Экранные средства обучения и воспитания
Существуют два типа классификаций характеристик технических средств обучения:
по характеру предъявления (экранные, звуковые и экранно-звуковые средства и аппаратура);
по функциональному назначению (комбинированные средства - компьютеры, мультимедийная аппаратура, аудиторные технические комплексы и группа вспомогательных ТСО.
Проекция(от лат. projectio - выбрасываю вперед) - оптическое изображение объекта увеличенного размера на рассеивающей поверхности, служащей экраном.
Неподвижное (статическое) изображение на экране можно получить двумя способами проекции: диапроекцией и эпипроекцией. Подвижное изображение - это кинопроекция немого кино и неозвученных анимационных фильмов.
Различают проекции диаскопическую и эпископическую, плоскую, стереоскопическую и голографическую, статическую и динамическую.
При диаскопической проекции изображение на экране создается световыми лучами, проходящими сквозь прозрачный носитель информации.
При эпископической проекции изображение на экране создается световыми лучами, отражаемыми и рассеиваемыми непрозрачными источниками информации.
Плоская проекция обеспечивает получение двухмерного изображения соответствующего объекта.
Стереоскопическая (от греч. stereos - объемный, пространственный) проекция обеспечивает получение изображения, создающего иллюзию объемности объекта, пространственное наблюдаемой картины.
Носителями информации для стереоскопической проекции служат плоские цветные или черно-белые стереопары - совокупность двух изображений одного и того же объекта (как правило, на прозрачной основе), полученных с двух ракурсов.
Голографическая (от греч. holos - весь, полный и grapho - пишу) проекция обеспечивает получение объемного изображения объекта.
Для голографической проекции носителями информации служат голограммы - зафиксированные излучения, рассеиваемые объектом, на плоской (как правило, прозрачной) основе.
К числу статических экранных средств обучения и воспитания относятся диапозитивы, диафильмы, транспаранты, эпиобъекты. В настоящее время в некоторых пособиях их называют видеограммами,определяя их как визуальный образ, предназначенный для представления учебной информации посредством проекции.
Диапозитивы (слайды)(от греч. dia - через и лат. positivus - положительный) - фотографическое позитивное изображение на прозрачной основе (стекло, пленка), рассматриваемое на просвет или проецируемое на экран, предназначенное для учебных и воспитательных целей. Могут быть черно-белые и цветные, озвученные и неозвученные.
По характеру изображений диапозитивы бывают штриховые и полутоновые. На штриховых диапозитивах изображение выполняют линиями, штрихами, точками и сплошной заливкой. Так выполняют схемы, чертежи, штриховые рисунки, таблицы, текст. Полутоновые диапозитивы - это фотографии, рисунки, выполненные карандашом с растушевкой, тушью, пастелью с плавным переходом от затемненных участков к свету. Они имеют постепенные переходы от теней к свету с обилием промежуточных полутонов.
Диапозитивы могут быть выполнены на стеклянной или пленочной основе. Достоинство стекла - отсутствие коробления нагреваемого во время демонстрирования диапозитива. Недостатки - хрупкость, плохая транспортабельность и большая масса.
Диапозитивы подразделяются на крупноформатные, рассматриваемые невооруженным глазом на просвет, и малоформатные для показа с помощью проекционных аппаратов. Крупноформатные диапозитивы используют для оформления классных комнат и рекреаций образовательных учреждений в виде витражей, подсвечиваемых стендов. Их наклеивают на защитное стекло, реже - окантовывают между стеклами.
Работа в классе с диапозитивами во многом подобна работе с учебной настенной картиной. Но в отличие от последней диапозитив имеет свои преимущества: спроецированный на экран, он образует большую световую картину, позволяющую ученикам, сидящим в конце класса, детально рассмотреть изображение. Диапозитив можно задержать на экране столько времени, сколько необходимо учителю.
Диапозитивный фильм,или сокращенно диафильм(от англ, film -пленка), - это серия черно-белых или цветных диапозитивов, объединенных в единое произведение и отпечатанных на кинопленке в определенной последовательности. Только при просмотре кадров диафильма в той последовательности, как это задумано автором, можно получить необходимый учебный, воспитательный и эмоциональный эффект. На ленте обычно монтируют от 25 до 45 кадров. Диафильмы бывают с размером кадра 18 х 24 мм или 24 х 36 мм. Диафильмы также бывают озвученные и не озвученные. Диафильм можно считать переходным наглядным средством обучения от статической световой картины к кинофильму. Только в диафильме кадр несет большую смысловую нагрузку, нередко отражая то, что по смыслу в динамических кинокадрах равноценно эпизоду или небольшой сцене. Как и в кинофильме, в диафильме часто одни кадры раскрывают замысел, тему произведения, другие служат монтажными (связующими) звеньями, помогающими глубже раскрыть содержание основных кадров, например, путем укрупнения существенных для понимания содержания деталей предыдущего кадра.
