Педагогическая классификация детей с нарушением зрения.

Теоретические основы современной педагогической классификации детей с нарушением зрения.

Критерии, лежащие в основе выделения разных групп слепых детей.

Критерии, лежащие в основе выделения разных групп слепых детей.

Система коррекционно-образовательных учреждений для лиц с нарушениями зрения.

Непрерывное образование инвалидов по зрению как условие их социальной адаптации и интеграции в общество.

Анализ подходов к содержанию и организации общеобразовательной работы в школах для детей с нарушениями зрения. Стандартизация содержания образования лиц с нарушениями зрения.

Общее и специфическое воспитание детей с глубокими нарушениями зрения. Гуманистический, личностно-ориентированный характер воспитательной системы, ее коррекционно-развивающий характер.

Проблемы воспитания слепых и слабовидящих детей в семье. Система тифлопедагогического просвещения родителей.

Социальные институты и их роль в обучении и воспитании детей с нарушениями зрения.

Деятельность внешкольных детских учреждений, общественных организаций, благотворительных фондов, родительских ассоциаций их сотрудничество с органами образования

Научно-практические основы коррекционной работы.

Теоретические основы и содержание коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

Система развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения. Задачи, содержание, условия и методы развития зрительного восприятия. Проблема ранней диагностики уровня зрительного восприятия.

Система обучения пространственной ориентировке лиц с нарушениями зрения. Задачи, содержания, условия и методы обучения пространственной ориентировки.

Система обучения социально-бытовой ориентировке. Задачи, содержания, условия и методы обучения социально-бытовой ориентировке.

Развитие зрительного восприятия и охрана зрения детей с нарушениями зрения.

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения.

Формирование коммуникативной деятельности у слепых и слабовидящих.

Развитие речи слепых и слабовидящих

Коррекция физического развития слепых и слабовидящих.

Инклюзивное образование.

Характеристика особых образовательных потребностей детей с различной глубокой степенью нарушения зрения.

Тифлопедагогическое сопровождение ребенка с нарушением зрения в инклюзивном образовании.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ, ЗАДАНИЙ (БИЛЕТОВ)

Специальная педагогика как наука. Ее предмет, задачи, области специальной педагогики. Связь специальной педагогики с другими науками.

Методы научного исследования в общей и специальной педагогике. Дайте краткую характеристику теоретических и эмпирических методов.

Понятийный аппарат общей и специальной педагогики. Охарактеризуйте основные педагогические понятия.

Педагогический процесс как целостная система. Раскройте его основные характеристики, этапы его организации и осуществления.

Содержание образования, различные подходы к определению содержания образования. Образовательные стандарты.

Принципы обучения в современной теории и практике общей и специальной педагогики.

Российская система образования. Система образовательных учреждений для детей с проблемами в развитии.

Методы обучения. Подходы к их классификации в общей и специальной педагогике.

Проблема измерения и оценивания образовательных результатов. Традиционные и инновационные подходы.

Детские коллективы. Этапы их развития. Особенности педагогического сопровождения. Взаимосвязь развития личности и коллектива. Коллектив и развитие личности ребенка с проблемами.

Педагогическое общение, его особенности. Функции и стили педагогического общения.

Педагогическая характеристика детей с недоразвитием интеллекта. Перспективность их обучения и воспитания.

Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Перспективность их обучения и воспитания.

Проблема социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями развития.

Логопедия. Ее сущность, предмет, цель, задачи.

Исторический и современный аспекты изучения этиологии речевых расстройств.

Основные виды и формы речевой патологии.

Система комплексного коррекционно-логопедического воздействия по устранению речевой патологии (дислалии, дизартрии, ринолалии, заикания, нарушений чтения, письма, алалии, афазии).

Тифлопедагогика: предмет, цель, задачи.

Педагогическая характеристика слепых детей. Проблемы их образования.

Педагогическая характеристика слабовидящих детей. Проблемы их образования.

Влияние нарушений зрения на учебно-познавательную деятельность. Специальные приемы обучения.

Педагогическая характеристика глухих детей. Проблемы их образования.

