VIII. Проверка выполненных заданий. IX. Подведение итогов урока

IX. Подведение итогов урока

-- Вспомните названия весенних месяцев.

— Как вы понимаете поговорку: «Март - свет, апрель — вода, май ..... цветы».

—- Первая победа солнца — весна света. Она началась, ког­да на полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, скворцы и прилетели к нам.

Еще не кончилась весна света, а солнце повело уже второе наступление.

Вторая победа солнца — весна воды. Вот и паводок — ве­сенний разлив. Напоит вода землю.

Как вы думаете, какая будет третья решительная победа солнца? {Весна зелени).

Весна, весна кругом живет и дышит. Весна, весна шумит со всех сторон!

Л. Толстой

X. Домашнее задание

Выучить стихотворение Л. Плещеева «Весна» наизусть.

Урок №77

Тема: В. Орлов «Ночной гость», «Первый гром»

Цель: совершенствовать умение читать вслух, регулируя речевое дыхание, громкость и скорость чтения, навык чтения молча; развивать умение читать выразительно; совершенствовать умение определить эмоциональное настроение произведений различных жанров; созда­вать условии для развития речи, умения эмоционально воспринимать красоту весенней природы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают выразительно стихотворение Л. Плещеева «Весна».

III. Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка

1. Дыхательная разминка. Упражнение «Перышко»

— Представьте, что у вас на ладони лежит перышко. Подуй­те на него, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе.

Речевая разминка.

— Прочитайте слова молча:

заяц корова апельсин

горох шкаф автобус

ёжик стул абрикос

медведь коза яблоки

капуста диван автомобиль

волк овца трамвай

— Разделите слова на две группы.

— Назовите первый звук во всех словах.

IV. Подготовка к восприятию произведения

1. Учитель читает стихотворение.

К нам Весна шагает Черные проталины

Быстрыми шагами, На полях видны.

И сугробы тают Верно, очень теплые

Под ее ногами. Ноги у Весны.

И. Токмакова

2. Беседа.

— О чем говорится в этом стихотворении?

— Какие глаголы использует автор, чтобы показать прибли­жение весны?

— Как вы понимаете словосочетание «теплые ноги».

— Какие изменения произошли в природе с наступлением весны?

-- Весенняя природа воспета во многих песнях, в музыке русских композиторов. Весной природа просыпается. Утром года назвал это время А. С. Пушкин:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года...

— Давайте послушаем произведение П. Чайковского, а вы расскажете о своих впечатлениях, навеянных музыкой.

3, Прослушивание пьесы «Апрель» из фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года».

(Учащиеся высказывают свои впечатления.)

V. Работа с текстом стихотворения В. Орлова «Ночной гость»

Чтение произведения учителем (с. 69).

Лексическая работа.

• Украдкой — скрытно, незаметно для других.

Проверка эмоционального восприятия произведения.

— Какое настроение передается в стихотворении? Почему?

Анализ произведения, выборочное чтение.

— Что вы представляли, слушая это стихотворение?

— Какие картины можно нарисовать к этому произведению?

— Какие весенние приметы описаны в стихотворении?

— Не показался ли вам мороз проказником? Если да, то по­чему?

— Как описан туман? Какое слово употребляет автор для опи­сания тумана?

— Почему автор говорит, что мороз «бежит, сверкай пятками и остатком серебра»?

5. Чтение произведения учащимися:

а) комбинированное чтение «учитель — ученик»;

б) чтение в парах (прочитать друг другу стихотворение весело, задорно, заразив своим радостным настроением то­варища.)

Выразительное чтение.

Физкультминутка

VI. Работа с текстом стихотворения В. Орлова «Первый гром»

Чтение произведения учителем (с. 70).

Лексическая работа.

• Вешний — весенний.

Проверка эмоционального восприятия произведения.

— Какое настроение передается в стихотворении? Почему?

Анализ произведения.

— Что вы представляли, слушая это стихотворение?

— Какие картины можно нарисовать к этому произведению?

— Почему автор говорит «молния включила первый гром»?

— Что обозначает выражение «эхо покатилось кувырком»? Как вы это представляете?

— Как автор показывает, что проснулись деревья?

— Какой вид у деревьев весной? Почему им холодно?

— Соответствует ли название стихотворения его содержа­нию? Докажите.

— Что характерно для стихов В. Орлова? (Необычность об­разов: мороз бежит, сверкая пятками; туман сиреневый вьется; сок бежит, как ток.)

Наши рекомендации