Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей с нарушением интеллекта
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогический процесс постоянно обогащается новыми технологиями.
По данным Министерства РФ 85% детей- воспитанников детских садов и школ нуждаются в помощи медицинского, психического или коррекционного-педагогического характера. Признаками умственной отсталости являются недоразвитие и поражение головного мозга, эмоционально-волевой сферы и всей личности ребенка. Дети со сложной структурой дефекта представляют большую группу детей с ОВЗ. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной. Значительная часть детей с ограниченными возможностями составляют дети с синдромом Дауна (в специальных учреждениях — 30% и более общего состава групп). Такие дети страдают нарушениями слуха и зрения. Частота тугоухости у детей-даунов — 60-80%, примерно 50% детей имеют ту или иную степень близорукости и у 20% обнаруживается дальнозоркость. Особенности детей с синдромом Дауна различны: одни из них вялы и апатичны, другие, наоборот, - возбудимы и беспокойны. Несмотря на то, что способности к познанию у таких детей значительно ниже, чем у здоровых, они отличаются умением подражать окружающим.
Целью коррекционного воспитания для детей с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде. Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы специального заведения на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценного коррекционного воспитания без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального психосоматического и сенсомоторного статуса. Разрабатываются новые педагогические модели технологии, способствующие развитию вербальной выразительной речи, эмоциональному развитию и развитию движений через синтез современных методов, например, игротерапия и новые комплексы утренней гимнастики.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить :
1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учено- воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха.
2. Развитие двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье в условиях специального учреждения.
3. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления.
Виды современных здоровьесберегающих технологий, подходящих для применения в обычных условиях классной комнаты ,применяемых мною в процессе обучения умственно-отсталых детей:
1. Дыхательная гимнастика2. Динамические паузы3. Релаксация4. Фонематическая ритмика5. Сказкотерапия6. Самомассаж
7. Точечный массаж 8. Пальчиковая гимнастика9. Гимнастика для глаз10. Песочная терапия11. Весёлая шнуровка12. Арттерапия
Правильно организованная двигательная активность играет большую роль в развитии и здоровье человека. Однако психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить целеноправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Воспитаннику должно быть интересно это делать не по тому, что «надо» и «полезно», а потому, что это ему нравится. Именно поэтому используются адаптированные, измененные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.
Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма в движении. В результате использования фольклора в играх мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему гармоническому, физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движения ловкости и меткости. Игры, проводимые на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.
о время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это и вызывает искренний смех у воспитанников. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет воспитателю проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.