Оказывает помощь магистрантам по иным вопросам, связанным с прохождением практики и оформлением отчета
Кафедра уголовного права
ПРОГРАММА
учебной практики
(первая практика первого семестра первого года обучения)
Направление 030900 Юриспруденция
Магистерская программа
«Юрист в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства»
Москва,
2012г.
Составитель
Арямов А.А.-д.ю.н., проф. профессор кафедры уголовного права РАП
Научный руководитель магистерской программы – Арямов А.А., д.ю.н., проф., профессор кафедры уголовного права РАП.
Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 года №1763 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), Магистерская программа «Юрист в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства», а также «Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования».
Общие требования к организации и содержанию практики определяются Федеральным государственным стандартом подготовки магистров по указанной специальности, уточняются в соответствии со спецификой программы специализированной подготовки и рабочим планом.
Программа учебной практики одобрена на заседании кафедры Уголовного права РАП (Протокол №__ от _______2012г.).
Программа утверждена Учебно-методическим советом Российской академии правосудия (протокол № от 2012 года).
© Российская академии правосудия, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ | |
Цели и задачи учебной практики | |
Организация и порядок проведения учебной практики | |
Требования к студенту при прохождении практики | |
Обязанности руководителей практики | |
Порядок защиты практики | |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ | |
Содержание учебной практики в судебных органах |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость учебной практики составляет 9 зачетных единиц.
СРОК
Учебной практики
Разделы (этапы) практики | Виды учебной работы на практике включая самостоятельную работу студентов (трудоемкость в ч.) | Формы текущего контроля |
Организация Сбор мате Системати прохождения риалов зация собра практики нных мате риалов | ||
| 4 60 26 4 22 | Собеседование с руководителем практики. Контроль со стороны руководителя практики по месту ее прохождения. Рецензирование руководителем отчета по практике и защита отчета о практике. |
С 8 октября по 18 ноября
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цели и задачи учебной практики:
Цели учебной практики:
- углубление и закрепление знаний полученных в процессе теоретического обучения;
- приобретение профессионального опыта по юридической специальности;
- формирование и закрепление прикладных навыков, связанных с профессиональными и социально-личностными компетенциями будущих магистров, расширением их практических и аналитических возможностей осуществления самостоятельной профессиональной деятельности.
Целеполагание учебной практики определяется двухуровневой ее структурой. На первом этапе организации учебной практики преследуется цель закрепления навыков анализа применимых к охраняемым или спорным правоотношениям норм материального и процессуального права, изучения сформированной судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам. На втором этапе прохождения учебной практики необходимо формировать прикладные навыки анализа судебной практики с учетом особенностей оценки сформированной доказательственной базы для подготовки проектов судебных актов, соглашений об урегулировании споров во внесудебном порядке и проч.
Задачи учебной практики
- улучшение качества профессиональной подготовки и нравственного воспитания будущих специалистов для судебной системы;
- закрепление полученных теоретических знаний по правовым дисциплинам;
- укрепление связи обучения с практической деятельностью;
- овладение современными навыками анализа применимых к охраняемым или спорным правоотношениям норм материального или процессуального права;
- овладение передовыми навыками эффективного поиска, обработки и анализа правового материала, включая современные телекоммуникационные системы и базы данных;
- овладение навыками использования такой информации при подготовке процессуальных документов и судебных актов;
- расширение и закрепление навыков работы с юридической и специальной литературой и другими специализированными базами данных, как национального, так и международного характера;
- формирование навыков самостоятельной работы с доказательственной базой в судебном процессе, включая навыки сбора, исследования, оценки доказательств в гражданском уголовном и административном процессах..
Учебная практика является составной частью образовательной программы подготовки магистров. Учебная практика осуществляется в форме ознакомления с реальной профессиональной деятельностью и связана с изучением материалов конкретных дел, находящихся в производстве соответствующих судов, а также с присутствием на судебных заседаниях и с ознакомлением с организацией работы судов. Материалы учебной практики используются магистрантом при написании выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) в соответствии с утвержденной ему темой. Результаты прохождения учебной практики должны быть оформлены в письменном виде – в форме отчета – с размещением на официальном сайте Российской академии Правосудия.
Компетенции.
