VIII. Проверка выполненных заданий. IX. Подведение итогов урока
IX. Подведение итогов урока
-- Вспомните названия весенних месяцев.
— Как вы понимаете поговорку: «Март - свет, апрель — вода, май ..... цветы».
—- Первая победа солнца — весна света. Она началась, когда на полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, скворцы и прилетели к нам.
Еще не кончилась весна света, а солнце повело уже второе наступление.
Вторая победа солнца — весна воды. Вот и паводок — весенний разлив. Напоит вода землю.
Как вы думаете, какая будет третья решительная победа солнца? {Весна зелени).
Весна, весна кругом живет и дышит. Весна, весна шумит со всех сторон!
Л. Толстой
X. Домашнее задание
Выучить стихотворение Л. Плещеева «Весна» наизусть.
Урок №77
Тема: В. Орлов «Ночной гость», «Первый гром»
Цель: совершенствовать умение читать вслух, регулируя речевое дыхание, громкость и скорость чтения, навык чтения молча; развивать умение читать выразительно; совершенствовать умение определить эмоциональное настроение произведений различных жанров; создавать условии для развития речи, умения эмоционально воспринимать красоту весенней природы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учащиеся читают выразительно стихотворение Л. Плещеева «Весна».
III. Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка
1. Дыхательная разминка. Упражнение «Перышко»
— Представьте, что у вас на ладони лежит перышко. Подуйте на него, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе.
Речевая разминка.
— Прочитайте слова молча:
заяц корова апельсин
горох шкаф автобус
ёжик стул абрикос
медведь коза яблоки
капуста диван автомобиль
волк овца трамвай
— Разделите слова на две группы.
— Назовите первый звук во всех словах.
IV. Подготовка к восприятию произведения
1. Учитель читает стихотворение.
К нам Весна шагает Черные проталины
Быстрыми шагами, На полях видны.
И сугробы тают Верно, очень теплые
Под ее ногами. Ноги у Весны.
И. Токмакова
2. Беседа.
— О чем говорится в этом стихотворении?
— Какие глаголы использует автор, чтобы показать приближение весны?
— Как вы понимаете словосочетание «теплые ноги».
— Какие изменения произошли в природе с наступлением весны?
-- Весенняя природа воспета во многих песнях, в музыке русских композиторов. Весной природа просыпается. Утром года назвал это время А. С. Пушкин:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года...
— Давайте послушаем произведение П. Чайковского, а вы расскажете о своих впечатлениях, навеянных музыкой.
3, Прослушивание пьесы «Апрель» из фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года».
(Учащиеся высказывают свои впечатления.)
V. Работа с текстом стихотворения В. Орлова «Ночной гость»
Чтение произведения учителем (с. 69).
Лексическая работа.
• Украдкой — скрытно, незаметно для других.
Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Какое настроение передается в стихотворении? Почему?
Анализ произведения, выборочное чтение.
— Что вы представляли, слушая это стихотворение?
— Какие картины можно нарисовать к этому произведению?
— Какие весенние приметы описаны в стихотворении?
— Не показался ли вам мороз проказником? Если да, то почему?
— Как описан туман? Какое слово употребляет автор для описания тумана?
— Почему автор говорит, что мороз «бежит, сверкай пятками и остатком серебра»?
5. Чтение произведения учащимися:
а) комбинированное чтение «учитель — ученик»;
б) чтение в парах (прочитать друг другу стихотворение весело, задорно, заразив своим радостным настроением товарища.)
Выразительное чтение.
Физкультминутка
VI. Работа с текстом стихотворения В. Орлова «Первый гром»
Чтение произведения учителем (с. 70).
Лексическая работа.
• Вешний — весенний.
Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Какое настроение передается в стихотворении? Почему?
Анализ произведения.
— Что вы представляли, слушая это стихотворение?
— Какие картины можно нарисовать к этому произведению?
— Почему автор говорит «молния включила первый гром»?
— Что обозначает выражение «эхо покатилось кувырком»? Как вы это представляете?
— Как автор показывает, что проснулись деревья?
— Какой вид у деревьев весной? Почему им холодно?
— Соответствует ли название стихотворения его содержанию? Докажите.
— Что характерно для стихов В. Орлова? (Необычность образов: мороз бежит, сверкая пятками; туман сиреневый вьется; сок бежит, как ток.)