Некоторые приемы обучения первоклассников, имеющих специфические затруднения в овладении письмом
К концу года первоклассники должны овладеть письмом букв, слогов, слов и коротких предложений, уметь списывать с рукописного и печатного текста доступный их возможностям материал, писать под диктовку, списывать с добавлением пропущенной буквы или слога, составлять подписи под картинками.
Однако не все ученики в одинаковой степени овладевают этими навыками. У некоторых учеников с большим трудом формируется техника письма, что вызывается моторной недостаточностью или нарушениями зрительного восприятия и пространственного представления. В первом случае у учащихся обнаруживается плохой почерк: буквы написаны или с большим нажимом, или еле-еле видны, элементы букв выступают за строчку. С нарушением зрительного восприятия и пространственного представления связаны ошибки типа зеркального письма, несоблюдения строчки. Отдельные ученики забывают направление, куда вести ручку.
Прежде всего следует напомнить, что во время обучения грамоте каждый урок письма должен начинаться с гимнастики пальцев рук для развития моторики. Из предложенных выше упражнений для добукварного периода учитель может выбрать те, которые подходят для детей его класса. Консультацию в этом плане может дать врач после обследования моторики школьников.
Завершается урок письма рисованием бордюров с целью укрепления и развития моторики мелких мышц руки, их координации. Рисунки предлагает учитель, или же ученики сами могут выбрать понравившийся им узор:
Дополнительно для отдельных детей можно полностью выделить рабочую строчку, отметить ее точкой или черточкой, дать упражнения в обведении букв по контуру, по началу и т. д.
Если обнаружатся трудности перевода печатного шрифта в письменный, можно рекомендовать такие приемы, как: быстро подобрать к печатным буквам письменные; использовать разборную рукописную азбуку (элементы букв).
В процессе обучения выявляется, что учащиеся с нарушением моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки чаще затрудняются при формировании навыка списывания, а с нарушением фонематического слуха и произношения — при письме под диктовку и самостоятельном письме. Чтобы помочь первоклассникам более или менее равномерно овладеть первоначальным навыком письма, все перечисленные виды работ должны иметь место в течение всего первого класса.
С целью осуществления дифференцированного подхода при закреплении усвоенного дополнительно можно рекомендовать следующие виды письменных упражнений:
использование дидактического материала. Каждому ученику предлагаются конверты с рисунками и отдельно подписи к ним. Ученики подбирают подписи к рисункам и записывают их в тетрадь. Дифференциация осуществляется подбором материала разной степени сложности;
в конверте могут быть даны рисунки и буквы для составления слов-подписей к рисункам. Учащиеся должны составить слова и записать их в тетрадь;
вызванный ученик берет картинку, показывает ее классу, говорит, что на ней нарисовано, затем четко произносит слово по слогам и записывает его на доске, а весь класс — в тетрадях;
учитель диктует первый слог слова, а ученики отгадывают все слово и записывают его в тетрадь.
Предложенная выше методика обучения чтению и письму позволяет осуществлять коррекцию со всеми учениками класса, опираясь на сохранные психофизические функции, в процессе фронтальных занятий, чему способствует немногочисленный состав учебных групп умственно отсталых детей.
Обучение русскому языку во вспомогательной школе заключается в рациональном выборе методов и приемов, организации урока, подборе наглядных и раздаточных дидактических материалов, использовании всех органов чувств, дифференцированном подходе к ученикам, т. е. в правильном определении мер коррекционного воздействия. Все это должно способствовать развитию познавательной деятельности учащихся, исправлению тех психофизических функций, которые участвуют в акте чтения и письма, формированию учебных навыков.