Глава iv. обследование состояния письма у детей

Письмо и чтение представляют собой особые формы речевой деятельности, имеющие сложную психологическую структуру.

Формирование навыков письма и чтения тесно связано с разви­тием устной речи. Поэтому при недоразвитии устной речи возни­кает необходимость обследовать не только уровень развития язы­ковых средств, речевых навыков и умений, но также состояние письма и чтения.

Письмо и чтение сначала формируются как произвольная дея­тельность, развернутая по составу входящих в нее сознательных операций. Осознанный характер, развернутость, неавтоматизированность этой деятельности сохраняются, как правило, долгое время. Лишь по мере развития актов письма и чтения состав опе­раций, входящих в них, сокращается, приобретая формы высоко­автоматизированного навыка.

Поскольку письмо невозможно без сознательного (на началь­ных этапах обучения) анализа звукового комплекса, составляюще­го произносимое слово, а чтение — без умения сливать отдельные звуки в синтетические фонематические группы, обследование письма и чтения у детей следует начинать с изучения процесса анализа и синтеза звукового состава слова.

Обследование звукового анализа и синтезаслов

Осознание звуковых элементов языка развивается довольно рано, В работах А.Н. Гвоздева, К.И. Чуковского и целого ряда Других авторов мы находим высказывание о том, что еще в пред-дошкольном возрасте звуковая сторона речи может стать предме­том детского внимания. Н.Х. Швачкин в своих исследованиях показывает, что ребенок при нормальном развитии уже в преддош-кольном возрасте различает все звуки родного языка, слышит их в Речи окружающих людей, произносит их сам, т.е. ему доступно фонематическое различение звуков в слове на основе слухопроизносительной их дифференциации. Однако слово при этом не рас­членяется ребенком на составные части, звуковая структура его им 16 осознается. (Ребенок не может сказать, какое место занимает •т или иной звук в слове, не умеет выделить последовательность звуков в нем.)

Сознательное оперирование звуковой стороной языка, его элементами и их отношениями начинается при обучении дошкольников или первоклассников звуковому анализу как предпосылке обучения чтению и письму. Следовательно, успех обучения ребенка.

Специальное внимание обращается и на то, испытывает ли ребе­ нок трудности в дифференциации выделенного звука речи и близ­кого ему акустического звука и в какой мере он может определить, какие звуки он произносит правильно или неправильно. Если ребе­нок допускает замену, то следует попросить его подобрать слова с соответствующими звуками. Это даст возможность определить, обусловлена ли замена трудностями различения звуков или только неумением правильно их произносить.

Обследующий, используя указанные приемы, получает общее представление о способности ребенка производить звуковой анализ слова, которое нуждается в дальнейшем уточнении. Поскольку «важнейшим свойством, характеризующим материальную, звуко­вую сторону слова как языкового знака, — подчеркивает Ф.Л. Сохнин, — является дискретность, линейность, временная последова­тельность составляющих его звуковых единиц»1, необходимо вы­явить степень сформированности у ребенка звукового анализа как действия по определению временной последовательности составля­ющих звуков. Для этого ему устно называют слово и дают инструк­цию назвать последовательно (один за другим) все звуки в нем. Материалом для обследования служат слова различной звуко-слоговой сложности. Вот некоторые из них: дом, кот, сам, шуба, окно, сумка, щипцы, клещи, бабушка, карточка, обезьяна, дверь, ткач, гнездо, дружба, торт.

Для детей, которые уже овладели в той или иной мере действи­ем выделения звуков из слов, подбирают для анализа слова, не очень часто употребляемые в процессе обучения: многосложные, со стечением согласных, с неправильно произносимыми им звука­ми (типа скворечник, чернильница, трещотка, кастрюля, кораб­лекрушение).

Обследующий фиксирует, насколько легко ребенок решает стоящую перед ним задачу (встречаются ли какие-либо затруд­нения и в чем они проявляются) или он совсем не справляется с ней, характер и количество ошибок, а также уровень выполне­ния. Для того чтобы определить меру освоения действия, обсле­дующий ведет наблюдение за тем, производит ли ребенок выде­ление каждого звука из слова, или опускает то одну, то другую его часть, теряя правильную последовательность звуков, или же пропускает, дополняет или заменяет отдельные звуки при ана­лизе лишь отдельных слов; какие это звуки — гласные или со­гласные.

