Словарь терминов и персоналий
Балалайка — сравнительно молодой музыкальный инструмент, первое упоминание о ней в письменных памятниках относится к 1715 году (Голиков И.И. Дополнения к деяниям Петра Великого, т. 10. М., 1792, с. 242). Возможно, Б. возникла как некое ответвление древнерусской домры и вскоре, получив необычайно широкое распространение, вытеснила ряд других инструментов, в том числе и домру.
O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.
В 80-х гг. XIX в. В.В. Андреевым совместно с инструментальными мастерами В.В. Ивановым, а затем Ф.С. Пасербским и С.И. Налимовым балалайка народного образца была усовершенствована. Впоследствии на ее основе создано семейство оркестровых инструментов хроматического строя - пикколо, сопрано (позже упразднены), прима, секунда, альт, бас и контрабас. Первое выступление "кружка балалаечников" состоялось в Петербурге в 1888 г., после чего усовершенствованная балалайка и балалаечные оркестры, а с 1896 г. балалаечно-домровые (получившие наименование великорусских) с необычайной быстротой стали распространяться по всей России. В оркестре балалайка выполняет как мелодическую, так и аккомпанирующею функцию. Используются следующие разновидности балалаек: прима, секунда, альт, бас, контрабас.
Баян — один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гармоник.
Баян отличается большой полнотой и силой звука, на нем возможно исполнение сложных музыкальных произведений. Баян впервые был сконструирован в начале настоящего столетия П.Е. Стерлиговым и другими русскими инструментальными мастерами. Известный гармонист-исполнитель Я.Ф. Орланский-Титаренко, также принимавший участие в создании инструмента, предложил назвать его именем легендарного древнерусского поэта, певца и музыканта Бояна (Баяна).
В последние годы большое распространение получил "выборный" баян. Особенность его заключается в том, что в клавиатуре левой руки нет "готовых" аккордов. Это заметно расширяет музыкально-исполнительские возможности инструмента, но в то же время очень усложняет технику игры.
Гармоника уже давно стала в России (и не только в России) самым распространенным, подлинно массовым музыкальным инструментом, вытеснившим многие другие инструменты. В народном музыкальном быту она используется как сольный и аккомпанирующий инструмент. При сопровождении песен, особенно частушек, партия гармоники часто значительно более развита, чем мелодия голоса. Большую роль, особенно в наши дни, гармоника играет и в профессиональной практике. В оркестре русских народных инструментов используются помимо баянов несколько разновидностей гармоник: гармоника сопрано, альт, баритон и бас.
Бубен — музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.
Распространен бубен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов Сибири и Дальнего Востока. О шаманских бубнах можно прочитать на разных сайтах, хотелось бы рассказать о истории бубна на Руси. Бубен известен восточным славянам с древнейших времён.
Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название "бубен", под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться "барабаном".
Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске определяло его численность. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов.
Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги - колотушки в виде кнута с плетенным шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат.
Предполагают, что русские набаты были огромных размеров, для их перевозки использовалось 4 лошади. А звук, точнее грохот, извлекали одновременно 8 набатчиков. При помощи условных сигналов бубнов в русской рати осуществлялась звуковая связь, подавались разные команды. Во время боя ударные инструменты объединялись с трубами и сурнами и создавали устрашающий врага грохот.
В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи повадыри. Скомороший бубен похож на современный инструмент. Он представляет собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одну сторону кожаной мембраной и подвешенными с внутренней стороны бубенчиками и колокольчиками. Ударяли по мембране пальцами, кистью. Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда просто аккомпанировали пению лихих песен. Кроме того, бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на этом инструменте: "Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки и прочее". Бубен был распространён на Украине и в Белоруссии, применяясь чаще в танцевальной музыке. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.
Благородный пансион при Московском университетебыл открыт в 1779 г. куратором М.М.Херасковым для проживания детей провинциального дворянства "на полном пансионе" и обучения их по университетской программе, что позволяло готовить их к поступлению в университет. Образование в Благородном пансионе носило энциклопедический характер с уклоном в развитие литературного вкуса и дарований воспитанников. Число пансионеров быстро росло, на учебу сюда приходили и многие отпрыски столичного дворянства, к первому десятилетию XIX века количество воспитанников достигло 300 человек. В 1830 г., после посещения Благородного пансиона Николаем I, последний был переформирован в 1-ую Московскую Дворянскую гимназию, а в 1833 г. - в Дворянский институт.
Брама или Брахма (санскрит. Brahma) - первый бог индусской троицы, источник всего живого, возвращающегося к нему же. Супруга его Сарасвати. По имени Б. религия индусов называется браманизмом. В первоначальн. смысле означало “слово”, имеющее чудодейственную силу и молитву; но так как молитва у индусов была не только произнесением, но и созерцанием, погружением в божественность, то впоследствии и самая эта бесконечность получила название Брахма. В дальнейшем развитии Б. является абсолютным, самим себе довлеющим, принципом, пантеистической сущностью всего существующего, и как таково, он выше олицетворения и не может быть предметом публичного богопочитания, почему ему никогда не созидалось храмов. Но в качестве источника всего сущего, творца вселенной, Б. получил и мифологическое олицетворение; он был соединен и поставлен во главе троицы (“тримурти”) с местными ведийскими богами — “Вишну” (олицетворением сохранения) и “Шивой” (олицетворением разрушения).
