II. Что такое продуктогенный фактор?
1. Это отдельная элементарная причина, влияющая на
продуктивность учебного процесса.
2. Это любая причина, влияющая на течение учебного
процесса.
3. Это фактор дидактического процесса.
4. Это специфический фактор обучения.
5. Это объединение нескольких элементарных причин.
Факторный анализ в дидактике [
Что бы вы сказали про агронома, врача или инженера, которые не знали бы и не могли вам объяснить, от чего зависит урожайность сахарной свеклы, возникновение мигрени или прочность моста? То же самое мы должны будем сказать и об учителе, слабо представляющем себе продуктогенные дидактические причины. Вне всякого сомнения, знание их составляет сердцевину педагогической подготовки.
Исследование этих причин, конструирование из них дидактических факторов носит название факторного анализа. Современный факторный анализ — развитая математическая дисциплина. Его задачи в дидактике состоят в том, чтобы, во-первых, разработать способы непротиворечивого выделения продукто-генных причин, во-вторых, раскрыть механизм конструирования из них факторов и, в-третьих, объективно исследовать эти факторы, определить вклад каждого в конечный продукт, установить иерархию (соподчиненность) между ними. По мере накопления новых знаний с помощью факторного анализа мож-
но приступать к решению более сложных задач — устанои нию межфакторных взаимосвязей, уточнению областей и пр слов действия педагогических закономерностей.
Главное положение факторного анализа в дидактике ос ни вывается на том, что дидактические причины, несмотря на м>, разнородность, изменчивость и сложность для диагностики, могут быть выделены, пересчитаны, ранжированы и исследоин ны объективными методами, сведены к относительно неболь шому числу общих, комплексных и генеральных факторов.
Пути решения поставленных задач могут быть различными Можно, например, выдвинуть гипотезу о системе продуктоген ных причин и для ее проверки организовать масштабный и длительный эксперимент. Можно действовать и по-другому: отказаться от гипотез и ограничиться сбором максимального количества фактов о влиянии различных причин, чтобы затем конструировать факторы. Оба пути сегодня интенсивно используются исследователями.
О том, что между всеми дидактическими причинами существуют связи, известно давно. Но такое знание мало что дает: опираясь на него, невозможно ни предвидеть, ни проектировать наступление будущих событий. Необходимо иметь точную характеристику взаимосвязи — ее количественное значение и характер. Количественное выражение связи между различными причинами называется коэффициентом корреляции, а характер взаимосвязи иллюстрируется с помощью кривой. Если в качестве базисного фактора выступает продуктивность обучения, то коэффициент корреляции показывает, как связаны все другие причины с этим базисом (т. е. как они влияют на продуктивность учебного процесса). На основе установленных коэффициентов корреляции, собственно, и осуществляется факторный анализ, определяющий, как причины одного порядка, места и времени действия объединяются в группы факторов.
Факторный анализ в педагогике опирается на соответствующий раздел математики, где разработана процедура вычленения факторов из многообразия причин (переменных). Один из, основателей факторного анализа — Л.Терстоун подчеркивал,) что факторный анализ выполняет роль общего инструмента ? моделирования. На первых этапах его применения не так важно иметь точные коэффициенты корреляции или их стандартные отклонения, сколько вычленить сами факторы, понять их соподчинение в общей системе. Когда намечаются лишь кон-
новых закономерностей, скрытых или доступных непо-
I пенному восприятию, цель исследований состоит в выра-
стратегических концепций, для подкрепления которых
жны длительные, кропотливые расчеты, а достаточно лишь
мое приближение.
е развитые науки начинали с факторного анализа. По-1ий может иметь не только количественный, но и более ой — качественный характер. Традиционная дидактика т.шала предпочтение качественному анализу, эта тенденция нхраняется. Односторонность тормозит развитие теории и I (а к гики: очень уж произвольно и приблизительно очерчива-м систему факторов исследователи и практики, не владеющие > оличественным анализом. Путаница в подходах, существующих здесь, проистекает от того, что одни и те же факторы оп-Iоделяются и рассматриваются по-разному. Объективные закономерности не могут быть установлены до тех пор, пока не усыновим, какие причины (факторы) принимают участие в со-ы.пиях. Очень часто оказывается, что, избрав для изучения причины на основе собственной интуиции, исследователи выходят на те, которые по сути являются не чем иным, как терминологическими модификациями одного и того же фактора.
Корреляция
Взаимосвязь между двумя причинами, выраженная в количественной форме, называется корреляцией. Она показывает, как изменяется один фактор относительно другого, а также как они связаны между собой. Если, например, мы захотим узнать, как влияет количество повторений на прочность запоминания, то нет иного пути, как в процессе наблюдений (экспериментов) фиксировать изменение одного показателя относительно другого. Когда будет собрано необходимое количество пар наблюдений, можно рассчитать коэффициент корреляции (коэффициент взаимосвязи), величина и алгебраический знак которого укажут, существует ли взаимосвязь, а если существует, то каковы ее уровень и направленность. Положительная связь, когда коэффициент имеет знак «плюс», указывает на то, что оба фактора изменяются в одном направлении. В нашем примере коэффициент корреляции имеет положительное значение — чем больше количество повторений, тем выше прочность запоминания.
I
Отрицательную связь будем иметь тогда, когда коэс циент корреляции имеет знак «минус», а это указывает, чт причины (факторы) изменяются в противоположных напрс, пениях. Такую связь зафиксируем, например, тогда, когд будем изучать влияние объема учебного материала на прс дуктивность усвоения. Очевидно, что, чем большее колищ ство материала будет изучаться на уроке, тем более низк ми будут результаты его усвоения на отведенном отреэк времени. Нулевое или близкое к этому значение коэффицс ента корреляции означает, что оба фактора изменяются н« зависимо друг от друга. Значения коэффициентов коррел» ции находятся в пределах от -1 до +1.
В дидактических исследованиях используются различнь показатели корреляционных связей, как, например, коэффк циент взаимной сопряженности Пирсона, уточненный пок затель Пирсона—Бравэ, коэффициент ранговой корреля! ции, коэффициент зависимости Юла, другие способы ана| лиза накопленных статистик, специально разработанные для обработки материалов социологических, психологиче ких, педагогических исследований. Для факторного анал1< дидактических причин целесообразно прежде всего приме!. нять показатель взаимной сопряженности Пирсона. Он обес-1 печивает возможность сравнительно просто без специальной статистической обработки факторов рассчитывать тесноту взаимосвязи между ними. Особенно эффективен критерий Пирсона в том случае, когда один из факторов фиксируется как базисный, а все другие находятся с ним в корреляционной связи. Коэффициенты корреляции дидактических причин, которые приводятся ниже, рассчитаны именно по критерию Пирсона.