* Сохнин Ф. Л. Осознавание речи дошкольниками// Новые исследования в психологии, 1973. — № 2. — С. 34. Обращается внимание и на процесс выделения звуков: проис­ходит ли он сразу при помощи проговаривания слова про себя, «в уме», или замедленно, развернуто —• на основе громкого или ше­потного проговаривания слова вслух, «артикуляторного прощупы­вания его элементов* (А.Р. Лурия).

Если ребенок самостоятельно не справляется с предъявленным заданием, то обследующий облегчает его восполнение: сам четко произносит слово, которое ребенок должен проанализировать, выделяя каждый входящий в его состав звук и демонстрируя тем самым способ вычленения звуков путем их интонированного про­изношения.

Можно использовать прием, разработанный Д.Б. Элькониным. Ребенку дают картинку со схемой звукового состава слова, кото­рая имеет столько клеточек, сколько звуков в названии изобра­женного на картинке предмета. Ребенок должен произнести вслух слово-название, выделяя все звуки в нем. Каждый звук обознача­ется фишкой. Фишки размещают в клеточках схемы в той после­довательности, в которой звуки стоят в слове.

Показателем уровня сформированности звукового анализа явля­ется умение ребенка не только последовательно выделять звуковые элементы слова, но и самостоятельно определять их. Чтобы опреде­лить, насколько ребенок владеет этим, можно использовать такой прием: преобразование слов путем замены, перестановки или добав­ления звуков и слогов. Ребенку дают для анализа слово и предлага­ют изменить в нем, например, гласный звук, сказав при этом, ка­кое другое слово получится (сок — сук), или переставить звуки и назвать полученное слово (марки — рамки). Можно предложить ему придумать слова, состоящие, например, из 3 звуков, в которых вто­рой и третий известный (дом, ком, сом, лом и др.).

Чтобы определить степень освоения ребенком действия и сокра-Щенности операции по звуковому анализу, после выявления им последовательности и количества звуков в слове (при условии, что ребенок справляется в той или иной степени с указанным задани­ем) следует изучить, как он выделяет звуки из анализируемого слова «вразбивку».

Для этой цели предлагаются следующие приемы:

- называние второго, третьего, пятого и др. звуков в слове;

- самостоятельное называние слов, в которых определен­ный звук стоял бы на втором, четвертом, седьмом и т.д.
месте;

- определение количества гласных и согласных в анализируемом слове.

глава iv. обследование состояния письма у детей - student2.ru Как и при использовании ранее указанных приемов, обследую­щий прослеживает и фиксирует, как ребенок выполняет постав-] ленную перед ним задачу: сразу, «в уме», или развернуто, выделяя сначала по порядку все звуки в слове, определяя место tofoi или иного звука. Отмечаются также характер ошибок и умение контролировать собственные действия.

Особое место занимают приемы, которые позволяют определить! не только степень сокращенности, но и обобщенности выполняе­мого действия. К ним можно отнести, в частности, прием называния звуков в слове, стоящих перед или после определенного звука. Ребенку предлагается сказать, какой звук в слове размер сто­ит после или перед 3 (3') или какой звук в слове дрова стоит пе­ред В или после Д и т.д.

При помощи указанного приема обследующий получает данные, характеризующие умение не только выделить звук из цело­го, но и оценить положение звуков по отношению друг к другу, т.е| производить определенные логические действия, сознательно овладевать звуковым анализом.

Звуковой анализ с самого начала своего формирования являет­ся произвольной деятельностью. Чтобы проанализировать слово! ребенок должен удержать его в памяти, распределить свое внима­ние между различными звуковыми его элементами, сосредоточить­ся на определении позиции звука в слове и т.д. Поэтому последняя группа приемов и направлена на то, чтобы выявить, не страдает ли] эта сторона деятельности ребенка.

В этой группе выделяются следующие приемы:

1. Выделение последнего звука в анализируемом слове и придумывание ребенком таких слов с этим звуком, чтобы он стоял на
втором, третьем или любом другом месте (рога — сани, шалаш —
кошка). Предъявляются слова, оканчивающиеся как на гласный!
так и на согласный звуки.

2. Определение 3-го звука в слове (гласного или согласного) и
придумывание с ним таких слов, где выделенный звук стоял бы я
начале слова, в середине и в конце. Например, в слове Маша, peбенок должен выделить звук Ш и назвать с ним три слова типа
шапка, мишка, карандаш.

3. Называние слов, состоящих из трех, четырех и пяти звуков!
и выделение в них звуков в той последовательности, в какой они
располагаются в словах.

Придумывание слов или отбор картинок с изображением
предметов, названия которых начинаются на определенный звук! например на звук С, но чтобы после звука С стоял обязательно

гласный А.