Вёрджинел (англ. virginal) — небольшой клавесин с корпусом в виде прямоугольного ящика (обычно без ножек) и струнами, расположенными по диагонали. Звук вёрджинела слабее клавесинного, но громче, чем у спинета. В 16-17 вв. был распространён в Англии (крупнейшие вёрджинелисты - Уильям Бёрд, Дожн Булл и Джайлс Фарнаби), в 18 в. был известен и в Германии. Вёрджи́нел, вирджинал (англ. virginal, от «virgin» — «дева», «барышня») — небольшой столообразный клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина с одним набором струн и одним мануалом (клавиатурой), в отличие от мюзелара сдвинутым влево от центра. В Англии до XVII в. этим термином называли вообще любые плекторные инструменты, но в общепринятом понимании — это инструмент со струнами идущими горизонтально перпендикулярно клавишам (в отличие от клавесина и спинета). Термин «Вёрджинел» впервые встречается в трактате 3-й четверти XV века, где инструмент описывается как «имеющий прямоугольную форму, как у клавикорда, и металлические струны, звучащие подобно клавесинным». Само название, по-видимому, связано с тем, что инструмент был особенно популярен среди женщин — любительниц музыки. В Англии XVI—XVII вв. процветала школа «вёрджинелистов», крупнейшие представители которой — Уильям Бёрд, Джон Булл, Орландо Гиббонс, Джилс Фарнаби. В XVIII в. был известен и в Германии.
Виола - струнный инструмент 15-18 веков. Прародитель современных скрипок и виолончелей. Имеет несколько разновидностей:
Виола да браччо - предок скрипки. Буквальный перевод с итальянского - «виола на руке», ручная виола.
Виола да гамба - буквальный перевод названия с итальянского - «коленная виола». Играли на виоле да гамба, устанавливая её на коленях или между ними.
Виола д'амур - так называли в XVIII веке виолу скрипичного (да браччо) типа. Основная особенность виолы д'амур заключалась в том, что под обычными жильными струнами были натянуты металлические струны. Смычок задевал лишь жильные струны, и от их вибрации начинали звучать металлические струны - этот феномен называется симпатическим резонансом.
Вина - древнеиндийский музыкальный инструмент. Имеет 4-11 металлических струн, на которых играют щипком правой руки с помощью наперстка с металлической пластинкой.
Вишну(Vishnu) - одно из трех индийских божеств, второе лицо индийской троицы; обошел весь мир тремя шагами; олицетворение божественного промысла, источник существования всех существ. Изображается с 4 руками, палицей и диском. Его супруга Лакшми, богиня красоты и счастья.
Возрождение, наук и искусств или ренессанс - в Западной Европе эпоха от XIV до XVI в. Умственное и художественное движение, выразившееся в стремлении восстановить греко-римскую образованность посредством тщательного изучения классической литературы (труды так наз. гуманистов) и в разыскании образцов античного искусства, изучении их и создании школ художников, стремившихся достигнуть в своих произведениях совершенных форм классических мастеров. Появилось сперва в Италии, потом захватило Германию, Францию и др. западно-европейские страны.
Гвидонова рука -старинный метод облегчения чтения нот, приписываемый Гвидо д'Ареццо. Все звуки звукоряда от G до е 2 условно размещались в определенном порядке на суставах и кончиках пальцев левой руки. Метод гвидоновой руки использовал Н. Дилецкий в "Мусикийской грамматике" в XIX в. Гвидонова рука была использована авторами английского "Тоник Соль-фа" метода обучения музыке.
Госуда́рственная академи́ческая капе́лла Санкт-Петербу́рга— концертная организация Санкт-Петербурга, включающая старейший профессиональный хоровой коллектив России (основан в XV в.) и симфонический оркестр и имеющая свой концертный зал. Разговорное употребление слова «Капелла» может относиться к хору Капеллы (но не к оркестру), к концертному залу, а также к Хоровому училищу, в прошлом являвшемуся частью Капеллы. 1476, указом Ивана III образован Хор Государевых певчих дьяков в Москве. История капеллы:
1479, к Хору Государевых певчих дьяков добавлены малолетние певчие.
12 августа 1479 Хор государевых певчих дьяков участвует в освящении первого каменного храма Московского кремля — Успенского собора.
1564, Хор государевых певчих дьяков участвует в закладке Никитского собора Никитского монастыря.
2 мая 1703 певчие участвуют в молебне по случаю взятия шведского города Ниеншанц.
16 мая 1703 Хор государевых певчих участвует в торжественном богослужении, посвящённом закладке Санкт-Петербурга.
1810, Капелла располагается в комплексе зданий на наб. р. Мойки, 20, перестроенных в 1886—1889 по проекту Л. Н. Бенуа. Концертный зал Капеллы считается одним из лучших в Европе по своей акустике.
1816, директор Капеллы получает право осуществлять цензуру на издание и исполнение русской духовной музыки.
В 1856 при Капелле открыты регентские, а в 1858 инструментальные классы, на основе которых в 1946 создано Хоровое училище. В числе педагогов Капеллы до начала XX в.: М. Глинка, Г. Ломакин, Н. Римский-Корсаков, А. Лядов.
1920, в хор Капеллы, изначально состоявший из мужчин и мальчиков, введены женские голоса, а в Хоровое училище в течение нескольких лет принимали девочек.
1944, часть эвакуированных воспитанников Капеллы переехала в Москву, где на их основе создано Московское хоровое училище (ныне Хоровая академия им. А. В. Свешникова).
1954, Капелле и Хоровому училищу при ней присвоено имя Глинки. С 1955 Хоровое училище и его хор мальчиков являются самостоятельной организацией (с 1986 по адресу Мастерская ул., 4).
1991, при Капелле воссоздан симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижёр — Александр Чернушенко).
Гусли — прямоугольные (столообразные) наиболее сложный по конструкции тип русских гуслей в виде продолговатого плоского ящика с крышкой. Струны у старинных инструментов латунные, а у более современных - стальные; басовые, кроме того, обвиты канителью.
