Подготовки к экзамену по педагогике

ПРОГРАММА

для студентов 144 -з группы, заочного обучения,

специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»,

44.02.04 «Специальное дошкольное образование»

1. Возникновение и становление педагогической профессии в разные исторические периоды. История профессии. Особенности педагогической профессии. Происхождение понятий «воспитатель», «учитель», «педагог». Особенности педагогической профессии. Гуманистическая функция педагогической профессии. Перспективы развития педагогической профессии на современном этапе.

2. Выдающиеся педагоги Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой,

А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. Их вклад в развитие педагогической науки, педагогическая деятельность и педагогические труды;

3. Профессиональная деятельность. Сущность педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности: преподавание, воспитательная работа. Структура педагогической деятельности: конструктивная, организаторская, коммуникативная. Коллективный и творческий характер педагогической деятельности: творчество, инициативность, самостоятельность, способность к саморазвитию, повышению квалификации. Характеристика педагогической деятельности воспитателя детского сада.

4. Профессиональная компетентность педагога. Понятие профессиональной компетентности. Структура профессиональной компетентности (теоретическая и практическая готовность). Характеристика аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений педагога. Характеристика компетенций, (на основе ФГОС СПО, по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»,)44.02.04 «Специальное дошкольное образование»;

5. Педагог в современной образовательной организации. Требования к педагогу, воспитателю в современных нормативных документах: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива «Наша Новая Школа»; «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», Профессиональный стандарт (педагога, воспитателя), развитие личности учителя, воспитателя в системе непрерывного педагогического образования. Характеристика внутренних и внешних форм повышения квалификации, саморазвитие, профессиональное самовоспитание;

6. Требования к личности педагога. Характеристика личностных, специальных, конструктивных, организаторских, коммуникативных умений, требования к личности воспитателя: профессиональные, нравственные, гражданские качества.

7. Педагогика как наука о человеке. Особенности современной педагогики. Основные категории педагогики; их сущность и значение. Система педагогических наук. Отрасли педагогики.

8. Возникновение и развитие педагогики. Цель и характер воспитания в разных исторических эпохах: (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй).

9. Этапы становления научной педагогики. Роль Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского в возникновении и развитии педагогики и педагогической мысли. Развитие педагогики, школы, образования на современном этапе. Приоритеты современной педагогики, проблемы развития, тенденции реформирования школы.

10. Методология педагогической науки. Характеристика методологических подходов в педагогике: системный, личностный, деятельностный, культурологический, антропологический подходы;

11. Методы педагогических исследований. Традиционно-педагогические методы (наблюдение, изучение опыта, педагогический эксперимент, тестирование) и нетрадиционные методы.

12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Система образования в Российской Федерации, характеристика видов и уровней системы образования. Образовательные программы, федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные организации, органы управления образованием. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Формы по лучения образования и формы обучения. Современные виды дошкольных организаций, их характеристика. Виды образовательных организаций для детей с особыми образовательными потребностями.

13. Образование за рубежом (страна на выбор).

14. Целостный педагогический процесс – объект изучения в педагогике. Целостность педагогического процесса, закономерности, структура, этапы, подсистемы. Основные компоненты и этапы педагогического процесса. Структура педагогического процесса в детском саду.

15. Педагогические цели. Понятие цели. Виды целей. Структура целей. Методика целеполагания. Определение целей воспитания и обучения в различных вариативных образовательных программах дошкольного образования.

16. Принципы и правила обучения. Характеристика принципов: сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, прочности, доступности, научности, связи теории с практикой.

17. Содержание образования. Принципы формирования содержания. Структура содержания, учебная литература и требования к учебной литературе.

18. Методы, приёмы обучения. Понятие методов и приёмов. Классификация методов обучения и их характеристика. Методы обучения в детском саду;

19. Виды, формы обучения в современном образовании. Характеристика видов обучения: объяснительно – иллюстративное, проблемное, компъютерное, урок как основная организационная форма обучения, типы и структура урока, характеристика традиционной, классической структуры урока, подготовка учителя к уроку, задачи урока, нетрадиционные типы уроков, модель образовательного процесса для дошкольного возраста;

20. Виды, формы, принципы воспитания в современной школе. Воспитательное дело. Виды воспитательных дел.

21. Характеристика особенностей возрастного развития детей дошкольного возраста. Возрастная периодизация. Понятие нормы и отклонения. Нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии.

22. Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями, одарёнными детьми.

Знание нормативных документов:

- Профессиональный стандарт ( педагога, воспитателя),

- Федеральный закон «Об образовании в РФ»

- ФГОС ДО;

Наши рекомендации