Также в результате прохождения практики магистрант должен продемонстрировать следующие качества:
1) обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
- способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
2)обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
а) в правоприменительной деятельности:
- способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
б) в нормотворческой деятельности:
- способностью участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в) в правоохранительной деятельности:
- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-3);
- способностью выявлять, пресекать, раскрывать, расследовать правонарушения и преступления, а также осуществлять правосудие (ПК-4);
- способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
- способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6)
г) в эксперно-консультационной деятельности:
- способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
- способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
д) в организационно-управленческой деятельности:
- способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
- способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
е) в научно-исследовательской деятельности:
- способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
ж) в педагогической деятельности:
- способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методологическом уровне (ПК-12);
- способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
- способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);
- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
Организация и порядок проведения учебной практики:
1. Место проведения практики.
Местом прохождения учебной практики являются суды общей юрисдикции и арбитражные суды РФ, в которые магистранты направляются Российской Академией Правосудия. В данных учреждениях магистрантам должны быть определены рабочие места для выполнения индивидуальных заданий по программе практики.
За месяц до начала практики проводится распределение магистрантов по местам практики, которые определяются деканатом факультета на основании заключенных договоров с базовыми учреждениями.
Направление магистрантов на учебную практику осуществляется на основании приказа ректора Академии. Возможно направление на практику в индивидуальном порядке на основании заявки от организаций (учреждений, органов), предоставленной магистрантом в деканат факультета в установленные сроки.
Допускается прохождение магистрантами учебной практики по месту работы (если оно относится к юрисдикционным органам), на основании представленного в деканат факультета за месяц до начала практики заявления магистранта и письма от работодателя о возможности предоставить магистранту место практики.
2. Порядок направления на практику.
Направление магистрантов на практику осуществляется в соответствии с учебным планом и подтверждается приказом по академии не позднее, чем за две недели до начала практики. За неделю до начала практики проводится установочное собрание, на котором студентам разъясняется порядок прохождения практики, выдаются: дневник, программа практики и направление на практику.
После проведения зачетов по практике со студентами проводится итоговая конференция, цель которой качественный анализ состоявшейся практики. Студенты, выступая на данной конференции, рассказывают о полученных практических навыках, а также о наиболее интересных и спорных вопросах возникающих в результате анализа конкретных дел, при этом освещают положительные или отрицательные моменты, в организации и проведении практики.
3. Объем практики и виды проводимых работ
Учебная практика проводится сообразно учебному плану магистерской подготовки как по общему сроку, исчисляемому неделями, так и трудоемкости в академических часах. Ознакомление осуществляется с:
- работой судов общей юрисдикции и арбитражных судов РФ (организация, структура, функции, полномочия), для чего изучаются: правила внутреннего трудового распорядка, инструкция по делопроизводству и иные нормативные акты, действующие в судах;
- судебными актами государственных органов и судебных инстанций ( в ходе чего осуществляется выявление причин судебных ошибок и разработка предложений по их профилактике и формированию единообразия судебной практики);
- иными видами деятельности по изучению и обобщению судебной практики в соответствии с индивидуальной программой каждого магистранта (либо их группы при выполнении коллективных заданий).
4. Содержание практики.
Учебная практика предполагает последовательное прохождение следующих этапов:
- организационный (подготовка к осуществлению программной деятельности, при необходимости осуществляется утверждение индивидуального или группового плана работ, данный этап рекомендуется завершить в первый день прохождения практики, форма отчетности на этом этапе сводится к представлению индивидуального плана деятельности, который в ходе прохождения практики может подвергаться корректированию);
- теоретический (осуществление диагностики проблем в рамках определенной тематики, оценка имеющихся и недостающих знаний, выбор приоритетных направлений изучения судебной практики, конкретизация общих проблем познавательного характера и приемов их освоения, обоснование эффективности избранных методов познания проблем, лежащих в основе охраняемых или спорных правоотношений), в этот период формируется идеальная модель системы методов и приемов нейтрализации выявленных проблем, которая в последующий период должна наполняться реальным содержанием со всеми его казуальными особенностями, результатом деятельности в данном периоде должно быть предложение по анализу судебной практики конкретной категории дел;
- непосредственное выполнение запланированных работ, в ходе которого реализуется разработанная на предыдущем этапе методика, а избранный план действий наполняется конкретным содержанием;
- итоговый (находит отражение в оформлении отчета на основе собранных материалов, может быть подготовлена статья в научное издание или тезисы выступления на научной конференции).
5. Отчетность по практике.