Количество струн колеблется от 55 до 66. Первоначально звукоряд их был диатоническим, позже стали делать гусли хроматические. У хроматических гуслей струны, соответствующие черным клавишам фортепиано, опущены несколько ниже.
Прямоугольные гусли бывают с ножками и без ножек; гусли без ножек во время игры кладут на стол. Крышка инструмента с внутренней стороны часто украшается гравюрами, олеографиями, лубочными картинками, зеркалами и т. д. В ХVIII - начале XIX в. благодаря своим отличным звуковым качествам прямоугольные гусли успешно конкурировали в России с иноземными струнными клавишными инструментами - клавикордом, спинетом и даже клавесином, а затем и фортепиано.
Прямоугольные гусли появились в России, по-видимому, в начале XVII века. Сложность конструкции инструмента, трудность его изготовления и в особенности техника игры, требующая профессиональной выучки, говорят о том, что эти гусли могли быть созданы и первоначально найти применение в узком кругу профессиональных музыкантов-скоморохов. В дальнейшем такие гусли получили и более широкое распространение, однако массовым народным инструментом никогда не были. Они могли быть при царском дворе, в дворянских усадьбах, у горожан и лиц духовного звания, которым игра на гуслях не возбранялась. С прямоугольными гуслями связано и одно очень важное культурное событие. В 1776 — 1795 гг. камер-гуслист царского двора В.Ф. Трутовский впервые в России опубликовал сборник в четырех частях - "Собрание русских простых песен с нотами", где басовое сопровождение одноголосных напевов, судя по всему, было написано в расчете на прямоугольные гусли.
На прямоугольных гуслях исполнялись народные песни, танцы, романсы, отрывки из опер, различные инструментальные произведения и т.д. В начале XIX в. для них были изданы школы-самоучители М. Померанцева. В 1914 г. Н.П. Фомин сконструировал так называемые "клавишные" гусли, отличающиеся оригинальной и вместе с тем простой и удобной конструкцией. Они снабжены однооктавной клавиатурой фортепианного образца. При нажатии на клавиш одноименные струны во всех октавах освобождаются от демпферов и становятся готовыми к звучанию. Одной рукой набирают на клавиатуре любой аккорд, а другой проводят по струнам плектром из твердой кожи. Особенно эффектными получаются на этих гуслях "всплески" арпеджированных аккордов. Клавишные гусли, наряду с обычными, были введены в оркестр Андреева и находят применение до настоящего времени в оркестрах большого состава.
Играют на гуслях сидя, повернув к себе инструмент стороной с басовыми струнами (положение, противоположное тому, какое бывает при игре на шлемовидных гуслях). Звукоизвлечение производится путем защипывания струн пальцами обеих рук; звук гуслей яркий, довольно сильный и долго не затухающий.
Домостро́й — памятник русской литературы, литературное произведение в жанре «поучения», сборник правил, советов и наставлений. Наиболее известен в редакции, относимой к середине XVI века и приписываемой протопопу Сильвестру, духовнику Ивана Грозного. В состав «Домостроя» входят советы по религиозным, общественным, семейным, хозяйственным и т. п. вопросам.
Домра — струнный инструмент, получивший распространение в 16 — 17 вв. преимущественно среди скоморохов. Современная домра была реконструирована в 1896 году В.В. Андреевым на основе вятской балалайки с полусферическим корпусом, которую Андреев считал прямой наследницей древнерусской домры. Корпус делают из гнутых клепок, дека плоская, с круглым резонаторным отверстием в середине. На грифе врезаны металлические лады, дающие хроматический звукоряд. Струны стальные, крепятся к пуговке в нижней части корпуса и к механическим колкам вверху. На верхней деке под струнами находится подставка. Звук извлекается с помощью медиатора.
Настройка струн квартовая. В 1896 - 1900 гг. на основе этой домры, Андреев в содружестве с Ф.С. Пасербским и С.И. Налимовым создал целое семейство домр (квартового строя) — от пикколо до контрабаса. При объединении их с семейством балалаек окончательно сформировался оркестр русских народных инструментов. Домры — преимущественно ансамблевые или оркестровые инструменты. В оркестре они - основная мелодическая группа, тогда как балалайки (кроме балалаек прим) являются аккомпанирующими инструментами. Домрам часто поручается соло, а для домр малых (как и для балалаек прим) пишут сольные концертные произведения. Используются следующие разновидности домр: пикколо, малая, альтовая, басовая.
Духовная (церковная) музыка в России - в 1-й пол. 18 в. развивалась в СПб. в тесной связи с московскими традициями. Из Москвы в 1703 переведен хор государевых певчих дьяков, положивший в 1763 начало Придворной певческой капелле (совр. — капелла им. М. И. Глинки), в 1721 — быв. Патриарший (Синодальный) хор, который с 1733 пел в Петропавловском соборе.
Жалейка — небольшая трубочка из ивы или бузины, длиной 100 — 150 мм, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. В стволе имеется от 3 до 7 игровых отверстий, дающих диатонический звукоряд; диапазон зависит от количества отверстий. Существуют и парные жалейки. Они имеют 2 самостоятельные трубки с пищиками, но общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, наиболее часто встречаются 2 и 5, 3 и 5, 3 и 6 и в виде исключения — 5 и 5.
На парных жалейках, как и на свирели, можно исполнять и одноголосные, и двухголосные мелодии. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные - в южных. (Появлению парных жалеек на юге, возможно, способствовала свирель.)
В Тверской области жалейку называют брёлкой (может быть, от местного наименования ивы — бредина, из которой она изготовляется). Жалейка — преимущественно пастушеский инструмент. На ней играют соло, дуэтом (две жалейки), а иногда совместно с гуслями или гармоникой, исполняя главным образом народные песни, инструментальные наигрыши и танцы. В 1900 г. В.В. Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойного типа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд. Брёлка иногда применяется и в современных
«Задонщина» (в рукописях имеет заглавия «Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича», «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая» и др.) — памятник древнерусской литературы конца XIV — начала XV вв. Рассказывает о победе русских войск, возглавлявшихся великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая.
