Краткое описание особенностей задания. Характерными для исследования были задания, основанные на диаграмме, демонстрирующей структуру работоспособного населения в некоторой стране («Рабочая сила»)
Характерными для исследования были задания, основанные на диаграмме, демонстрирующей структуру работоспособного населения в некоторой стране («Рабочая сила»). С такими текстами наши учащиеся встречаются на уроках истории и обществоведения весьма редко. Но главное – они выступают не как материал для упражнений, а как иллюстративный материал.
Часть вопросов этого задания (вопросы 1, 2 и 4), направленные на прямое обнаружение информации в диаграмме, установление связей между частями ее содержания. На эти вопросы правильно отвечает 55-60% наших учащихся. Вопрос 3 представляет собой познавательную задачу: людей по их описанию (возраст, сфера занятий и др.) надо было отнести к той или иной группе населения, указанной в диаграмме. Трудность этого комплексного задания по международной шкале была достаточно высокой. И именно на этот вопрос учащиеся ответили слабо (от 6% до 29,5% правильных ответов о каждом из примеров людей).
ГРУППА ЗАДАНИЙ 5. ПЛАН
Результаты выполнения программы международной организации «ПЛАН» за 1996 год | |
Регион Восточной и Южной Африки | РВЮА |
Здравоохранение | Египет | Эфиопия | Кения | Малайзия | Судан | Танзания | Уганда | Замбия | Зимбабве | Всего |
Службы оказания медицинской помощи на 4 и менее комнат | ||||||||||
Работники здравоохранения, получившие переподготовку в течение 1 дня | 1 053 | 1 003 | 1 085 | 4 385 | ||||||
Дети, которые получали дополнительное питание более 1 недели | 10 195 | 2 240 | 2 400 | 251 402 | 266 237 | |||||
Дети, которым оказана финансовая помощь на общее лечение и стоматологические услуги | 2 283 |
Образование | ||||||||||||||||
Учителя, получившие переподготовку в течение 1 недели | 2 320 | |||||||||||||||
Школьные тетради, купленные или подаренные | 41 200 | 69 106 | 111 123 | |||||||||||||
Школьные учебники, купленные или подаренные | 45 650 | 9 600 | 1 182 | 8 769 | 7 285 | 58 387 | 131 023 | |||||||||
Школьная форма, купленная, сшитая или подаренная | 8 897 | 5 761 | 2 000 | 6 040 | 23 132 | |||||||||||
Дети, которым оказана помощь в форме оплаты за обучение или стипендии | 12 321 | 1 598 | 2 014 | 16 087 | ||||||||||||
Школьные парты, купленные, сделанные или подаренные | 3 200 | 3 689 | 1 564 | 1 725 | 1 794 | 4 109 | 16 331 | |||||||||
Классы, построенные для постоянного пользования | ||||||||||||||||
Отремонтированные классы | ||||||||||||||||
Взрослые, посещающие занятия по ликвидации безграмотности в этом финансовом году | 1 160 | 3 000 | 3 617 | 8 695 | ||||||||||||
Коммунальная инфрaструктура | ||||||||||
Общественные уборные (туалеты), выкопанные или построенные | 2 403 | 4 311 | 7 102 | |||||||
Дома, подсоединенные к новой канализационной системе | ||||||||||
Колодцы (или созданные источники), выкопанные или улучшенные | ||||||||||
Новые действующие буровые скважины | ||||||||||
Новые системы, подающие самотеком питьевую воду | ||||||||||
Системы питьевой воды, улучшенные или отремонтированные | ||||||||||
Ремонт домов по проекту «ПЛАН» | ||||||||||
Новые дома, построенные для нуждающихся | 1 142 | |||||||||
Залы для проведения общественных мероприятий, улучшенные или построенные | ||||||||||
Руководители коммунальных служб, получившие переподготовку в течение 1 дня или более | 2 214 | 3 522 | 3 575 | 2 693 | 13 365 | |||||
Километры перестроенных автодорог | 1,2 | 53,4 | 80,6 | |||||||
Построенные мосты | ||||||||||
Семьи, которым помогли напрямую службы контроля за эрозией почвы | 1 092 | 1 500 | 18 405 | 20 997 | ||||||
Дома, заново электрифицированные |
Таблица на предыдущей странице является частью отчета международной благотворительной организации «ПЛАН». В ней дана некоторая информация о работе организации «ПЛАН» в одном из регионов ее деятельности (Восточная и Южная Африка). Для ответов на вопросы, помещенные ниже, обращайтесь к этой таблице.
Вопрос 20: ПЛАН R099Q04A
Согласно таблице, как отличается уровень деятельности международной организации «ПЛАН» в Эфиопии по сравнению с другими странами этого региона?
A Уровень ее деятельности в Эфиопии сравнительно высок.
B Уровень ее деятельности в Эфиопии сравнительно низок.
C Он примерно такой же, как и в других странах этого региона.
D Он сравнительно высок в категории «Коммунальная инфраструктура» и низок в других категориях.
Ответ В – «Уровень ее деятельности в Эфиопии сравнительно низок»
Данный вопрос не оценивается независимо и не вносит вклада в построения шкалы достижений. Он рассматривается только совместно с ответом на вопрос 21.
