Раздел II. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ


66. Развит ли механизм эквивалентных замен у авторов приведенных ниже высказываний? Правильно ли второй ученик понял смысл высказывания? Докажите.

1. Однажды школьник был в зоопарке и, зайдя в один из павильонов, увидел клетку и шагающего к нему гамадрила с серебряной густой пелериной волос на передней части тела. Подошли и другие посетители. Гамадрил бросился вперед и стал сотрясать прутья клетки. Казалось, что она сломается и мощное животное вырвется наружу. Зрители невольно попятились назад.

Вот что рассказал об увиденном школьник, свидетель происшедшего. «Там была такая большая клетка и в ней обезьяна. Она схватилась за прутья и трясла их».

2. При написании изложения ученик передал исходный текст

следующим образом.

Ручей (исходный текст) Ручеек – зазнайка (текст школьника)
Быстро бежал ручей. Бежал он далеко: налево мимо рощицы, направо по лугу, прямо через деревню. Мимо рощицы бежал – березы низко наклонялись и смотрели в него. По широкой лужайке бежал – гуси и утки в нем спокойно и медленно плавали. Через деревню бежал – ребятишки радостно плескались. Все были довольны, все ручей похвалили. Вот однажды ручей сказал гордо: «Не хочу, чтобы березы на меня ласково смотрели, чтобы гуси и утки тихо плавали, чтобы ребятишки весело играли. Подумаешь, еще я должен бегать к ним! Кому требуется – пусть сам идет ко мне!» Так твердно решил ручей и остановился. Стоит неподвижно день, стоит другой. Тиной стал густо покрываться. Поскучал, поскучал – да и высох. А вскоре дождь проливной пошел. На месте прежнего ручья сделалось много маленьких ручейков. И каждый ручеек – своя маленькая сказка. Как-то раз ручеек бежал мимо рощи, где стояли березки. Они наклонялись и смотрели в него, как в зеркало. И весело шелестели листвой. А когда по широкой лужайке бежал – гуси, утки в нем спокойно и медленно плавали. Через деревню бежал – весело ребятишки в нем плескались. Ух, и красивый же был ручеек! Но вот однажды с ним случился необычный случай. Загордился и стал на всех смотреть свысока. Да еще вдобавок остановился и стоит. А потом и говорит: «Надоело мне бегать, не хочу, чтобы березки смотрели в меня, чтобы гуси и утки плавали, чтобы ребятишки играли. Кому я нужен, пусть сам идет ко мне». Постоял, постоял да и стал тиной покрываться. И стали в нем лягушки квакать, и никому стал не нужен. А потом поскучал, да и высох. А скоро дождь проливной пошел, и с этого ручейка стали разбегаться маленькие ручейки. И раз, два – про каждый ручеек своя сказочка.

67. Прочитайте фрагмент из интервью с эстрадной певицей Л. Варум. Как вы оцениваете речевое поведение певицы? Встречали ли вы людей, у которых «не хватает слов», чтобы передать свои чувства? Как вы понимаете смысл утверждения «Мысль изреченная есть ложь»?

«Дело в том, что я совершенно не люблю разговаривать. Я человек эмоциональный, и мне очень часто не хватает слов для того, чтобы передать свои чувства. Кроме того, я согласна с утверждением, что мысль изреченная есть ложь. Не потому, что очень хочется соврать, а потому, что
все зависит от сиюминутного настроения, от того, с кем ты встретился нынче утром и так далее».

Прочитайте фрагмент письма А.П. Чехова, где он высказывает свое отношение к садовым цветам георгинам. Постарайтесь понять, каково это отношение, и подберите соответствующие образные определения (эпитеты), которые могут быть использованы в данной ситуации для описания цветка.

«У Вас б00 кустов георгин. На что Вам этот ..., не вдохновенный цветок? У этого цветка наружность ..., .... но содержания никакого. Так и хочется сбить тростью его ... , но ... головку».

69. Проанализируйте отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Вставьте пропущенные слова (глаголы), соответствующие характеру текста, его жанровым и стилистическим особенностям.

«Между тем псы ... всевозможными голосами: один забросивши вверх голову, ... так протяжно и с таким старанием, как будто за это получал бог знает какое жалованье; другой ... наскоро, как пономарь; промеж них … , как почтовый звонок, неугомонный дискант, вероятно, молодого щенка, и все это наконец, ... бас, может быть старик, наделенный дюжею собачьей натурой...».