Императорская Академия художеств— высшее учебное заведение в Российской Империи в области изобразительных искусств. Развитие искусства в Европе подвигло графа И. И. Шувалова на представление императрице Елизавете Петровне предложение о необходимости завести «особую трёх знатнейших художеств академию». Иван Иванович предполагал открыть её в Москве, при задуманном им университете, но в результате Академия художеств была учреждена в 1757 г. в Петербурге, хотя первые 6 лет числилась при Московском университете.
Императорский Московский Воспитательный Дом— был триумфально открыт 21 апреля 1764 года, в день рождения государыни Екатерины II при громе пушечного салюта — для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рожденных младенцев, сирых и не имущих родильниц, как было написано в медной закладной дощечке. Создание Московского Воспитательного Дома тесно связано с именем И.И.Бецкого. И.И.Бецкой (1704–1795) был крупнейшим деятелем второй половины XVIII века в области просвещения, президентом Российской академии художеств. Именно им до мельчайших подробностей была разработана идея создания Воспитательного Дома. Для размещения Московского Воспитательного Дома в короткие сроки неподалёку от Кремля, возле устья Яузы было воздвигнуто грандиозное здание, которое и через двести с лишним лет поражает масштабами. Оно является одним из первых и наиболее значительных памятников раннего русского классицизма. Устройство и содержание Воспитательного дома было рассчитано исключительно на частные пожертвования. Для управления Московским Воспитательным Домом и действовавшими при нем приютами, богадельнями, домами и учебными заведениями был учрежден Опекунский совет.
История русского профессионального театра насчитывает более трех веков. Датой рождения театра принято считать 17 октября 1672 года. Именно в этот день в селе Преображенском, в одном из летних царских дворцов, был сыгран первый спектакль в истории русского театра.
Канцона (ит. Canzona, canzonetta, франц. chanson) - 1) название старейшей формы итальянской лирики, заимствованное из провансальской поэзии; лирическое стихотворение, из нескольких однородных по размеру. Разработана Данте и Петраркой.—2) Род вокального или инструментального произведения лирического и мелодического характера.
Кимвал— древний восточный ударный музыкальный инструмент, состоящий из металлической тарелки, посреди которой прикреплялись ремень или верёвка, для надевания на правую руку. Кимвал ударяли о другой кимвал, надетый на левую руку, отчего название этого инструмента употребляется во множественном числе: кимвалы. У евреев кимвалы были двух видов. Большие кимвалы надевались на кисти обеих рук; пара малых надевалась на первый и третий пальцы одной руки и служила металлическими кастаньетами. Кимвалы перешли в современный оркестр под названием тарелок. Не следует путать кимвал с цимбалами, венгерским струнным инструментом.
Книга Мертвых— памятник древнеегипетской священной литературы, 186 несвязанных между собою текстов, составлявшихся от XI до XIX династии. Новейший перевод К. М. Le-Page-Renoufa: “The egyptien book of the dead” (1894). Исследование Maspero, “Le livre des Morts” (1887).
Кулико́вская би́тва (Мамаево, или Донское побоище) — сражение между войсками Московского княжества и татаро-монголами 8 сентября 1380 (в 6888 году от сотворения мира) на Куликовом поле меж реками Дон, Непрядва и Красивая Меча на территории, в настоящее время относящейся к Тульской области, на площади около 10 км².
Лира - 1) древнегреч. музык. инструмент, в роде китары, по струнам которого (от 3-х и более) ударяли плектром, каждая струна давала только один звук определенной высоты.—2) Многострун. смычковый инструмент из рода виол.—3) малороссийский народн. музык. инструмент, служащий слепым певцам для сопровождения преимущ. духовных песен.
Лютня (нем. Laute, арабск. al-oud, итал. Liuto) — древнейший струнный инструмент (египтяне, арабы, от последних испанцы и вся Европа), родственен мандолине или гитаре; струны (11, позже еще больше) приводились в движение щипком правой руки. Слово «лютня», вероятно, происходит от араб. al‘ud, «дерево», хотя недавние исследования доказывают что ‘ud просто является арабизированным вариантом персидского слова rud, имеющего значения струны, струнного инструмента, или лютни. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель — лютье.
Мадригал— итал., 1) небольшое лирическое стихотворение любовного содержания из 3 строф, соединенных общими приемами.— 2) Музыка, художественная песня для нескольких голосов на текст любовного содержания, наиболее распространенная в XVI в.
Махабхарата или Магабхарата (Mahabharata) — индийская национальная эпопея; 18 книг, 220000 стихов. Основное содержание — борьба родов Куру и Пуру и поражение первых. Из вставных эпизодов наиболее известны “Наль и Дамаянти” и “Гариванша”.
Медиевистика — (от лат. medius — средний и aevum — век, эпоха), раздел исторической науки, изучающий историю Европы в средние века.
Месса (лат. missa) — 1) церковное название литургии (у католиков, со временем триентского собора), также части ее, следующей за отпуском оглашенных (“Ite, missa est”).
Модернизм(итал. modernismo «современное течение» от лат. modernus «современный, недавний») — направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлеченностью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках — это термин «modern». Так как в русской эстетике "модерн" означает художественный стиль предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.
Монодия— греч., название одноголосного пения и музыки без всякого сопровождения гармонического; такова была музыка древняя и средневековая до IX столетия, все участвовавшие пели в унисон, самое большее — в октаву.