По итогам прохождения учебной практики магистранты готовят отчет, в котором отражается содержание выполненных заданий и полученные результаты по каждой теме проводимых работ. В отчете необходимо продемонстрировать знание поставленных проблем, навыки анализа судебных актов и подготовки предложений по обобщению практики правоприменения по конкретным направлениям. Своевременное представление отчета является условием для допуска магистранта к защите отчета и сдаче зачета в период сессии.
Требования к магистранту при прохождении практики:
До начала практики магистрант обязан:
- ознакомиться с методическими и инструктивными материалами о практике и пройти собеседование у группового руководителя практики;
- принять участие в установочной конференции по вопросам прохождения практики.
Во время прохождения практики магистрант обязан:
- максимально использовать отведенное для практики время, в установленные сроки, в полном объеме и с высоким качеством выполнять все задания предусмотренные программой практики;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности работников соответствующей организации;
- вести дневник практики, в котором ежедневно кратко записывать определенные сведения о проделанной в течение дня работе;
- перед окончанием практики получить характеристику, составить отчет о прохождении практики и заверить у руководителя практикой от организации дневник практики.
После прохождения практики магистрант обязан:
- своевременно представить на кафедру групповому руководителю отчетную документацию о практике;
- защитить отчет о практике, если проект выполняется группой магистрантов, то в отчете о практике должен быть указан конкретный вклад в общие результаты каждого из участников проекта.
При невыполнении программы практики или неудовлетворительной оценке при защите отчета магистрант может быть направлен на повторное прохождение практики.
При прохождении учебной практики магистранты выступают в двух качествах:
- в роли специалиста, осуществляющего анализ судебной практики, выявляющего проблемы правоприменения в работе судов;
- в роли автора научной статьи, подготовленной по материалам учебной практики в соответствии с проблемами по теме магистерской диссертации (выпускной квалификационной работы).
Практикант должен принимать во внимание мотивацию к саморазвитию, стимулировать методы самообразования, овладевать способами управления самообучением.
Магистрантам необходимо научиться давать объективную оценку уровню своих навыков и знаний, заимствовать рациональный опыт, определять эффективность осуществляемой практической деятельности. Следует обращать внимание на последовательность в постановке вопросов, порядка их разрешения, использование рационального мышления и навыков профессионального исследования научно-практических проблем. При защите отчета по практике критерием оценки могут быть характеристики формирования плана работы, четкое следование ему в дальнейшем, выявление проблем, определение причин их возникновения, предложение эффективных способов их решения, уровень аргументированности и обоснованности выводов, объем и качество обобщенного эмпирического материала, достоверность источников, оформление раздаточного материала. В ходе прохождения практики магистрант должен проявить: творческую активность, самостоятельность, инициативность, научный подход в организации работы.
Обязанности руководителей практики:
Непосредственное руководство и контроль за выполнением плана практики магистрантом осуществляет его руководитель. Руководитель магистранта:
- проводит необходимые организационные мероприятия по выполнению программы практики;
- оказывает консультационную помощь в постановке задач по самостоятельной работе магистрантов с выдачей индивидуальных рекомендаций;
оказывает помощь магистрантам по иным вопросам, связанным с прохождением практики и оформлением отчета
руководитель обязан:
- принять участие в определении места учебной практики для каждого магистранта;
- контролировать прибытие магистрантов к месту прохождения практики;
- изучить отчетную документацию магистранта о практике и принять решение о допуске (или не допуске) его к защите отчета по практике;
- принять участие в защите отчета по практике;
- представить в деканат факультета отчет об итогах прохождения магистрантами учебной практики.
Руководитель учебной практики выполняет следующие функции:
- организационные (принимает организационное участие в ходе прохождения магистрантами практики);
- методическое (оказывает помощь в успешном прохождении практики, передает магистрантам теоретические знания, практические навыки осуществления деятельности в соответствии с рабочей программой);
- консультационные (оказывает консультационную помощь при выполнении индивидуальных заданий и подготовке отчета);
- контрольно-наблюдательные (систематически контролирует соответствие занятий практиканта календарному графику и рабочей программе, участвует в работе комиссии по защите практики).