Вопрос 21: ПЛАН R099Q04B
В 1996 году Эфиопия была одной из самых бедных стран мира.
Учитывая этот факт, а также данные, приведенные в таблице, выскажите свое мнение о том, как можно объяснить такой уровень деятельности международной организации «ПЛАН» в Эфиопии по сравнению с ее деятельностью в других странах?
Оценка выполнения задания
Деятельность: Рефлексия и оценка
Формат текста: Несплошной
Ситуация: Общественная
Код 3: Ученик верно ответил на вопрос 4A (Верный ответ B). Уровень активности "ПЛАНа" объясняется с опорой на ВСЮ сообщенную информацию при этом явно или неявно указывается тип деятельности "ПЛАНа" в Эфиопии. Ответ должен также сочетаться с каждым из ДВУХ следующих фактов (хотя о них и не обязательно упоминать):
(1) низкий уровень активности "ПЛАНа" в Эфиопии (информация дана в таблице); И
(2) бедность в Эфиопии (информация дана в тексте вопроса).
Примеры ответов:
· Организации, оказывающие помощь, часто начинают свою работу в стране с подготовки местных кадров, поэтому я бы сказала, что ПЛАН только начал свою работу в Эфиопии в 1996 году
· Подготовка работников коммунальных служб, должно быть, единственный вид помощи, который они могут оказать там. Возможно, что там нет больниц или школ, при которых они могли бы организовать другие виды помощи.
· Другие иностранные группы помощи, возможно, помогают лекарствами и т.п., и ПЛАН считает, что им нужно знать, как руководить страной. [Неявно говорится о подготовке руководителей коммунальных служб.]
Код 2: Ученик верно ответил на вопрос 4A (Верный ответ B). Уровень активности работы "ПЛАНа" объясняется с опорой на БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ сообщенной информации. Ответ должен также сочетаться с каждым из ДВУХ следующих фактов (хотя о них и не обязательно упоминать):
(1) низкий уровень активности "ПЛАНа" в Эфиопии (информация дана в таблице); И
(2) бедность в Эфиопии (информация дана в тексте вопроса).
Примеры ответов:
· Должно быть, тяжело распределять там помощь, потому что дела находятся в таком беспорядке.
· Может быть там идет война, поэтому было бы трудно оказывать помощь.
· Они не знают, как там оказывать помощь.
· Если другие организации помогают Эфиопии, то меньше остается делать ПЛАНу.
· Я могу предположить, что другие страны первыми получили помощь и Эфиопии будут помогать в ближайшем будущем.
· Возможно, что у народа Эфиопии такая культура, которая затрудняет взаимодействие с иностранцами.
· Я думаю, что они оказывают слишком много помощи другим странам, а Эфиопию пропустили. Международная организация ПЛАН, возможно, не имеет достаточных запасов и денег для всех стран, которые нуждаются.
Код 1: Ученик верно ответил на вопрос 4A (Верный ответ B). Уровень работы "ПЛАНа" объясняется с опорой на ЧАСТЬ сообщенной информации. Ответ должен также сочетаться (хотя об этом и не обязательно упоминать) с низким уровнем активности в Эфиопии (информация дана в таблице).
Примеры ответов:
· Эфиопия не так сильно нуждается в помощи ПЛАНа, как другие страны. [Опирается на информацию в таблице, но не принимает во внимание бедность в Эфиопии, о которой сообщается в тексте вопроса.]
· Эфиопия не так бедна, как другие страны, поэтому она не так сильно нуждается в помощи ПЛАНа. [Опирается на информацию в таблице, но противоречит информации о бедности в Эфиопии, о которой сообщается в тексте вопроса.]
· Возможно, Эфиопии только нужно больше помощи руководителям их коммунальных служб, чем в других странах. [Опирается на детали информации, представленной в таблице, но не принимает во внимание бедность в Эфиопии, о которой сообщается в тексте вопроса.]
ИЛИ: Ученик неверно ответил на вопрос 4A (указал ответ, отличный от B). Уровень работы "ПЛАНа" объясняется с опорой на ЧАСТЬ сообщенной информации. Ответ должен также сочетаться с каждым из ДВУХ следующих фактов (хотя об этом и не обязательно упоминать):
(1) с уровнем активности в Эфиопии, который учащийся определил в Вопросе 4А (само объяснение не обязательно должно быть правильным); И
(2) с бедностью в Эфиопии (информация дана в тексте вопроса).Не принимаются ответы, которые опираются ТОЛЬКО на информацию, представленную в тексте вопроса.
Примеры ответов:
· [Ответ на вопрос 4A: Уровень активности в Эфиопии сравнительно высокий.] Эфиопия беднее , чем другие страны региона, и поэтому нуждается в большей помощи.
· [Ответ на вопрос 4A: Примерно такой же, как в других странах региона.] Помощь распределяется поровну, поэтому нет соперничества между странами.
Код 0: Дан несоответствующий или неясный ответ.
Примеры ответов:
· Они не выполняют так уж много работы в Эфиопии. [Воспроизводится информация из верного ответа на вопрос 4А без попытки объяснить ее.]