Музыкальное обучение — совместная деятельность учителя и ученика, процесс передачи и освоения ценностей музыкальной культуры и способов музыкальной деятельности.
Музыкальное воспитание — процесс формирования у учащихся определенных качеств личности, взглядов, ценностных ориентаций.
Музыкальноеразвитие — фундаментальное общенаучное понятие, обозначающее процесс поступательных изменений в области музыкального образования, приводящих к качественно новому ее состоянию
«Музыкальная форма как процесс» - работа Асафьева Б.В. (книга 1 — 1930, книга 2 — 1947) — существенно важное исследование, где изложена теория интонации как специфической формы проявления мысли в музыке; сама музыка определяется как "искусство интонируемого смысла". Там же обосновывается введенное Асафьевым в науку понятие симфонизма как метода художественного обобщения в музыке.
Неоклассицизм— термин, принятый в современном искусствознании для обозначения различной по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети 19 - 20 вв., которым присуще обращение к традициям античного искусства, искусства эпохи или. Возникновение неоклассицизма (как программного обращения к искусству прошлого) обусловлено стремлением противопоставить некие "вечные" зстетические ценности тревожной и противоречивой реальности. Идейному и формальному строю течений, основанных на поисках непосредственного соответствия действительности, в неоклассицизме противостоят идеальность и величавость форм и образов, "очищенных" от конкретно-исторического, содержания.
Неопримитивизм— совокупность художественных приемов, свойственных искусству конца XIX-XX в. и заключающихся в нарочитом упрощении художественных средств и форм ради достижения наибольшей выразительности, например, использование яркого, локального цвета, искаженного рисунка, простой композиции и т.п. При этом неопримитивизм опирается на опыт примитивного искусства (искусства архаических культур, народного искусства и т. п.). Неопримитивизм сказался в творчестве почти всех ведущих мастеров XX в. Культура островитян вдохновляла П.Гогена, скульптура народов Африки оказала влияние на кубистов и т. д. Особую роль сыграл неопримитивизм в становлении русского авангарда. Сам термин утвердился в искусствознании после появления манифеста русских неопримитивистов в 1913 г.
Нотоиздательское дело в России— в 18 — 1-й половине 19 века печатные ноты были дороже переписанных от руки, первоначально их издавали по особым случаям, позднее — рассчитывая на ограниченный круг любителей. Печатать ноты светской музыки в виде "подносных листов" или сборников пьес, посвященных императрице Анне Иоанновне, начала типография АН, в 1730 выпустившая кантату В. К. Тредиаковского.
Орган(ит. organo, фр. orgue, нем. Orgel, англ. organ) — клавишный духовой инструмент — орган — был известен еще во времена глубокой древности. В старинных органах воздух нагнетали мехами вручную. В средневековой Европе орган стал инструментом церковного богослужения. Именно в духовной среде 17 века зародилось органное полифоническое искусство, лучшими представителями которого были Фрескобальди, Бах и Гендель. Орган — гигантский инструмент со множеством различных тембров. "Это целый оркестр, который в искусных руках может все передать, все выразить", писал о нем Бальзак. Действительно, диапазон органа превышает диапазон всех инструментов оркестра, вместе взятых. Орган включает в себя мехи для подачи воздуха, систему труб различной конструкции и величины (у современных органов число труб доходит до 30000), несколько ручных клавиатур — мануалов и ножную — педаль. Самые большие трубы достигают в высоту 10 и более метров, высота самых маленьких 8 миллиметров. Та или иная окраска звука зависит от их устройства. Набор труб единого тембра называется регистром. Большие соборные органы имеют более ста регистров: в органе собора Парижской богоматери их число достигает 110. Окраска звуков отдельных регистров напоминает тембр флейты, гобоя, английского рожка, кларнета, басового кларнета, трубы, виолончели. Чем богаче и разнообразнее регистры, тем большие возможности получает исполнитель, потому что искусство органной игры — это искусство хорошей регистровки, т.е. умелого использования всех технических ресурсов инструмента. В новейшей оркестровой музыке (особенно театральной) орган прежде всего применялся в звукоизобразительных целях — там, где надо было воспроизвести церковную атмосферу. Лист, например, в симфонической поэме "Битва гуннов" при помощи органа противопоставил варварам христианский мир.
«Опыт истинного искусства клавирной игры» — трактат Баха Карла Филиппа Эммануэля (книга первая — 1753 г.). Один из важнейших трудов XVIII века. Содержит высказывания и обобщения по всем музыкально-педагогическим и исполнительским вопросам своего времени. Популярность этого труда несомненна: можно смело сказать, что на нем было воспитано целое поколение музыкантов. Гайдн называл его «школою всех школ», а Бетховен, занимаясь с учениками, по свидетельству К. Черни, в точности следовал «Опыту истинного искусства клавирной игры». Влияние К. Ф. Э. Баха в музыкальной культуре было сильным и долгим, и в свете этого влияния весь «классический» репертуар пианиста конца XVIII — начала XIX века предстает в совершенно новом и порой неожиданном свете. Сам автор указывал, что его книга пользуется особенной популярностью в северных странах, включая Россию. Однако до сих пор она не была переведена на русский язык. Как и большинство подобных трактатов, в нем нашли отражение самые различные аспекты клавирной игры: специфика инструмента, аппликатура и система украшений, принципы сольного исполнения, гармония, реализация генерал-баса, свободная фантазия. В трактате обобщены не только взгляды самого К.Э.Баха, но суммирован опыт предшественников — поколения И.С.Баха, его отца.
Парадигма— это совокупность наиболее типичных для того или иного конкретного исторического периода музыкально-педагогических идей, отражающих взгляды педагогов-музыкантов на цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы музыкального образования.
Патри́стика(от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.