На месте прохождения учебной практики из сотрудников соответствующего учреждения определяется непосредственный руководитель учебной практики
Непосредственный руководитель практики от организации обязан:
- провести инструктаж магистранта по технике безопасности, общий инструктаж по пожарной безопасности, а также инструктаж по правилам внутреннего распорядка и отдельным особенностям режима работы организации (учреждения);
- обеспечить соблюдение установленной продолжительности рабочего дня магистранта;
- осуществлять систематический контроль за текущей работой магистранта;
- создавать условия для выполнения магистрантом программы практики;
- обеспечивать эффективное использование магистрантом рабочего времени, не допускать использование его на работах, не связанных с программой практики;
- оказывает содействие при подготовке отчета о практике;
- создает необходимые условия для получения магистрантами практических знаний по специальности в соответствии с рабочей программой;
- обеспечивает организацию практики и распределение магистрантов по рабочим местам;
- по окончании практики составить и подписать характеристику на магистранта и заверить заполненный дневник практики;
- поддерживать связь с руководителями практикой от Академии (филиала).
Порядок защиты итогов практики:
Во время прохождения учебной практики магистрант готовит к защите практики следующие документы:
1. Отчёт о практике
Требования к отчету о практике:
Отчет о практике является основным документом, отражающим, выполненную во время практики работу.
Отчет должен быть напечатан, скреплен, страницы пронумерованы. Параметры страниц: поля - верхнее - 2 см., нижнее, левое и правое –2,5 см, шрифт - Times New Roman , кегль шрифта –14, Формат А-4. Объем отчета без приложений должен составлять не менее 10-11 страниц.
Структура отчета: — титульный лист (см. приложение 2);— Содержание, включающее в себя следующие основные сведения:▪ место и время прохождения практики;▪ Ф.И.О. руководителя практикой от Академии (филиала) и от организации;▪ вид и объем выполненной работы по программе практики (согласно дневника практики);▪ анализ наиболее сложных, интересных дел; ▪ перечень вопросов, которые, по мнению практиканта, нуждаются в специальном исследовании и значимы для практики (с определенными предложениями по их решению);- выводы и предложения автора.- Приложение, включающее в себя копии документов (решений, приговоров, постановлений, определений, договоров и т.п.), которые магистрант анализировал во время практики.Такие материалы должны содержать точные сведения о том, от кого они исходят, наименование, дату, номер и другие данные, которые позволяли бы делать в дипломной работе на них грамотные ссылки.
Отчет должен давать представление о работе, проделанной магистрантом за период производственной практики.
Отчет подписывается практикантом.
2. Характеристика
В характеристике должны быть отмечены степень теоретической и практической подготовки магистранта, качество выполненной им работы, оценена трудовая дисциплина, а также указаны недостатки, если они имели место в ходе прохождения практики. Характеристика должна быть подписана руководителем практики от организации и заверена печатью организации.
Порядок защиты практики
По итогам практики проводится ее защита. Дата и время защиты практики устанавливается деканатом факультета. Для допуска магистранта к зачету в установленные деканатом факультета и согласованные с кафедрой дни студент представляет на соответствующую кафедру - характеристику и отчет о практике оформленные надлежащим образом. Руководитель на основании анализа представленных документов принимает решение о допуске или отказе в допуске магистранта к защите. Свое решение он излагает на отчете студента о прохождении практики.
Процедура защиты состоит из доклада студента о проделанной работе в период практики (до 10 мин), а затем ответов на вопросы по существу доклада.
Критериями оценки результатов практики являются:
- мнение руководителя практики от организации об уровне подготовленности студента, инициативности в работе и дисциплинированности, излагаемое в характеристике;
- степень выполнения программы практики;
- содержание и качество представленных студентом отчетных материалов;
- уровень знаний, показанный при защите отчета о прохождении практики.
Защита практики оценивается как «зачет» или «не зачет» и приравнивается к зачетам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости. В зачетной ведомости ставится оценка зачет (не зачет). В зачетную книжку выставляется только «зачет», «не зачет» в зачетной книжке не ставится.
Содержание учебной практики в судебных органах.
При прохождении учебной практики в суде магистрант должен изучить организационную структуру суда и его деятельность, приобрести опыт составления процессуальных и иных документов.
График прохождения практики:
- ознакомление с деятельностью аппарата суди (с обязанностями и полномочиями председателя суда, секретаря председателя суда, канцелярии, экспедиции, архива, консультанта и администратора суда).
- ознакомление с работой судей по уголовным делам при рассмотрении и разрешении уголовных дел и административных материалов,
- изучение работы судей по гражданским делам при рассмотрении гражданских дел.
