и проводя описание результатов.
6. Описать процедуру проведения, указать последовательность и условия проведения используемых методик, предлагаемые инструкции. При описании практической части исследования целесообразно приводить убедительные примеры и давать оценки.
7. Распространенной ошибкой в представлении практического материала исследования является ее описательный характер, когда студент просто описывает процесс наблюдения, эксперимента и пр., не подвергая полученные факты анализу или ограничиваясь только их количественной характеристикой в «процентах». Следует помнить, что собранный фактический материал тщательно изучается, анализируется и обрабатывается количественно и качественно. Качественный анализ позволяет выявить, какие показатели в поведении, деятельности, знаниях детей выражены более интенсивно, какие менее, констатировать наличие или отсутствие определенных проявлений. Количественный анализ предполагает подсчет показателей по выделенным критериям (количество верных и ошибочных ответов, количество выделенных признаков и т.д.), выделение процентного соотношения тех или иных факторов, признаков и т.п., что выражается в таблицах, гистограммах.
8. Составной частью психолого-педагогических исследований являются измерения. Их функции заключаются в количественном выражении уровня развития, наличия или интенсивности определенных признаков или свойств (знаний, умений, способностей и т.д.), которые изменяются под влиянием учебно-воспитательного процесса. Измерения подразделяют на прямые и косвенные [14,с.15]. Прямое представляет собой непосредственное сравнение измеряемого объекта с нормативом, эталоном (вес, рост и т.д.). Косвенное осуществляется на основе работы воспитанников, ответов на вопросы, разных проявлений в поведении (дисциплинированность, активность, моральные качества и т.п.). Самым простым способом измерения в педагогических исследованиях являются устные, письменные экзамены и практические занятия. С их помощью определяются продуктивность работы участников исследования, их характерные черты и особенности.
9. Результаты исследования - полученные данные - целесообразно представить в виде таблиц, гистограмм и сопроводить текстовым пояснением к ним.
10. В большинстве случаев, студент останавливается только на оценке положительных сторон проведенной работы, уменьшая или игнорируя негативные явления, замалчивая возникшие трудности, или искажает результаты своего исследования. Только строгий, объективный анализ всех положительных и отрицательных моментов и результатов проведенного исследования может дать действительную картину состояния вопроса, позволяет выявить реальные трудности и дать действенные практические результаты. Умение студента критически оценить собственный опыт работы и сделать правильные выводы для практики – важнейший показатель зрелости профессиональной педагогической подготовки и научного мышления студента-выпускника, который получает первый опыт выполнения исследовательской деятельности при написании работы.
Заключение, список использованных источников и приложение
Заключение– небольшая по объему часть работы (не менее 1 - 2 страниц курсовой работы; 2 - 3 страниц выпускной квалификационной работы), где логично и аргументировано представляются главные выводы, обосновываются предложения, характеризующие в сжатом виде итоги исследовательской деятельности студента.
Необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении. Однако, следует предупредить студентов от распространенной ошибки, когда в заключении автор работы констатирует выполнение поставленных задач следующим образом: «Изучены теоретические подходы к проблеме психологической готовности ребенка к обучению в школе. Рассмотрены и проанализированы методики диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе. Апробированы методики...». В заключении же необходимо сделать краткий, доказательный, обоснованный и содержательный вывод, к которому пришел автор, решая ту или иную задачу.
Целесообразно выделить практическую значимость научного исследования. Автором излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов исследования. Следует учесть, что каждая рекомендация, сделанная в работе, должна быть обоснована с позиций эффективности, целесообразности и перспектив использования в практической деятельности или образовательном процессе. Кроме того, следует отметить перспективу дальнейшего исследования по данной теме, очертить встающие новые задачи, оценить возможные перспективы их научного развития.
Образец написания заключения представлен в приложении Ж.