Первая опера в России (18 в.) — первой русской оперой считается «Мельник — колдун, обманщик и сват» Михаила Матвеевича Соколовского на текст А.О.Аблесимова (1779) — бытовая комедия с музыкальными номерами песенного характера, положившая начало ряду популярных произведений данного жанра — ранней комической оперы. Среди них выделяются оперы Василия Алексеевича Пашкевича (ок. 1742-1797) (Скупой, 1782; Санктпетербургский гостиный двор, 1792; Несчастье от кареты, 1779) и Евстигнея Ипатовича Фомина (1761-1800) (Ямщики на подставе, 1787; Американцы, 1788). В жанре оперы-сериа написаны два произведения крупнейшего композитора этого периода Дмитрия Степановича Бортнянского (1751-1825) на французские либретто — Сокол (1786) и Сын-соперник, или Современная Стратоника (1787); интересные опыты имеются в жанрах мелодрамы и музыки к драматическому спектаклю.
Первая печатная петровская газета "Ведомости" (поначалу Петр I называл ее курантами). В бурную эпоху, когда "Россия молодая мужала с гением Петра", одним из многочисленных нововведений царя-реформатора стало издание первой русской печатной газеты. 16 декабря 1702 года Петр I подписал указ, вместивший всего две, но весомые фразы: "Великий государь указал: по ведомостям о военных и всяких делах, которыя надлежат для объявления Московскаго и окрестных Государств людям, печатать куранты, а для печати тех курантов ведомости, в которых приказах, о чем ныне какие есть и впредь будут, присылать из тех приказов в Монастырский приказ без мотчания (не мешкая, без промедления), а из Монастырскаго приказа те ведомости отсылать на Печатный двор. И о том во все приказы послать из Монастырскаго приказа памяти".
Понятие — одна из форм мышления, целостно и обобщенно раскрывающая существенные отличительные признаки объектов и явлений реальности. Предельно обобщенные понятия есть категории.
Роговая музыка— оркестры («хоры») из усовершенствованных охотничьих рогов. Первый роговой оркестр создан в 1751 валторнистом И. А. Марешем по инициативе С. К. Нарышкина, состоял из 52 крепостных. Каждый инструмент мог брать одну ноту, и игра требовала долгих тренировок. Р. м. стала участницей празднеств и любимым увеселением вельмож на их пригородных дачах. Роговые «хоры» имели некоторые гвардейские полки. В 1830–35 состоялись первые гастроли «хора» Р. м. в Европе.
Рамаяна (Ramayana, по-санскр. "судьбы Рамы") — одна из двух великих древнеиндийских эпопей ("Рамаяна" и "Махабхарата"). Содержание - жизнь и подвиги любимых национальных героя - Рамы. Автором считается Вальмики. Рамаяна связана по содержанию с культом бога Вишну: Рама, воплотившийся в человеческом образе Вишну. Поэма состоит из 24 тыс. "шлок", то есть двойных стихов.
Рожокизготовляют из березы, клена или можжевельника. По утверждению некоторых рожечников, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. В прошлом их выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой; в настоящее время их вытачивают на токарном станке.
Звукоряд рожка диатонический, в пределах квинты и сексты. Звук рожка довольно сильный, но мягкий. На рожке исполняют песни, танцы и сопровождают хоровое пение. На основе типового инструмента были созданы ансамблевые разновидности рожков: малые дискантовые рожки, получившие образное название "визгунки", и крупные, звучащие октавой ниже - басовые. Ансамблевые рожки имеют 6 игровых отверстий, из которых верхнее располагается на тыльной стороне. Звукоряд рожков диатонический, в пределах септимы, но опытные исполнители путем передувания расширяют его до полутора октав.
Во второй половине XIX — начале ХХ в. ансамблевая игра на рожках получила широкое распространение, особенно в бывших Владимирской и Тверской губерниях (ныне Владимирская и Тверская области). В некоторых ансамблях, или, как их называли "хорах", исполнительское искусство рожечников достигало высокого художественного мастерства. Лучшими считались ансамбли, руководимые Н. Кондратьевым и Н. Корзиновым. Хор рожечников Н. Кондратьева совершил многочисленные поездки по различным городам России и с большим успехом выступал на Международной выставке в Париже (1884). В репертуар ансамбля рожечников входили народные песни и танцы. Основой обработки песен являлся метод вариационного полифонического развития темы, воспроизводимой исполнителями поочередно в импровизационной манере. Ансамблевая и сольная игра на рожках частично практикуется и в настоящее время, особенно во Владимирской и отчасти в Костромской областях. Рожки иногда вводятся также в состав наиболее крупных оркестров русских народных инструментов.
Свирель— парная продольная свистковая флейта с двумя не скрепленными между собой стволами из ивы, клена, черемухи. Головки стволов имеют клювовидную форму; в нижних частях стволов вырезано или выжжено по 3 игровых отверстия, из которых два — на лицевой стороне и одно — на тыльной.
Во время игры "клювы" берут в рот, а стволы держат несколько наклонно вниз, раздвигая под острым углом друг к другу; пальцы обеих рук накладывают на отверстия соответствующих стволов.
По звукоряду свирель представляет собой как бы разделенную на две части сопель: ее стволы настроены между собой в кварту и в целом дают диатонический звукоряд, равный звукоряду сопели. В отличие от последней, на свирели возможно двухголосное исполнение. Звучит она нежно, негромко и даже при передувании менее резко, чем сопель. Инструмент наиболее распространен в Смоленской, Орловской и Могилевской областях. В начале ХХ в. мастерские села Малашкино (Смоленская губерния), а затем и другие кустари стали выделывать высококачественные свирели, украшенные орнаментом. Название "свирель" за парной флейтой закрепил Н.И. Привалов, потому что так назывался этот инструмент на Смоленщине — основном районе его бытования.