Содержание учебной практики в канцелярии суда.
При ознакомлении с работой канцелярии суда магистранту необходимо изучить и кратко отобразить в отчете:
постановку учета, регистрации и прохождения всех поступающих и исходящих
документов;
порядок распределения уголовных и гражданских дел в суде; порядок регистрации и учета гражданских и уголовных дел; порядок извещения участников о дне слушания;
порядок приема граждан председателем суда, канцелярией суда и по каким вопросам;
порядок приема и регистрации исковых заявлений канцелярией суда;
порядок выдачи исполнительных листов;
порядок рассмотрения жалоб на действия Судей председателем суда;
порядок хранения рассмотренных дел (но истечении какого периода времени рассмотренные дела поступают в архив суда, как осуществляется учет дел, поступающих в архив).
В рамках прохождения-практики следует применять нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность суда (Федеральный закон «О судоустройстве»; Федеральный закон «О судебной системе»; Федеральный закон «О статусе судей в РФ»; Федеральный закон «Об органах судейского сообщества»; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Гражданско-процессуальный кодекс РФ; Кодекс об административных правонарушениях РФ, Инструкцию по делопроизводству в районном суде и др.).
Содержание учебной практики по уголовным
делам.
За время прохождения практики по уголовным делам магистрант должен уяснить специфику обязанностей секретаря судебного заседания, помощника судьи, рассматривающего уголовные дела.
В приемные дни, магистрант присутствует на приеме граждан судьей с целью
изучения вопросов, с которыми обращаются граждане и порядком их разрешения судьей.
Предварительно практикант знакомится с материалами уголовных дел, находящихся в производстве судьи, дает оценку квалификации преступления, после чего докладывает судье свое мнение о полноте предварительного расследования и соблюдении при его производстве требований УК РФ и УПК РФ, правильности квалификации преступления, о возможности назначения судебного заседания, также осуществляет подборку нормативных материалов, в том числе постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, необходимых для судебного разбирательства уголовных дел и вынесении приговоров.
Кроме того, знакомясь с конкретными уголовными делами, практиканту следует обратить внимание на основания назначения судебного заседания по делу и содержание подготовительных действий судьи к судебному заседанию. Практикант должен проанализировать соблюдение общих условий судебного разбирательства по делам, при рассмотрении которых он присутствовал, законность и обоснованность вынесенных по этим делам приговоров.
При назначении уголовного дела судьей к слушанию практикант изучает процедуру извещения участников процесса, порядок вызова подсудимых в зал судебного заседания, которым избрана мера пресечения подписка о невыезде и заключение под стражу.
Практикант знакомится с практикой рассмотрения административных материалов: присутствует при рассмотрении и разрешении административных материалов, параллельно с судьей составляет проекты процессуальных документов.
Практикант изучает порядок статистической отчетности по уголовным делам, выясняя, при этом, для себя такие вопросы как: какие требования предъявляются к статистической отчетности, для чего ведется статистический учет по уголовным делам.
Магистрант знакомится и участвует в аналитической работе судьи (обобщениях судебной практики по уголовным делам). Одновременно подбирает и изучает законодательство по теме обобщения судебной практики, исследует проблемы, с какими сталкиваются судьи при разрешении уголовных дел определенной категории, выясняет, имеют ли место ошибки при рассмотрении уголовных дел, делает выводы о мерах, направленных на улучшение качества отправления правосудия.
Содержание учебной практики по гражданским делам.
Магистрант присутствует при приеме граждан судьей и выполняет отдельные его поручения. Если в период прохождения практики имели место отказ в принятии заявлении или оставления его без движения, то следует уяснить в, чем разница между отказом в принятии искового заявления и оставлением его без движения, какие правовые последствия данного судебного решения и как оно оформляется судьей.
Практикант должен ознакомиться с исковым заявлением, обратить внимание на
представленные доказательства, квалифицировать вид иска, определить его элементы, подобрать соответствующую правовую базу, подготовить проект определения о принятии гражданского дела к производству. Практикант составляет проект определения о подготовки дела к слушанию; выясняет, какие действия производит судья в период подготовки дела к слушанию, назначения дела к слушанию. Назначенные к слушанию гражданские дела магистрант изучает, подбирает необходимый законодательный материал, относящийся к этим делам, присутствует в судебных заседаниях при рассмотрении гражданских дел первой инстанции, анализирует выступления прокурора, адвоката в судебных заседаниях и докладывает судье свое мнение (как, по мнению практиканта надлежит рассмотреть дело: удовлетворить иск или оставить без удовлетворения и
почему).
