Психолого – педагогические особенности развития в разные
Возрастные периоды
Возрастной период | Возрастные новообразования | Социальная среда развития | Ведущий тип деятельности |
Младенчество (0-1г.) – этап доверия к миру | Формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним | Беспомощность младенца, постоянная потребность в присутствии взрослого, его близости, отношении к ребенку, внимании | Непосредственное эмоциональное общение. Формируются действия, сопровождаемые и в какой – то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и прочими ощущениями |
Раннее детство (1-3г.) – этап «самостоятельности» | Развитие речи и наглядно-действенного мышления | «Ребенок- предмет-взрослый» Стремление к самостоятельному выполнению действий с предметами. Осуществляется через посредника (старшего) или соучастника (ровесника) | Предметно-орудийная деятельность. Ребенок овладевает способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми |
Дошкольное детство (3-6,7 лет) – этап «выбора инициативы» | Стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению | Игровая деятельность (ролевая игра). В игре ребенок овладевает разными видами действий, отношений, усваивает принятые в обществе нормы и правила | Сюжетно-ролевая игра, как ведущая деятельность школьника |
Младший школьный возраст (6 – 10лет) – этап мастерства | Произвольность психических явлений, внутренний план действия, рефлексия | Учебная деятельность – ведущая деятельность младшего школьника | Учение. Формируется память, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношений |
Подростковый (11-14лет) | Формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к взрослости и самостоятельности | Интимно-личностное общение – ведущая деятельность подростка. Потребность в самопознании, самовыражении, самоутверждении. | Общение. Общение происходит в системе общественно полезной деятельности (учебной, организационной, трудовой и т.д.). |
Юношеский (14-18 лет) – этап самоопределения «мир и я» | Мировозрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы | Учебно- профессиональная деятельность – ведущая деятельность | Учебно- профессиональная деятельность приобретает избирательность, обусловленную предпочтениями ребенка в сфере профессионально- личностного самоопределения |
Поздняя юность (18-25 лет) – этап человеческой близости» | Усиленное развитие психических функций. Характерны «оптимумы» внимания, памяти, мышления | Формирование образа, стиля жизни и круга общения | Формирование профессиональной деятельности, становление семейных отношений |
Этап человеческой зрелости | Принятие и приспособление к изменениям в организме | Самореализация в профессиональной деятельности, достижения в карьере | Развитие профессиональной деятельности, семейных отношений, воспитание детей |
Тема № 3. Педагогический процесс как система и целостное явление.
Задание № 1
Проце́сс - это (от лат. processus — продвижение), — последовательная смена состояний объекта во времени. Природа объекта может быть произвольной: материальный (природный или искусственный) или идеальный (понятие, теория и т.п.) объект порождает соответственно материальный или идеальный процесс (например, процесс приготовления пищи, процесс любовных переживаний).
Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего и младшего поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Система – это совокупность элементов или отношений, закономерно связанных друг с другом в единое целое, которое обладает свойствами, отсутствующими у элементов или отношений их образующих.
Педагогическая система – это взаимодействие различных взаимосвязанных структурных компонентов, которые объединены одной образовательной целью развития индивидуальности и личности. Педагогическая система традиционного образовательного процесса состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения, и это позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления.
Педагогический процесс как специально организованное, целенаправленное взаимодействие обучающих и обучающихся имеет определенную структуру, структура педагогического процесса состоит из совокупности частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Знание структуры педагогического процесса помогает преподавателю анализировать, осознавать и совершенствовать собственную деятельность, а ученым — разрабатывать новые технологии и системы обучения, воспитания. Структура педагогического процесса включает четыре компонента: целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный . Закономерности педагогического процесса – это объективные, существенные, повторяющиеся связи. В такой сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей. Наиболее общие закономерности педагогического процесса следующие:
- динамика педагогического процесса предполагает, что все последующие изменения зависят от изменений на предыдущих этапах, поэтому педагогический процесс носит многоступенчатый характер – чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат;
- темп и уровень развития личности в педагогическом процессе зависят от наследственности, среды, средств и способов педагогического воздействия;
-¦ эффективность педагогического воздействия зависит от управления педагогическим процессом;
-¦ продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности, от интенсивности и характера внешних (общественных, моральных, материальных) стимулов;
- эффективность педагогического процесса зависит, с одной стороны, от качества педагогической деятельности, с другой стороны – от качества собственной учебной деятельности учащихся;
- педагогический процесс обусловлен потребностями личности и общества, материально-техническими, экономическими и другими возможностями общества, морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими обстоятельствами, при которых он осуществляется.
Закономерности педагогического процесса находят конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т. е. в принципах.
Задание № 2