На свирели играют преимущественно соло (в прошлом на Смоленщине — в ансамбле с крыловидными гуслями) и исполняют народные песни. Слово "свирель" более древнее, чем "сопель", поскольку оно встречается в общеславянском языке и, следовательно, существовало еще в эпоху, предшествовавшую разделению этого языка на восточную, западную и южную ветви. Однако относилось ли такое название к инструменту определенного вида, в частности к парной флейте или вообще к духовым инструментам - флейтовым и язычковым, - сказать трудно: в древней Руси "свирцом" называли исполнителя на любом духовом инструменте, кроме рога и трубы — трубачея. Первое упоминание свирели в русской литературе относится к XII в.
Какова древнерусская свирель, была ли она парной или одинарной флейтой, сказать трудно, сведений об этом не сохранилось. В первые годы нашего столетия В.В. Андреев ввел в свой оркестр свирели, снабженные клапанной механикой. Инструменты такой конструкции изредка встречаются и в современных оркестрах народных инструментов.
Скрипка(ит. violino, фр.violon, англ.violin, нем. Violine, Geige). Скрипку по праву называют потомком других, более ранних струнно-смычковых инструментов. Первый смычковый инструмент — фидель — появился в Европе в 10-11 веках, другой — жига — стал любимым музыкальным инструментом французских менестрелей, бродячих певцов и музыкантов 12-13 веков. Спустя некоторое время фидели, ребеки и жиги уступили место старинным виолам: виоле да гамба, виоле да бардоне, виоле квинтон — место которых, в свою очередь, заняли скрипки. Они появились во Франции и Италии уже в начале 16 века, и вскоре после этого искусство изготовления смычковых распространилось по всей Европе. Их стали делать в Тироле, в Вене, в Саксонии, Голландии и в Англии, однако лучшими скрипками славилась Италия. В Брешии и Кремоне — двух небольших городках на северо-востоке страны — больше пяти столетий назад работали выдающиеся мастера: Гаспаро Бертолотти (прозванный де Сало) в Брешии и Андреа Амати в Кремоне. Искусство изготовления скрипок передавали из поколения в поколение, и на протяжении двухсот лет семействами Амати, Гварнери, Страдивари были созданы инструменты, которые до сих пор считаются одними среди самых лучших. Форма скрипки определилась еще в 16 веке и с тех пор менялась лишь в деталях.
Русское музыкальное общество(РМО; с 1868 — Императорское русское музыкальное общество, ИРМО), музыкально-просветительская организация в России второй половины 19 — начала 20 вв., ставившая целью сделать серьезную музыку доступной широкой публике и способствовать распространению музыкального образования.
Петербургское и московское отделения ИРМО открылись, соответственно, в 1859 × 1860; их возглавляли братья Рубинштейны — Антон Григорьевич в Петербурге и Николай Григорьевич в Москве. Общество находилось под покровительством императорской фамилии (августейшими председателями были великая княгиня Елена Павловна, великие князья Константин Николаевич, Константин Константинович и другие). Существовали три категории членства: почетные, действительные (уплачивающие ежегодный денежный взнос) и члены-исполнители. Во главе каждого отделения стоял совет директоров; обычно видную роль в нем играли как музыканты, так и меценаты (в частности, в Москве директорами были Н.В.Алексеев и С.Н.Третьяков; с их помощью было куплено здание, где ныне помещается Московская консерватория). Симфонические собрания ИРМО (10-12 абонементных концертов в сезон и экстренные собрания с крупными премьерами или участием выдающихся исполнителей) проводились в Петербурге и в Москве в залах городских Благородных собраний, впоследствии в залах консерваторий. Первый концерт РМО состоялся 23 ноября 1859 в Петербурге под управлением А.Г.Рубинштейна. Главными дирижерами РМО в Петербурге были (последовательно) А.Г.Рубинштейн, М.А.Балакирев, Э.Ф.Направник (1839-1916), впоследствии разные русские и иностранные дирижеры, в том числе Г.фон Бюлов, В.И.Сафонов (1852-1918), А.Б.Хессин (1869-1955); в Москве — Н.Г.Рубинштейн, М.Эрдмансдёрфер (1848-1905), В.И.Сафонов, М.М.Ипполитов-Иванов. Часто в Петербурге выступали московские музыканты, а в Москве — петербургские; происходил обмен программами; крупные зарубежные гастролеры выступали в обеих столицах. ИРМО проводило также камерные концерты (примерно в том же числе, что и симфонические). Основную часть репертуара в первые десятилетия существования общества составляла западная классическая музыка, произведения современных зарубежных авторов (Шуман, Берлиоз, Вагнер, Лист), а также Глинки и Даргомыжского; со временем все чаще стали исполняться новые сочинения русских авторов (так, в концертах РМО состоялись симфонические дебюты Мусоргского и Римского-Корсакова; там же впервые были исполнены многие сочинения Чайковского и т.д.). В 1860-х годах РМО проводило исполнительские и композиторские конкурсы, на протяжении всего существования общества регулярно публиковались отчеты о его деятельности. Московское и петербургское отделения были учредителями консерваторий двух столиц и осуществляли руководство ими. В течение 1860-1890-х годов отделения ИРМО и общедоступные музыкальные классы при них были открыты в ряде городов страны (Киев, Казань, Харьков, Нижний Новгород, Саратов, Псков, Омск, Тобольск, Томск, Тамбов, Тифлис, Одесса, Астрахань и др.); в большинстве случаев эти классы со временем преобразовывались в училища и консерватории; провинциальные отделения также вели концертную деятельность. Управлять ими должна была главная дирекция РМО.Общество прекратило свое существование после 1917.
Символи́зм (фр. Symbolisme) —одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.