Параллельно с судьей практикант составляет проекты процессуальных
документов по рассматриваемым делам (проекты определений об отложении дела слушанием, о приостановлении производства по делу, о возобновлении производства по делу, о назначении экспертизы, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу и т, д.).
Если в период практики рассматривались дела особого производства, а также дела по жалобам на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан, то в
отчете следует отразить особенности их возбуждения, рассмотрения и разрешения судом. Следует также ознакомиться с практикой выдачи судебных приказов, вынесения заочных решений и выдачей исполнительных листов.
Если в районе деятельности суда созданы мировые суды, то следует ознакомиться с их практикой, в частности с поступлением и рассмотрением апелляционных жалоб районным судьей и последствиями их рассмотрения и подготовить проекты постановления о назначении апелляционного заседания, об оставлении решения (приговора) мирового судьи без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения или отмене (приговора) решения мирового судьи.
Все составленные практикантом проекты передаются последним на проверку руководителю. Руководитель на проекте каждого процессуального документа делает отметку, насколько правильно составлен документ и есть ли какие- либо ошибки.
Содержание учебной практики в арбитражных судах
При прохождении практики в арбитражном суде магистрант изучает
работу канцелярии по первичной обработке поступающих материалов, знакомится с основами распределения исковых заявлений в судебные составы по принадлежности (специализации).
Практикант знакомится с особенностями работы административно-правовой и гражданско-правовой коллегий арбитражного суда, с документами регламентирующими деятельность суда.
Он знакомится с требованиями, предъявляемыми к форме и
содержанию искового заявления, апелляционной жалобы, правилами расчета цены
иска. При этом судья-руководитель практики разъясняет практикантам типичные
ошибки в исковых заявлениях, влекущие возврат заявления, оставление иска без
движения. При этом, практикантом уясняется разница в правовых
последствиях этих судебных действий, изучается порядок их оформления судьей.
Практикант присутствует при собеседовании судьи со сторонами в
предварительном судебном заседании, обращая внимание на порядок действий
судьи.
Магистрант знакомится с мерами предварительного обеспечения по иску и
иными обеспечительными мерами на примере конкретных дел, по которым такое
обеспечение производилось. Изучает форму, содержание ходатайств об
обеспечении, которые были удовлетворены и в удовлетворении которых было
отказано, При изучении последнего внимание должно быть обращено на
обстоятельства (мотивы) отказа и удовлетворения таких ходатайств в практике суда.
Практикант изучает содержание данного искового заявления,
определяет (квалифицирует) спорное правоотношение соответствие искового
заявления требованиям закона о допустимости. Подготавливает нормативную базу
по иску, подготавливает проект определения о принятии дела к производству,
изучает действия, которые судья производит по принятии искового заявления для
подготовки дела к заседанию, изучает смысл предварительного заседания
(собеседования), участвует (присутствует) на собеседовании. По результатам
изученного практикант составляет проект определения о подготовке дела к судебному
заседанию. Он также знакомится с практикой упрощенного судопроизводства
на примере рассмотренных дел, изучает особенности такого производства.
Магистрант под руководством судьи изучает форму и содержание иных
определений арбитражного суда (о назначении экспертизы, об отложении дела
слушанием, об оставлении иска без движения и др.) По результатам изучения и по
заданию судьи практикант самостоятельно составляет проекты таких определений.
Магистрант присутствует в судебных заседаниях (рекомендуется
присутствие практиканта при рассмотрении дел особого (административного)
производства), предварительно помогает судье в подборе нормативного материала,
относящегося к данным делам; во время процесса наблюдает за тем, как судья
(помощник) совершает действия по фиксированию процессуальных действий
(ведение протокола, проверка явки сторон и т.п.)
Практикант изучает форму и содержание судебного решения, особое
внимание при этом предлагается уделить оформлению мотивировочной части
решения.
Практиканту следует ознакомится, с работой апелляционной инстанции
арбитражного суда: особенностями принятия апелляционных жалоб, их
рассмотрения.
Все составленные магистрантом проекты передаются им на проверку руководителю практики. Руководитель на проекте представленных процессуальных документов делает отметки о правильности составления, наличии (отсутствии ошибок).