Библиографический список (список использованных источников)
Отличительной чертой современного общества является расширение информационного пространства. Современный уровень информатизации общества делает информацию бескрайней и доступной почти каждому. Умение своевременно получить, обработать, проанализировать и принять соответствующее решение – ключ к успеху современного человека.
Начиная исследование, студент осуществляет библиографический поиск – продолжительный труд, значение которого огромно, поскольку от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество учебно-исследовательской деятельности. В результате данной работы составляется библиографический список – перечень изученных автором источников, используемых в ходе работы над темой. Библиографический список всегда просматривается тем, кто знакомится с работой, и дает адекватную информацию об уровне осведомленности исследователя в историческом и современном состоянии вопроса, о широте научного кругозора автора, а также позволяет судить о научной культуре студента и его этичной позиции по отношению к авторам используемых источников.
В ходе библиографического поиска библиография возрастает. Для написания исследовательской работы рекомендуется познакомиться и проанализировать не менее 30 литературных источников: из них третья часть – научные и научно-популярные журналы, до 10 источников - Интернет источники. Однако стоит предупредить автора работы от распространенной ошибки – не пытайтесь искусственно расширить этот список за счет работ, с которыми вы не работали, поскольку дополнительные источники легко проверяются членами комиссии.
Большинство включенных в библиографический список источников необходимо отразить в тексте работы с помощью ссылок.
Внимательно работая с литературой, необходимо переписать полную и точную информацию о книге или статье, что в последствии при составлении библиографического списка поможет составить библиографическое описание. Библиографию необходимо вести весьма тщательно, чтобы в дальнейшем не возвращаться несколько раз к какому-либо источнику, когда автор работы забывает записать, сколько в книге страниц или какой год ее издания. Составление библиографического описания регламентируется государственным стандартом, в котором установлены общие требования к описанию документа и правила его составления, с которыми мы познакомимся позднее.
При подготовке исследовательской работы используются различные источники:
1. Научная литература: монография, диссертация, автореферат диссертации, статья из научного журнала, сборник научных статей, материалы конференций, тезисы доклада, рецензия, аннотация, брошюра.
2. Справочно-информационная литература: энциклопедия, энциклопедический словарь, справочник, терминологический словарь, толковый словарь.
3. Учебная литература: учебник, курс лекций и учебно-методическое пособие.
4. Материалы информационной сети Интернет широко используютсяв настоящее время и позволяют с минимальными затратами труда и в кратчайшие сроки получить информацию по интересующей теме.
Сущность перечисленных источников раскрыта в терминологическом словаре, представленном в приложении О.
Необходимо отметить, что в ходе библиографического поиска автору работы следует отдавать предпочтение работе с научной литературой, в которой широко представлены различные аспекты современных проблем воспитания, развития и обучения; и как можно меньше работать с учебной литературой, в которой раскрывается содержание того или иного учебного курса.
Приложения – заключительная часть исследовательской работы, которую нельзя рассматривать лишь как иллюстрации к выполненному исследованию, она должна наглядно представлять результаты исследования и иметь прямую связь с текстом работы. Приложения размещаются в конце работы.
Приложение помогает облегчить восприятие содержания работы, и может включать в себя методические материалы, дополняющие текст (описание новой методики или технологии), таблицы – протоколы результатов исследования, инструкции, анкеты, методики, копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций и правил, продукты самостоятельной деятельности детей. Данные материалы могут быть, как разработаны автором, так и заимствованы.
Все материалы, представленные в приложении, обеспечивают доказательность и репрезентативность выполненного исследования.
В заключение отметим, что после того как весь материал собран и написан предварительный вариант работы, следует провести ее научное и литературное редактирование – приведение материала в строгое соответствие с оглавлением работы и темой, уточнение всех научных понятий и терминов, логическое построение материла, устранение повторов, усиление доказательности и обоснованности изложения, а также устранение орфографических и стилистических ошибок. Автор работы оформляет окончательный вариант рукописи и сдает ее в отпечатанном, сброшюрованном виде научному руководителю для написания отзыва.