Синодальное училище церковного пения и Синодальный хор в Москве — учреждены в 1892 г. Цель училища — усовершенствование С. хора, назначенного для пения в Московском Успенском соборе и церкви 12 апостолов и для участия во всех крестных ходах, и образование искусных руководителей церковно-певческими хорами и учителей церковного пения. Число взрослых певчих — 30 чел. В училище, кроме 65 чел., пользующихся казенным содержанием в певческих и регентских классах, допускаются своекоштные ученики в качестве пансионеров, полупансионеров и приходящих. В училище 8 классов с годичным курсом и два отделения: а) певческое, с первыми четырьмя классами для малолетних, и б) регентское, из 4 высших классов. Находясь в главном ведении Св. Синода, С. училище и хор подчинены прокурору Московской Св. Синода конторы. Предметы преподавания: научные — Закон Божий, русский и церковно-славянский языки, русская словесность, арифметика и основания геометрии, русская гражданская история в связи с всеобщей, начальные основания физики и в частности акустики, дидактика и география; музыкальные — сольфеджио, чтение партитуры и управление хором, элементарная теория музыки, гармония, начальные основания контрапункта и краткие сведения о формах музыкального сочинения, история церковного пения в России и очерк истории западноевропейской церковной музыки, русское древнее церковное пение, скрипка и фортепиано. Стоглав — сборник решений Стоглавого собора 1551 года; состоит из 100 глав. Название утвердилось с конца XVI века: сам текст памятника содержит и иные наименования: соборное уложение, царское и святительское уложение (гл. 99). Решения сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономических вопросов в свете ожесточённых споров того времени о церковном землевладении; содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом.
Скоморохи — русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Они возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037. Расцвет скоморошества пришелся на XV—XVII века, затем, в XVIII веке, скоромохи стали постепенно исчезать, отставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства. Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплен определенный характер и маска, которые не менялись годами. Скоромохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в свое представление. В XVI—XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги» (приблизительно по 70—100 человек) из-за гонений со стороны церкви и царя. Кроме скоморошества, эти ватаги часто промышляли разбоем. В 1648 и 1657 архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества.
Сольмизация(от лат. sol - mi - обозначение перехода из одного условного звукоряда в другой) – 1) Система слоговых названий музыкальных звуков, предложенная в XI в. Гвидо д'Ареццо (ut, re, mi, fa, sol, la, si). 2) Пение с называнием звуков: а) абсолютная сольмизация - пение с называнием нот (сольфеджио); б) относительная сольмизация - пение с называнием условных слогов. 3) Ритмическое чтение названий нот без пения.
Тимпан - древний музыкальный ударный инструмент, наподобие литавр.
Филантро́п (от греч. φιλέω, «любить» и греч. ἄνθρωπος, «человек») — покровитель нуждающихся, приверженец благотворительности. Древнейшей формой благотворительности была милостыня и призрение (присмотр) нищих, главным образом, при церквях и монастырях. Филантроп — полная противоположность Мизантропу.
Филантропия— человеколюбие, забота об улучшении участи человечества.
Фортепиано(ит.piano-forte, фр. piano; нем. Fortepiano, Hammerklavier; англ. piano). Источник звука в фортепиано — металлические струны, которые начинают звучать от удара покрытых войлоком деревянных молоточков, а молоточки приводятся в действие нажимом пальцев по клавишам. Первыми клавишными инструментами, известными уже в начале 15 века, были клавесин и клавикорд (по-итальянски — клавичембало). На клавикорде струны приводились в колебание металлическими рычажками — тангентами, на клавесине — вороньими перьями, а позже — металлическими крючками. Звук этих инструментов был динамически однообразным и быстро затухал. Первое молоточковое фортепьяно, названное так потому, что на нем извлекались звуки и forte, и piano, было построено, вероятнее всего, Бартоломео Кристофори в 1709 году. Этот новый инструмент быстро завоевал себе признание и после многих усовершенствований стал современным концертным роялем. Для домашнего музицирования в 1826 году построили пианино. Фортепьяно широко известно как солирующий концертный инструмент. Но порой оно выступает и как рядовой инструмент оркестра.
Цимбалы— струнный музыкальный инструмент. Представляет из себя деку с натянутыми струнами, звук извлекается при помощи крючков или молоточков. Верхняя дека изготавливается из ели или из пихты, нижняя — из клёна. Распространён в Греции, Молдавии, Румынии, Беларуси и на Украине. Малые цимбалы, равно как и дульцимер возводят к древнеперсидскому сантуру, который, в свою очередь, иногда отождествляют с ветхозаветным псантерином, в тоже время применяются и большие или концертные цимбалы, разработанные венгерскими создателями музыкальных инструментов братьями Schunda. В мир академической музыки введён Аладаром Рацем. В странах восточной и южной Европы цимбалы называют примерно одинаково:
Белоруссия и Украина: цымбалы, цымбалки, цынбалы, самбалошки
Чехия: cimbál [tsimbaːl]
Греция: σαντούρι сантури
Венгрия: cimbalom
Польша: cymbały
Румыния: ţambal (большие цимбалы называют ţambal mare)
Словения: čembale
Словакия: cimbal
Идиш: צימבל цимбл (во всех вышеуказанных странах)
Латвия: cimbāle
Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце ХIX — начале XX века, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа(oв) (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника. Произведения экспрессионизма часто отображают эмоциональное состояние или впечатлениe автора по поводу какого-либо события, также от встречи или общения с каким-нибудь человеком, или по поводу другого художественного произведения (классического или современного автора). Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку.
Эмпатия– 1) способность индивида понимать внутренний мир человека (когнитивная эмпатия), 2) способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого (аффективная, или эмоциональная эмпатия).