Этап II. Основной этап ознакомительной педагогической практики
На данном этапе студенты-практиканты осуществляют те виды и функции профессиональной и общественной деятельности олигофренопедагога, которые предусмотрены программой учебной практики в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В основном содержании этапа условно можно выделить два ведущих аспекта работы.
Первое направление деятельности студентов – изучение и анализ диагностико-прогностической деятельности олигофренопедагога. Степень самостоятельности в приобретении указанных умений увеличивается постепенно:
· первоначально, студенты изучают специфику обследования учащихся;
· вслед за этим на основе проведенного анализа, обобщения и интерпретации результатов наблюдения студенты устанавливают эффективные пути и условия диагностики детей имеющих интеллектуальную недостаточность;
· затем студенты самостоятельно готовят дидактический и наглядный материал с учетом возраста ребенка, нуждающегося в педагогической помощи, и проводят педагогическую диагностику (наблюдение) его состояния. Педагогическое заключение заносится в психолого-педагогическую характеристику (Приложение 1) после обсуждения результатов наблюдения с классным руководителем.
Второе направление деятельности студентов – изучение и анализ всех видов деятельности олигофренопедагога:
особенностей и степени успешности решения таких задач, как:
а) организационные задачи (проведение собственно организационной работы, реализация планирующей, анализирующей и контролирующей работы);
б) задачи коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего педагогического воздействия;
в) задачи профилактической и консультативной работы;
г) задачи методического обеспечения педагогического сопровождения специального (коррекционного) образовательного процесса.
Формирование умений анализа и обобщения педагогического опыта осуществляется путем
· посещения и анализ различных уроков ведущих олигофренопедагогов в школе(Приложение 2);
· тщательного изучения педагогической документации (личных дел детей класса, перспективных и текущих планов педагогических занятий, индивидуальных тетрадей детей и т.д.);
· посещения фронтальных и индивидуальных занятий олигофренопедагов с обсуждением содержания, целей, методов, средств и приемов педагогического воздействия, путей активизации познавательной деятельности учащихся, имеющими интеллектуальную недостаточность, воспитательного аспекта взаимодействия (Приложение 3);
· присутствия на консультациях для родителей учащихся (по возможности) и посещения мероприятий по пропаганде педагогических знаний.
Важным компонентом деятельности студентов в рамках данного аспекта является овладение ими базовыми умениями анализа индивидуальной и фронтальной педагогической работы с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. На основании результатов педагогического обследования и активного изучения педагогического опыта ведущих олигофренопедагогов студенты-практиканты осуществляют перспективное планирование индивидуальной работы с обследованным учащимся по аспектам и компонентам его комплексного сопровождения.
В процессе осуществления всего комплекса учебно-педагогических мероприятий практиканты ведут работу по пропаганде общепедагогических и педагогических знаний среди педагогического коллектива и родителей детей: пополняют материалы педагогического стенда.
После посещения логопедических мероприятий организуется их обсуждение, что способствует формированию умения критически анализировать педагогический процесс, делать аргументированные выводы, вести поиск наиболее оптимальных путей коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего педагогического воздействия.
Результаты анализа и самоанализа фиксируются студентами-практикантами в дневнике педпрактики по определенному плану (Приложения 5,6).
Этап III. Заключительный
Основной целью заключительного этапа учебной практики является обобщение результатов профессиональной подготовки практиковавшихся студентов. На этом этапе осуществляется окончательное оформление документации учебной практики и составляется отчет (Приложение 7).