· ПЛАН едва ли что-то делает в Эфиопии.
ИЛИ: Просматривается неточное понимание материала или дано неправдоподобное или неуместное ответ
Примеры ответов:
· Им бы следовало делать больше в Эфиопии. [Скорее выражает мнение, чем предлагает объяснение.]
· Они только занимаются переподготовкой руководителей коммунальных служб. Кажется, они ничего не делают там в области здоровья и образования. [Не объясняется уровень активности.]
· Уровень международной деятельности ПЛАНа в Эфиопии выше по сравнению с деятельностью в других странах. [Воспроизводится информация из дистрактора в вопросе 4А без попытки объяснить ее.]
· ПЛАН дает одинаковую помощь каждой стране. [Воспроизводится информация из дистрактора в вопросе 4А без попытки объяснить ее.]
ГРУППА ЗАДАНИЙ 6
Научное оружие полиции
Произошло убийство, но подозреваемый утверждает, что не знает жертву. Он говорит, что никогда не знал его, никогда их пути не пересекались, никогда даже пальцем не трогал его … Полиция и судья уверены, что он говорит неправду. Но как доказать?
На месте преступления следователи подбирали каждый клочок, который можно было бы считать свидетельством: нитки, волосы, отпечатки, окурки… Несколько волос, найденных на пиджаке убитого, были рыжие. И они были подозрительно похожи на волосы подозреваемого. Если можно было бы доказать, что эти волосы принадлежат ему, то это могло стать свидетельством того, что он на самом деле встречался со своей жертвой.
Каждый человек неповторим
Специалисты принялись за работу. Они тщательно изучили клетки, взятые у корней волос, и клетки крови подозреваемого. В ядре каждой клетки нашего организма есть ДНК. Что это такое? ДНК выглядит как бусы, сделанные из двух скрученных ниток жемчуга. Вообразим, что жемчужины имеют четыре разных цвета и тысячи цветных жемчужин (которые составляют ген) нанизаны в особом порядке. И такой порядок сохраняется во всех клетках тела каждого человека: он одинаков и в корнях волос, и в большом пальце ноги, и в печени, и в желудке, и в крови. У разных людей разный порядок расположения жемчужин. Учитывая число жемчужин, вероятность того, что порядок нанизанных жемчужин будет одинаков у разных людей, ничтожно мала. Такое может случиться только у близнецов. Таким образом, ДНК служит своего рода генетическим удостоверением личности.
Итак, генетики могут сравнить генетическоe удостоверение личности подозреваемого (берется проба его крови) с образцом ДНК, взятым из рыжего волоса. Если эти
генетические удостоверения одинаковы, станет ясно, что на самом деле подозреваемый встречал-таки жертву, с которой, как он уверял, не был знаком.
Лишь малая часть доказательства
Все чаще и чаще в случае преступлений, связанных с изнасилованием, убийством, воровством, полиции приходится проводить генетический анализ. Зачем? Для того, чтобы попытаться найти свидетельство контакта двух людей, двух предметов, или предмета и человека. Проверка такого контакта зачастую приносит пользу расследованию, но не всегда обеспечивает доказательство преступления. Это всего лишь малая часть доказательства, одна среди многих других.
Анне Версаль
Мы состоим из
миллиарда клеток
Каждое живое существо на Земле состоит из огромного количества клеток. Каждая клетка очень мала. Можно сказать, микроскопически мала, - увидеть клетку можно лишь при помощи микроскопа, увеличивающего во много раз. У каждой клетки есть мембрана и ядро, в котором находится ДНК.
Генетическое удостоверение?
ДНК состоит из набора генов, каждый из которых состоит из тысяч «жемчужин». Собранные вместе, все эти гены образуют генетическое удостоверение личности человека.
Как распознается генетическое удостоверение личности?
Генетик берет несколько живых клеток из корней волос, найденных на жертве, или из слюны, оставшейся на окурке сигареты. Он помещает это в вещество, которое уничтожает все вокруг ДНК в клетках. Та же операция проделывается с клетками, полученными из крови подозреваемого. Затем ДНК специально готовится для анализа. После этого ДНК помещается в специальное вещество – гель и через гель пропускается электрический ток. Спустя несколько часов становятся видны полоски, напоминающие штрих-код (наподобие тех, какие мы видим на некоторых коробках с продуктами), и этот код виден при специальном освещении. Штрих-код ДНК подозреваемого затем сравнивается с таким же кодом, полученным после манипуляций с волосом, снятым с жертвы.
Используйте статью из журнала, приведенную выше, для ответов на вопросы.
Вопрос 22: ПОЛИЦИЯ R100Q04
Автор использует пример жемчужного ожерелья для объяснения структуры ДНК. Как варьируются эти самые ожерелья у разных людей?
A Они варьируются по длине.
B Порядок жемчужин различается.
C Число бусин разное.
D Цвет жемчужин разный.
Оценка выполнения задания
Деятельность: Выявление информации
Формат текста: Сплошной
Ситуация: Образование
Код 1: Ответ B – «Порядок жемчужин различается»
Код 0: Другие ответы.