Проанализируйте отрывок из книги научно-популярного характера. Постарайтесь вставить пропущенные в них слова. Для этого необходимо понять основную цель (задачу) высказывания, определить, на какой вопрос отвечают авторы текста. Дополняя текст необходимыми для раскрытия его содержания словами, вы подбираете ключ к пониманию смысла высказывания.

Речевое общение всегда подчиняется определенным целям. Мы говорим для того, чтобы ... что-нибудь собеседнику, ... его о чем-нибудь, ... то, что нам неясно, ... или ... разговор, ... наше отношение к тому, что мы говорим, или к собеседнику. (По кн.: А. Акишина, В. Шляхов. Учим читать быстро и эффективно.)

71. Чем вызваны ошибки в построении следующих предложений? Понаблюдайте за своей речью и речью окружающих. Не встречаются ли подобные ошибки у вас и ваших знакомых?

1. Я полагаю о том, что нет причин волноваться.

2. Это решение имеет огромную роль для жителей микрорайона.

3. Посещение выставки играет большое значение для наших детей.

4. Вратарь нашей команды не ударил в калошу. Я буду молчать как рыба об лед.

72. Замените фразеологизмы словами. Проверьте по словарю, правильно ли вы понимаете значение фразеологизмов. Часто ли вы используете фразеологизмы в речи? Когда? Если нет, то почему?

Клевать носом; как снег на голову; вылетело из головы; в час по чайной ложке; втирать очки; повесить нос; держать язык за зубами; вставлять палки в колеса.

73. Закончите фразеологизмы. Старайтесь сделать это как можно быстрее (на время). Проанализируйте результаты работы. Сколько времени у вас ушло на ее выполнение? Были ли затруднения? Какие? В чем причины этих затруднений?

Зуба на зуб ...; гора с плеч ...; нашел дорогу...; пускать пыль... ; сделать из мухи ... ; не лезет за словом ...; волосы стали... .

74. Прочитайте фрагмент поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Сколько покупок сделал Ноздрев? Постарайтесь на память перечислить эти покупки. Для этого определите, как способ организации автором перечня помогает его запомнить.

«Ему (Ноздреву) на ярмарке посчастливилось напасть на простака и обыграть его, он накупал кучу всего, что прежде попадалось на глаза в лавках: хомутов, курительных смолок, ситцев, свечей, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупичатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов, фаянсовую посуду - насколько хватило денег».

75. Прочитайте текст. Выделите ключевые (опорные) слова каждого абзаца. После этого воспроизведите текст (перескажите устно и письменно). В каком объеме вам удалось воспроизвести содержание текста? Какую роль в запоминании содержания сыграло выделение ключевых слов в каждом абзаце?

Основа хорошей памяти - установление прочных ассоциаций.

Люди лучше всего запоминают то, что связано с их житейскими заботами, профессиональными интересами. Одни факты задерживаются в нашем сознании силой других хорошо известных нам фактов. Механическое же задалбливание, зубрежка - самый неэффективный способ запоминания.

Возможности памяти человека значительно шире, чем это ему представляется. Трудности памяти - скорее, трудности воспроизведения, чем трудности сохранения. Абсолютного забвения впечатлений не существует. Забывается не сама информация, а затрудняется доступ к ней.

Фонд человеческой памяти пластичен - с развитием личности происходят изменения и в структурных образованиях ее памяти. Память неразрывно связана с деятельностью человека - прочно запоминается то, что включено в активную жизнедеятельность, отвечает его повседневным потребностям.

76. Закончите следующие высказывания, авторами которых являются известные писатели, ученые, общественные деятели. Сравните то, что у вас получилось, с тем, что предложено авторами. Что вам удалось спрогнозировать, предугадать? Что вызвало затруднения? Чем они вызваны?

1. Берегись всего того, что не одобряется...

2. Ум имей хоть маленький, да...

З. Не слушайте никогда тех, кто говорит...

4. Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей...

5. Ум - одежда, которая...

77. Каждая глава книги «Секреты хорошей речи» (авторы Н.Б. Голуб и Д.Э. Розенталь) открывается зпиграфом. Соотнесите название глав книги и эпиграф.