Стиль изложения материла
«Смутно пишут о том, что смутно себе представляют» (Михаил Ломоносов) [12, с.492]. Стиль изложения материала является показателем общей культуры автора и степени его проникновения и понимания сути проблемы исследования. «Кто ясно мыслит, ясно излагает» (Никола Буало) [12, с.493].
Следует помнить, что стилистически неграмотный язык, а тем более наличие в тексте грамматических ошибок могут испортить впечатление от самой талантливой и оригинальной работы. Поэтому автору работы важно обратить внимание на уровень языка и стиля. Стилистические требования, предъявляемые к исследовательским работам, складываются из двух компонентов – требований современного русского литературного языка и требований академического этикета, то есть определенных принципов письменного общения членов научного сообщества между собой.
Язык и стиль научной работы как часть письменной научной речи сложились под влиянием, так называемого академического этикета, суть которого заключается в интерпретации собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования научной истины. Уже выработались определенные традиции в общении ученых между собой как в устной, так и письменной речи. Однако не следует полагать, что существует свод «писаных правил» научной речи. Можно говорить лишь о некоторых особенностях научного языка, уже закрепленных традицией.
Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность.
Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале; прежде всего; затем; во-первых; во-вторых; значит; итак и др.), противоречивые отношения (однако; между тем; в то время как; тем не менее), причинно- следственные отношения (следовательно; поэтому; благодаря этому; сообразно с этим; вследствие этого; кроме того; к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдет к..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть), итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог; следует сказать...).
В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные; этот; такой; названные; указанные и др.).
Не всегда такие и подобные им слова и словосочетания украшают слог, но они являются своеобразными дорожными знаками, которые предупреждают о поворотах мысли автора, информируют об особенностях его мыслительного пути. Читатель работы сразу понимает, что слова "действительно" или "в самом деле" указывают, что следующий за ними текст предназначен служить доказательством, слова "с другой стороны", напротив" и "впрочем" готовят читателя к восприятию противопоставления, "ибо" - объяснения.
В некоторых случаях словосочетания рассмотренного выше типа не только помогают обозначить переходы авторской мысли, но и способствуют улучшению рубрикации текста.
Например, слова "приступим к рассмотрению" могут заменить заглавие рубрики. Они, играя роль невыделенных рубрик, разъясняют внутреннюю последовательность изложения, апотому в научном тексте очень полезны.
Для образования превосходной степени чаще всего используются слова "наиболее", "наименее". Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой "по" (например, "повыше", "побыстрее"), а также превосходная степень прилагательного с суффиксами -айш-, -ейш-, за исключением некоторых терминологических выражений, например, "мельчайшие частицы вещества".
Часто употребляется изъявительное наклонение глагола, редко - сослагательное наклонение и почти совсем не употребляется повелительное наклонение. Широко используются возвратные глаголы, пассивные конструкции, что обусловлено необходимостью подчеркнуть объект действия, предмет исследования (например, "В данной статье рассматриваются...", "Намечено выделить дополнительные кредиты...").
В научной речи очень распространены указательные местоимения "этот", "тот", "такой". Они не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания (например, "Эти данные служат достаточным основанием для вывода..."). Местоимения "что-то", "кое-что", "что-нибудь" в силу неопределенности их значения в тексте работ обычно не используются.
Преобладают сложные союзные предложения. Отсюда богатство составных подчинительных союзов "благодаря тому что", "между тем как", "так как", "вместо того чтобы", "ввиду того что", "от того что", "вследствие того что", "после того как", "в то время как" и др. Особенно употребительны производные отыменные предлоги "в течение", "в соответствии с...", "в результате", "в отличие от...", "наряду с...", "в связи с...".
Объективность изложения - основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно).
Принципиальную роль при изложении содержания работы играет строгость и четкость применяемой терминологии. Употреблять термины и понятия нужно в точном значении, однозначно, умело и к месту. Поэтому в процессе написания исследовательской работы следует постоянно следить за тем смыслом, который исследователь вкладывает в используемый общеупотребительный или специальный термин или понятие.
Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению; по сведениям; по мнению; по данным; по нашему мнению и др.).
Стиль письменной научной речи - это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Поэтому не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: "я наблюдал", "я считаю", "по моему мнению" и т.п. Корректнее использовать местоимение "мы", но желательно обойтись без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного лица, в которых исключается местоимение "мы", т.е. фразы строятся с употреблением слов "наблюдаем", "устанавливаем", имеем". Можно использовать выражения: "на наш взгляд", "по нашему мнению", однако предпочтительнее писать "по мнению автора" (работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: "изучение опыта свидетельствует о том, что...", "на основании выполненного анализа можно утверждать...", "проведенные исследования подтвердили..." и т.п.
Обычно в исследовательской работе избегают вводных, общих фраз (например, "автор статьи рассматривает…"), излагают материал кратко и точно. Умение отделять основную информацию от второстепенной – одно из основных требований к реферирующему.
Хорошие результаты в выработке умения выделять основную информацию дает известный прием, названный условно фильтрацией и сжатием текста, который включает в себя две операции: разбивку текста на части по смыслу; нахождение в каждой части текста одного слова, краткой фразы или обобщающей формулировки, выражающих основу содержания (ключевое понятие) этой части.
Напечатанная работа тщательно проверяется, все цитаты и цифровой материал сверяются. Автор несет полную ответственность за все опечатки, как в собственном тексте, так и в цитатах и в научном аппарате.
Не выправленные опечатки не только создают неблагоприятное впечатление об авторе работы, характеризуя его небрежность, подчас граничащую с научной недобросовестностью.
В завершении напомним, что стиль изложения материал должен отличаться логичностью, объективностью, точностью, ясностью, и вместе с тем, краткостью изложения. Словам должно быть тесно, а мыслям просторно.
Итак, в основной части исследования студент последовательно описывает и анализирует теоретические и практические аспекты проведенной работы, отмечает положительные стороны и возникшие трудности, оценивает эффективность применяемых методов и анализирует результаты.
Методы исследования
В ходе теоретической и практической работы используются различные методы
педагогического и психологического исследования.
Классификация методов представлена в схеме (рисунок 1).
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ |
МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОИСКА 1. Сравнительно-исторический анализ 2. Причинно-следственного анализа: сравнение, классификация, обобщение 3. Моделирование |
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И УЧЕНИЧЕСКИХ ГРУПП 1. Наблюдение 2. Опрос: беседа, интервьюирование, анкетирование 3. Рейтинг 4. Тестирование 5. Социометрия |
МЕТОДЫ ЗАМЕРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Наблюдение 2. Самооценка 3. Диагностические контрольные работы 4. Анализ продуктов детской деятельности 5. Анализ учебной документации |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ |
Рисунок 1 – Классификация методов диагностики
К эмпирическим методам относят изучение литературы, изучение нормативных, инструктивно-методических документов, педагогическое наблюдение, эксперимент.
Группа социологических методов – это методы сбора информации: наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование, рейтинг, изучение и обобщение чьего-то опыта и др.
К теоретическим методам относят историко-генетический метод, моделирование, различные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, сравнение, обобщение и др.
Рассмотрим более подробно методы экспериментального исследования.
Первая группа методов — диагностика на основе наблюдения — обязательно предполагает введение наблюдения и преимущественное использование его результатов для диагностических выводов. В процедуру наблюдения в этом случае вводятся стандартные схемы и условия, которые точно определяют, что наблюдать, как наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения, как их оценивать, интерпретировать и делать на их основе выводы. Практически в любой КР и ВКР встречается метод наблюдения, однако не всегда он приносит ожидаемые результаты. Поэтому для использования наблюдения как метода исследования необходимо определить:
- задачи, стоящие перед наблюдателем;
-объекты, которые будут подвергнуты наблюдению;
-способ проведения наблюдения;
-способ фиксации полученных данных (протоколирование, видеосъемка, фотографирование, звукозапись);
-методы анализа результатов наблюдения.