5. Называние слов, включающих сразу два оппозиционных зву­ка: С и Ш или Ц и Ч: (сушка, чернильница и т.д.).

Последний прием позволяет одновременно выявить также и возможности различения звуков.

Обследующий обращает внимание на то, как умеет действовать ребенок по сложной инструкции, в состоянии ли он усвоить пре­ложенное ему задание и приступить к его выполнению или удер­живает в памяти лишь одно из условий задания, а не поставлен­ную перед ним задачу. При отвлекаемости внимания, неумении вслушаться в задание и проконтролировать результаты собствен­ных действий, импульсивности и т.д. задания по звуковому ана­лизу будут выполняться ребенком неустойчиво, ошибочно, т.к. поставленная задача им не усвоена.

Для письма и особенно для чтения большое значение имеет не только анализ, но и синтез звуковых элементов, составляющих слово. Поэтому специальной формой обследования должен стать, наряду со звуковым анализом, звуковой синтез слога и слова. С этой целью ребенку предъявляются отдельные звуки, например с-а, и предлагается сказать, какой слог должен получиться. Ма­териалом для обследования являются прямые слоги (са, пу), об­ратные слоги (an, ом), закрытые слоги (сас, лам), слоги со стече­нием согласных (ста, сто) и др.

Облегченный вариант этого приема — синтез по следам ана­лиза. Ребенку устно предъявляется слог, он выделяет звуки, его составляющие, а затем говорит, какой слог эти звуки составля­ют. Более сложен вариант, когда ребенку предъявляются от­дельные звуки, например с-у-м-к-а, а он должен сказать, какое слово они составят. Или ребенок должен определить недостаю­щий слог в слове. Обследующий называет один из слогов и пред­лагает ребенку добавить недостающий, чтобы получилось целое слово. Последний прием можно отнести к приемам «упреждаю­щего синтеза», т.е. прогнозирования слова на основе восприя­тия отдельных его элементов, что является особенно важным для чтения.

Данная система приемов, направленных на выявление различ­ных компонентов, участвующих в формировании звукового анали­за и синтеза, позволяет получить конкретные данные для оценки Уровня последних. Анализ результатов обследования

В первую очередь следует оценить состояние звукового анали­за в целом, а затем указать, какой из компонентов, участвующих в формировании этого умения, нарушен.

Для осуществления первой задачи необходимо исходить не из ошибок и трудностей ребенка, а из того, какие уровни и приемы звукового анализа ему доступны. Это значит, что оценке подлежат степень сформированное™ действия по выделению последователь­ного порядка звуков в слове и умение самостоятельно определять звуковые элементы последнего (позицию звука в слове, выделение звуковых отношений и т.д.). Здесь важно оценить соотношение правильно и ошибочно выполненных заданий и характер деятель­ности (неавтоматизированная, автоматизированная, высокоавто­матизированная).

Но для осуществления второй задачи необходимо установить' и проанализировать именно те трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе звукового анализа. При этом особенно важен показатель, характеризующий умение выделять на слова фонемы на основе их звукопроизносительной дифферен­циации.

Этот показатель имеет как качественную сторону (правильность выделения из слова фонемы), так и количественную (число ошибочных ответов).

Если ребенок, анализируя слово замок, выделяет вместо звука! 3 звук С, или в слове булка выделяет П вместо Б, или в слове кошка называет третьим звуком С, то подобные ошибки свидетельствуют о том, что у него не сложились или сложились в недостаточной] степени правильные представления о противопоставлении звуков! по глухости — звонкости и вообще о тех отношениях, которые характеризуют звуковую систему языка. У такого ребенка наблюдается недоразвитие фонематического восприятия, выраженное в той или иной степени, затруднения в дифференциации оппозиционных фонем.

При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок не слышит звуков в слове, не различает отношений между его звуковыми элементами, следовательно, не может овладеть действием по! выделению звуков из состава слова. Слово для него — нечленораздельный комплекс, из которого он может выделить лишь акустически сильные элементы.

В менее выраженных случаях фонематического недоразвития у ребенка наличествует умение звукового анализа, но оно несовершенно. Он может выделить звуки в простых словах, но будет испытывать значительные затруднения, когда для анализа ему пред­ложат слова более сложной звуко-слоговой структуры: допускает значительное количество ошибок в определении порядка звуков в слове; пропуск отдельных звуков, добавление лишних, перестанов­ка слогов и звуков и обязательно — замена некоторых из них. Например, слово дверь таким ребенком будет проанализировано как т...ве...ръ или в.,.д...е...л.