1. Речь должна отвечать законам логики. Аристотель Дважды два – стеариновая свеча. И.С. Тургенев 2. Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять. Квинтилиан, римский ритор 3. … мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова 4. В речи, так же как и в жизни, надо всегда иметь в виду, что уместно. Цицерон 5. Неправильность употребления слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Д.И. Писарев 6. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, так подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценней самой вещи. Н.В. Гоголь 7. Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем…течет, как гордая величественная рука. Н.М. Карамзин Живопись, эмоциональность, выразительность речи     Правильность речи     Уместность     Богатство речи     Точность, ясность и простота речи     Чистота речи   Логичность речи

Постройте из данных предложений текст. Найдите предложение, которое начинает раскрывать единую тему текста (зачин), затем расположите все остальные предложения, стремясь доказать основной тезис, заключенный в содержании первого предложения (средняя часть). Обратите внимание на особенности построении предложений (вопросительные предложения, наличие противительных и сопоставительных союзов в структуре предложений). Это поможет вам разобраться в логике рассуждения.

У данного высказывания нет третьей, заключительной части (концовки). Составьте ее, учитывая общее содержание и особенности построения высказывания.

1. Задумывались ли вы над тем, в чем проявляется богатство нашего языка?

2. Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть еще и мягкие, которые для слуха очень приятны.

3. Однако не забудем и о звуковой стороне речи.

4. Русский язык хорошо справляется с обязанностью быть средством общения: он неисчерпаемо богат.

5. Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы.

6. Очень активны н гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они ПОСТОЯННО сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения.

(По кн.: И.И. Постникова, И.М. Подгаецкая.

Фонетика - это интересно.)

79. Проанализируйте фрагмент объяснительной речи учителя и партитуру его произношения. Какие средства использует учитель для того, чтобы активизировать вниманне учащихся, подчеркнуть важность, новизну, актуальность предъявляемой информации? Каким образом учитель увеличивает информативную силу объяснения?

1. Сегодня мы познакомимся еще с одним свойством русских глаголов. И этого их удивительного свойства вы еще, ребята, не знаете. Эта особен-ность - виды глагола. Итак, тема урока: «Виды глагола». Записываем вместе: я на доске, вы - в тетрадях.//   1. Темп, громкость обыч-ные. Отчетливые паузы - на месте тире и двоеточия. Тон - интригующий. Темп замедляется при произнесении темы («Итак...»). Подчеркиваются интона-ционно выделенные полу-жирным шрифтом слова и словосочетания. Перед второй частью более длительная, чем обычно, пауза (//).  
2. Сразу скажу, что глаголы бывают двух видов. А вот какие это виды, что они обозначают, мы сейчас узнаем...// Послушайте (читается или пересказывается текст упр. 627 «Руки». Выделенные в тексте глаголы жну, кошу, сею, поли-ваю, пишу, рисую, черчу, сожну, накошу, посею, полью, напишу, нарисую, начерчу интонационно подчеркиваются). Какие глаголы я выделила голосом? // Запишем их парами. Как вы думаете, чем похожи эти глаголы? // А в чем их отличие по назначению? Попробуем поставить к ним вопросы… //   2. Первое предложение произносится спокойным тоном информативного сообщения. Выделенные полужирным шрифтом слова подчеркиваются логическим ударением, более медленным темпом произне-сения. Текст «Руки» произно-сится повествовательным тоном, несколько быстрее (//) - паузы более длительные, выжида-тельные.  
3. Итак, как мы с вами установили, глаголы левого столбика отвечают на вопрос что делаю?, а глаголы правого столбика…? // Эти вопросы отражают значение глоголов: делаю – что-то длительное, без конца, без предела; сделаю – значит закончу что-то, действие достигает конца, какого-то предела, имеет конец. Жну, кошу, сею, поливаю, пишу, рисую – это глагол несовершенного вида. А глаголы сожну, накошу, посею, полью, напишу, нарисую, начерчу – глаголы совершенного вида. В вопросе и в названии вида первая буква «с». // А почему я говорю «глаголы совершенного видаилиглаголы несовершенного вида»? Можно ли сказать: глаголы в совершенном (илинесовершенном) виде? // Почему нельзя? // Более замедленный темп произнесения: обобщение. (//) – выжидательная пауза. Информативно-разьяснительный тон, перечислительная инто-нация (выделяющая однородные члены). Интонационно выде-ляются терминологические наименования (они выделены в тексте полужирным шрифтом), а также коммуникативно – значимые слова. Несколько нарочито выделяется [с] в вопросе и названии вида глагола. (//) – выжидательные паузы.  

(Текст из кн.: Т.А. Ладыженская. Живое слово.

Устная речь как средство и предмет обучения.)

Наши рекомендации