Методы диагностики через процедуру опроса основаны на допущении о том, что нужные сведения об особенностях человека можно получить, анализируя письменные или устные ответы на серию стандартных, специально подобранных вопросов.
Есть несколько разновидностей этой группы методов: анкета, опросник, интервью.
Анкетой называется такой метод, при котором испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает кое-какие социально-демографические данные о себе, например свой возраст, профессию, уровень образования, место работы, должность, семейное положение и т.п.
Опросником называют метод, в котором испытуемому задают ряд письменных вопросов. Такие вопросы обычно бывают двух типов: закрытые и открытые. Закрытыми называют вопросы, предполагающие стандартизированный ответ или серию таких ответов, из числа которых испытуемый должен выбрать тот, который более всего подходит ему и соответствует его мнению. Примеры подобных ответов на стандартные вопросы: «да», «нет», «не знаю», «согласен», «не согласен», «трудно сказать». Открытыми называют такие вопросы, которые предполагают ответ, даваемый в относительно свободной форме, избираемой произвольно самим испытуемым. Ответы на такие вопросы в отличие от закрытых обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу.
Вопросы опросника, кроме того, могут быть прямыми и косвенными. Прямыми называются такие вопросы, отвечая на которые испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или иного качества. Косвенными именуются вопросы, в ответах на которые не содержится прямых оценок испытуемым изучаемого свойства, но по которым, тем не менее, косвенно можно судить об уровне его развития.
Помимо письменных опросов, о которых шла речь, есть устные опросы. Один из них называется интервью. Экспериментатор сам задает испытуемому вопросы и сам же записывает ответы на них.
Эти вопросы заранее определены и могут быть тех же типов, что и при письменном опросе.
Одним из методов через анализ результатов деятельности является контент-анализ, при котором содержательному анализу по заранее определенной схеме подвергаются письменные тексты испытуемого, его произведения, письма, продукты деятельности. Задача контент-анализа состоит в том, чтобы выявить и оценить характеристики человека, которые проявляются в том, что он делает, в частности, в продуктах его письменного творчества.
Тестами называют стандартизированные методики диагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Под стандартизированностью таких методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.
Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены, если, разумеется, тест применялся правильно. Из всех возможных диагностических методик к тестам предъявляются самые строгие требования.
Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные (оценивают степень развитости у человека различных познавательных процессов), личностные и межличностные. По особенностям используемых задач выделяют практические, образные и словесные (вербальные) тесты. По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым, тесты делятся на бланковые, аппаратурные. По объекту оценки — на процессуальные тесты, тесты достижений, тесты состояний и свойств.
Существуют определенные, строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации его результатов. Наиболее важные из этих правил следующие:
1. Прежде чем применять тот или иной тест, исследователю необходимо познакомиться с ним и попробовать его на самом себе или на другом человеке. Это позволит в дальнейшем избежать возможных ошибок, связанных с проведением тестирования и обусловленных недостаточно хорошим знанием его нюансов.
2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли их и сопровождающую тест инструкцию.
3. Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, способного изменить результаты тестирования.
4. Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования. Это, в частности, касается приемов математико-статистической обработки первичных данных, которые также должны быть строго и заранее установлены.
Прежде чем приступить к практическому тестированию, необходимо провести определенную подготовительную работу к нему. Она состоит в следующем. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью проводится тестирование, какие данные в результате него могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она была правильно понята всеми испытуемыми. Убедившись в этом, исследователь приступает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих достоверность получаемых результатов.
Описание диагностических методов и методик, а также все необходимые материалы – бланки, рисунки, отражаются в приложении работы. Принято все методики представлять в одном приложении, которое так и обозначают – например, Диагностические методики экспериментального выявления уровня внимания.