Разработка наглядных пособий к урокам изобразительного искусства
Наглядное пособие сопровождается краткой методической запиской, в которой дается описание приемов демонстрации пособия на уроке.
Рекомендуемая литература: 2, 4, 6, 10, 11, 12-26, 29, 31, 37, 39.
III курс
1. Альбом педагогических рисунков «Деревянное зодчество, сельский пейзаж»
Альбом выполняется в течении семестра, формат А-4.
Задание: Выполнение студентами альбома педагогических рисунков и методических упражнений на примере изображения сельского пейзажа и деревянного зодчества.
В каждом задании отрабатываются различные приемы изображения (реалистическое, схематическое, декоративное, сказочное, фантастическое).
При выполнении рисунков следует применять различные изобразительные материалы и художественные техники: акварель, пастель, гуашь, карандаш, уголь, фломастер. Некоторые отдельные зарисовки следует выполнять мягкими материалами на темном фоне, имитирующим классную доску.
Объекты для педагогического рисунка:
1. Деревянное зодчество – отдельные зарисовки деревянных построек (старинные особняки, жилые дома, бани, сараи, амбары, мельницы и др.). Схема деревянного дома с указанием основных элементов строения дома (охлупень, венцы, конек, курица, слеги, лобовая доска, причелина-подзор, полотенце, солнце, красное окно, водотечник, дымник, ставни, наличник, лемех-гондт, ворота и др.), фрагменты зданий (крыши, окна, двери, крыльцо, элементы убранства), зарисовки мостов и мостков, Объекты убранства (решетки, заборы, др.) культовые и оборонительные деревянные постройки (церкви, часовни и стены, башни), схема культовой постройки с указанием основных элементов строения (четверик, восьмерик, барабан, купол, лемех, маковка, шатер, клети, полицы и др.), Москва деревянная и др.
2. Сельский пейзаж – зарисовки деревенских улиц, пейзаж с элементами архитектуры, пейзаж на различное состояние времени года и суток, пейзаж на различное состояние природы, настроение в природе, зарисовки фрагментов архитектуры с элементами пейзажа (фасад дома – крестьянский двор, стена башки, церковь с оградой, деревенский сарай с забором, и др.), пейзаж (озеро, река, стога, мостки, дорога, небо, др.), архитектурный ансамбль.
3. Предметы быта, интерьер – интерьеры деревянных построек, интерьер избы, элементы интерьера избы, отдельные объекты и предметы избы (печь, ухват. Чугун, стол. Лавки, светец, сундук. Прялка, веретено, коромысло, ведро, топор, ковши и др.), отдельные объекты (телега, сани, др.).
4. Стилизация – сказочные, народные промыслы, русский костюм и др.
Разработка наглядных пособий к урокам изобразительного искусства
Задание: Изготовление наглядного пособия к одной из учебных тем.
1. Плакат-таблица («Этапы работы над натюрмортом», «Законы светотени», «Хохломская роспись», «Конструктивное строение человека», «Законы цветоведения» и др.).
2. Динамическое пособие.
3. Пособие с использованием средств ТСО (транспаранты, диапозитивы, видео).
Наглядное пособие сопровождается краткой пояснительной запиской, в которой даются методические указания, приемы демонстрации пособия на уроке.
Плакаты выполняются в формате А-3, динамическое пособие не более 30 см по ширине и высоте. Материалы по выбору учащихся.
IV курс
1. Альбом педагогических рисунков «Городской пейзаж, человек»Альбом выполняется в течение семестра, формат А-4.
Задание: Выполнение студентами альбома педагогических рисунков и методических упражнений, на примере изображения архитектуры города и человека.
В каждом задании отрабатываются различные приемы изображения (реалистическое, схематическое, декоративное, сказочное, фантастическое).
При выполнении рисунков следует применять различные изобразительные материалы и художественные техники: акварель, пастель, гуашь, карандаш, уголь, фломастер. Некоторые отдельные зарисовки следует выполнять мягкими материалами на темном фоне, имитирующим классную доску.
Объекты для педагогического рисунка:
1.Город –отдельные зарисовки различных зданий (жилые дома, административные здания, старинные особняки), фрагменты зданий (крыши, окна, элементы убранства, двери, др.), объекты убрансва города (фонари, решетки, др.), панорама города, перспектива улиц, зарисовки улиц, мостов, культовые каменные постройки, Москва и др.
2.Транспорт – пассажирский транспорт (автобус, троллейбус, трамвай, легковые машины, грузовые машины, др.)
3.Человек – анатомические зарисовки (скелет, череп, ...), зарисовки головы и фигуры человека в различных ракурсах, движениях, пропорции, отдельные зарисовки головы человека (глаза, нос, ухо, губы, прическа, др.)
4.Стилизация – фантастические, сказочные, народные промыслы.
Составление иллюстрированного календарно-тематического плана на учебный год
Задание: Составление иллюстрированного плана на учебный год. План составляется в форме таблицы по неделям, месяцам, четвертям и годам обучения в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями учащихся. Каждое задание должно быть обусловлено целью и задачами художественного воспитания и развития детей в системе конкретного урока, четверти и года обучения в школе.
Иллюстрированный план представляет собой таблицу, состоящую из четырех строк (по количеству учебных четвертей), которые разделены на столбцы, соответственно количеству уроков в четвертях: I четверть – 8-9 уроков, II четверть – 7 уроков, III четверть – 10-11 уроков, IV четверть – 8-9 уроков). Каждая ячейка заполняется изображениями тех занятий, которые планируются учителем согласно учебной программе. В плане желательно наглядно показать тот или иной вид изобразительной деятельности, например определенным цветом или знаком выделить все рисунки с натуры и т.д.
Каждая иллюстрация плана должна отражать пример изобразительного решения урока в материале (гуашь, акварель, тушь, др.).