Педагогическая характеристика слабослышащих детей. Проблемы их образования.

Педагогическая характеристика детей с нарушением слуха и зрения, особенности их социальной и психолого-педагогической реабилитации.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха и интеллекта. Перспективы их образования.

Проблема интеграции в образовании детей с нарушениями в развитии.

Виды дизонтогенеза психического развития.

Основные категории специальной психологии.

Понятие первичных и вторичных нарушений психического развития.

Основные методологические принципы специальной психологии.

Тифлопедагогическое сопровождение слепого (слабовидящего) в условиях инклюзивного обучения.

Развивающий и коррекционно-компенсаторный характер педагогического процесса в образовательной организации для слепых и слабовидящих.

Роль зрения в ориентировочной деятельности. Своеобразие познавательной сферы при нарушениях зрения.

Проблема активности личности при слепоте.

Проблема умственной отсталости. Классификации, закономерности олигофренического дефекта.

Своеобразие развития личности ребенка при умственной отсталости.

Задержка психического развития. Систематика ЗПР.

Сходство и различие умственной отсталости и ЗПР.

Психическое развитие ребенка при нарушениях речи.

Своеобразие психического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Ранний детский аутизм.

Дети с девиациями поведения.

Своеобразие психического развития детей при педагогической запущенности.

Педология. Современное отношение к педологическому опыту.

Принципиальное отличие сенсорной и интеллектуальной недостаточности.

Комплексный дефект и его разновидности.

Понятие о компенсации дефекта.

Структура личности аномального ребенка.

Психолого-педагогическая диагностика как наука. Ее значение в образовании детей с проблемами в развитии.

Методы диагностики интеллектуального развития и их применение в комплектовании образовательных учреждений для детей с проблемами в развитии.

Профессионально – личностная характеристика педагога - дефектолога.

Спроектируйте модель интегрированной системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Спроектируйте программу психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья (возраст и категория на выбор).

Спроектируйте программу коррекционно-воспитательной работы в группе (классе).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы.- М., 2003.

2. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании.-М., 2001.

3. Андреева Л.В. Сурдопедагогика.- М., 2000.

4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология.- М., 2002.

5. Диагностика и коррекция задержки психического развития /Под ред.С.Г. Шевченко.- М., 2001.

6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитания детей с нарушением зрения. - М., 2000.

7. Кантор В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих, - СПб., 2004.

8. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие. – СПб., 2009.

9. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. - СПб., 2006,

10. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М., 2000.

11. Логопедия. Методическое наследство / Сост. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская.- М., 2003.

12. Маллер А.Р. Специальное воспитание и обучение детей с отклонения­ми в развитии. - М., 2000.

13. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. - М., 2009.

14. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб., 2003.

15. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М., 2004.

16. Миронова Э.В., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Педагогические методики выявления детей с подозрением на снижение слуха (младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст).- М., 2000.

17. Назарова Н.М., Пенин Г.Н., История специальной педагогики: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2007.

18. Основы специальной психологии / Под ред.Л.В. Кузнецовой.- М., 2003.

19. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталого школьника.- М., 2002.

20. Пономарева З.А., Красильникова О.А. Обучение слабослышащих и позднооглохших учащихся с приобретенными нарушениями слуха: Учебное пособие. – СПб., 2009.

21. Психолого-педагогическая диагностика /Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.- М., 2003.

22. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. -М., 1999.

23. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства.- М., 2000.

24. Сорокин В.М. Специальная психология /Под научной ред.Л.М. Шипицыной.- СПб., 2003.

25. Социально-геронтологические проблемы реабилитационной тифлопедагогики.- СПб., 2003.

26. Специальная педагогика: Учебное пособие для вузов / Под ред. Н.М. На­заровой. - М., 2000.

27. Специальная педагогика: Педагогические системы специального образования: Учебное пособие. – М., 2008.

28. Специальная психология /Под ред.В.И. Лубовского.- М., 2003.

29. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики. - М., 2008.

30. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2007.

31. Худик В.А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и коррекции аномального развития личности.- СПб., 2000.

32. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.- М., 1999.

Наши рекомендации