Уровень сформированное™ действия по выделению последова­тельности звуков в слове и умения сознательно и правильно ори­ентироваться в его звуковых элементах зависит не только от сте­пени недоразвития фонематического восприятия, но также и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным, ибо при первичном нарушении фонематического восприятия уро­вень сформированности действия звукового анализа окажется ниже.

Умение свободно и сознательно ориентироваться в звуковом составе слова предполагает определенный уровень развития фоне­матических представлений у ребенка, однако формирование это­го умения может задерживаться и по другим причинам.

Например, если по тем или иным причинам само действие (или оперирование) со звуками речи будет не сформировано, ребенок даже при достаточном уровне фонематического развития не смо­жет правильно определять звуковые элементы слова, последова­тельно выделить звуки из его состава, указать позицию звука в нем и т.д. На вопрос, сколько звуков в слове «бабушка», ребенок мо­жет сказать «три», а на просьбу назвать их выделит, к примеру, ба-у-щ-ка или б-ш-к-а.

Однако в данном случае мы все же не будем наблюдать специ­фических ошибок, характерных для собственно фонематического Недоразвития, именно замену звуков, близких по акустическим или артикуляторным признакам.

Несформированность действия звукового анализа слова может быть обусловлена различными причинами, например, педагогичес­кой запущенностью, недостаточной познавательной активностью ребенка, задержкой психического развития и т.п.

Сравнение результатов, полученных на основе использования системы приемов, позволяет выявить и оценить, с одной стороны, общее состояние звукового анализа, а с другой — какой из компо­нентов, участвующих в его формировании, недостаточно сформи­рован и какие факторы обусловили задержку его развития. Это придает результатам обследований диагностическое, прогнозиру­ющее и коррекционное значение.

Зная предпосылки, необходимые для формирования звукового анализа, можно определить ранние признаки, задерживающие его развитие, что позволит своевременно предупредить нарушения письма и чтения у детей,

Обследование письма

Нарушение письма у детей — это особые специфические затруд­нения, которые обусловлены системным недоразвитием определенных сторон речевой деятельности ребенка, которое у детей, достигших школьного возраста, при нормальных умственных способно­стях и слухе проявляется прежде всего в недостаточной сформированности представлений о звуковом и морфологическом соста­ве слова.

Дети в этом случае оказываются не подготовленными к звуко­вому анализу и синтезу речи и по этой причине — к переходу на более зрелую стадию языкового развития — овладение грамотой и правописанием. Как подчеркивает Р.Е. Левина, об этом свидетель­ствуют различные специфические нарушения письма, которые могут иметь разную структуру и степень выраженности: от полной несформированности его до лишь единичных ошибок.

В письме всех детей, независимо от степени овладения соответ­ствующим навыком, можно обнаружить ошибки на смешение и замену согласных, но лишь замену согласных можно рассматри­вать как типичное, характерное и устойчивое проявление. Данное положение было подтверждено и массовым обследованием детей (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Э.К. Габашвили, А.С. Винокур, Р. Аязбекова и др.), установившим, что в большин­стве случаев при наличии специфических ошибок — замен согласных букв в письме имеет место отставание в речевом развитии детей, которое либо проявляется в момент обследования, либо констатировалось в недавнем прошлом.

Исходя из вышесказанного, при анализе письма ребенка и тех ошибок, которые в нем обнаруживаются, следует в первую оче­редь определить наличие или отсутствие специфических ошибок на замену согласных. Эти ошибки выделяются в качестве диаг­ностического признака, способствующего выявлению детей, представляющих интерес для логопеда. Опираясь на точные пред­ставления о том, как проявляются нарушения письма, связанные с недостаточной готовностью речевых процессов, логопед может правильно квалифицировать дефект, отграничив его от сходных состояний. Как известно, недостаточное усвоение навыков письма может быть детерминировано не только речевыми нарушениями, но и другими факторами, как, например, нерегулярностью школьного обучения (из-за частых болезней, переездов и по другим причинам), педагогической запущенностью, нарушени­ями поведения, двуязычием, сниженными слухом, зрением, интеллектом и т.д.

В то же время объектом логопедического воздействия являет­ся не всякое нарушение письма, а лишь такое, которое обуслов­лено нарушениями в развитии речи. Задача логопеда и заключа­ется в том, чтобы в процессе обследования уловить те специфи­ческие речевые затруднения, которые проявляются в дефектах письма.

Наши рекомендации