При изготовлении диафильмов используют различные приемы монтажа, внутрикадрового построения изображения, композиции кадра:
· обеспечивает выделение сущности, наиболее важного, главного в объекте или явлении;
· несет определенную идею, мысль, причем раскрывает ее в движении;
· служит инструментом формирования мысли ученика.
· раскрывает идею и содержание.
Применяются в диафильмах и целиком текстовые кадры без изображения, или титры. Прибегают к ним, когда содержание не поддается иллюстрированию. Обычно они совпадают с паузами при переходе от одной сюжетной линии к другой, развивающейся параллельно. К сожалению, прекрасное дидактическое средство обучения и воспитания, каким является диафильм, активно вытесняется современными ТСО с другими носителями информации. Между тем диафильмы до сих пор являются самым распространенным ТСО, которым наиболее широко и охотно пользуются учителя на всех ступенях школьного обучения и воспитатели дошкольных учреждений.
Транспаранты (кодопособия) - изображения на фолиях - прозрачной термоустойчивой пленке, выполняемые полиграфическим и фотографическим способами или напечатанные на принтере, ксероксе. Размеры кадров транспарантов широко варьируются. Максимальные размеры кадров ограничиваются площадью стола графопроекто-ра-142x103 мм, 250x250 мм.
Применяют транспаранты, состоящие из одного кадра или серии 2-6 накладывающихся один на другой кадров (многослойные) или смонтированные на непрерывной прозрачной ленте шириной 260 мм и длиной до 30 м. Серии бывают трех видов: одни предназначены для демонстрации способом наложения, другие - способом снятия, третьи - способом кашетирования (каширования), смещения. Серия накладывающихся транспарантов позволяет создать на экране как целостный образ из составляющих его частей или воспроизвести процесс и представить изучаемое явление в развитии, так и выделить эти составляющие части путем последовательного снятия транспарантов. Кашетирование - способ, при котором на транспаранте, содержащем сложный рисунок или схему, закрывают большинство деталей любым непрозрачным материалом (шторками), а затем, постепенно снимая прикрытия, усложняют рисунок, выводя на экран новые элементы.
Кодопособие может быть выполнено в виде прозрачной модели из пленки или тонкого оргстекла различных расцветок (рис. 1, 2). Модель устанавливают на предметный столик графопроектора и ее отображение появляется на экране.
Рис.1. Числобус Рис.2 Ребус
Эпиобъекты - изображения (тексты, фотографии, рисунки, репродукции и т.п.) на непрозрачной основе или плоские натуральные объекты, выполненные в формате приемного окна эпископа, проецируемые на экран в отраженном свете. Могут быть как черно-белыми, так и цветными. Чем светлее и контрастнее проецируемый объект, тем качественнее изображение на экране. Существенный недостаток эпипроекции - малая освещенность изображения на экране. Поэтому повышаются требования к затемнению помещений, использовать эпипроекцию возможно только для небольшой аудитории.
Эпипроекция передает цвет плоских непрозрачных объектов. Сравнительно небольшие размеры объекта эпипроекции (140 х 140 мм) следует учитывать при изготовлении пособий, подлежащих проецированию на экран, например карт, схем, чертежей или просто схематических рисунков, эскизов и т.п. (рис. 3).
Эпипроекция широко используется на занятиях в детском саду и на уроках в школе, где ее применяют обычно в комбинации с показом диапозитивов. Эпипроекция привлекает простотой получения большого цветного изображения.
Рис. 3. Пример заготовки для эпипроекции из студенческих работ
Вопросы и задания
1. Подготовьте по 2-3 диаобъекта, эпиобъекта и транспаранта для кодосколя по программам своей специализации для разных классов школы или дошкольного учреждения.
2. Проанализируйте состав и техническое состояние дидактических средств статической проекции в одном из школьных кабинетов или в группе детского сада. Сделайте выводы.