Виктор Иванович Лихоносов: из биографии писателя
Виктор Лихоносов
Методические рекомендации
по пропаганде творчества писателя
Краснодар
ББК 83.3 (2Рос=Рос)6
П 23
П 23 Певец Кубани – Виктор Лихоносов: Методические рекомендации по пропаганде творчества писателя / ИМО ЦГБ им. Н. А. Некрасова ; [сост. П. М. Ладанов, Н. В. Шокотко]. – Краснодар : МУК ЦБС города Краснодара, 2016. – 15 с.
ББК 83.3 (2Рос=Рос)6
© МУК ЦБС города Краснодара, 2016
Оглавление
От составителей. 4
Виктор Иванович Лихоносов: из биографии писателя. 4
Заочная прогулка по городу с героем романа В. И. Лихоносова
«Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж». Сценарий. 8
Жизнь и творчество Виктора Лихоносова. Викторина. 13
Использованная литература. 15
От составителей
«Певцу земли кубанской» Виктору Ивановичу Лихоносову 30 апреля 2016 года исполняется 80 лет. Это звание многократно подтверждено творчеством и самой жизнью писателя, известного и далеко за пределами Краснодарского края.
Уважаемые коллеги, предлагаем вам провести в муниципальных библиотеках цикл мероприятий, посвященный юбилею автора: литературный портрет В. И. Лихоносова с электронной презентацией, обсуждения произведений писателя, конкурс на знание его текстов, уроки литературного кубановедения, викторины.
В методических рекомендациях мы предлагаем вам материал в помощь проведению массовых мероприятий о В. И. Лихоносове, в том числе готовый сценарий. Надеемся, что это поможет вам в работе.
Инновационно-методический отдел
ЦГБ им. Н. А. Некрасова
Виктор Иванович Лихоносов: из биографии писателя
Виктор Иванович Лихоносов – прозаик, член Высшего творческого совета при правлении Союза писателей РФ, лауреат Государственной премии РСФСР имени Горького (за роман «Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания», 1988), лауреат Международной литературной премии им. М. А. Шолохова, лауреат краевой премии им. К. В. Россинского, лауреат премии им. Г. Ф. Пономаренко, лауреат премии им. Я. Г. Кухаренко, Герой труда Кубани, почетный гражданин города Краснодара.
Коллеги многократно избирали Лихоносова делегатом союзных и российских писательских съездов, он является лауреатом премии Союза писателей СССР, награжден в связи с 50-летием Союза писателей СССР орденом «Знак Почета». В 2003 году на Толстовских встречах получил первую премию «Ясная Поляна», 19 января 2011 года стал лауреатом «Большой литературной премии России» в номинации «На благо России» и получил ее «За выдающийся вклад в развитие русской литературы».
Виктор Иванович возглавляет историко-литературный журнал «Родная Кубань», который с самого начала «исповедует родниковое историко-народное направление». Как приложение к журналу готова к выпуску «Заветная книга» (1500 стр.)
Родился в 1936 году на станции Топки (ныне в Кемеровской области). Член Союза писателей России с 1966 года. Живет в Краснодаре.
Отец Виктора Ивановича был железнодорожным рабочим. В 1941 году, как и все, ушел на фронт, в 1943-м погиб, освобождая Запорожье.
Мать Татьяна Андреевна, малограмотная крестьянка, после смерти мужа одна воспитывала сына и дала ему образование. Детство и ранняя юность Виктора прошли под Новосибирском. В повести «На улице Широкой» он запечатлел воспоминания ранних лет, которые были опубликованы в 1968 году в журнале «Новый мир».
Видимо, кто-то сверху распорядился, чтобы однажды вчерашний выпускник новосибирской школы далеким летним днем приехал в Краснодар, провалившись на вступительных экзаменах в Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина в Москве. Много лет спустя Виктор Иванович понял, что это был знак судьбы.
В 1961 году он окончил историко-филологический факультет Краснодарского педагогического института, учительствовал в станицах Кубани. Приезжая в столицу Кубани, покупал литературные журналы, с трепетом листал «Новый мир» Твардовского, искал публикации только-только начавших пробиваться к читателю И. Бунина, И. Шмелева и др. Своих литературных проб стеснялся, но писать не бросал. Непривычная языковая среда рождала тоску по Сибири и средней полосе России, откуда родом была его бабка по отцу, чьи сказки и вечерние молитвы сохранились в памяти. Поэтому, когда Виктор Иванович случайно познакомился с семьей стариков, переселившихся в наши края с Брянщины, он «пропел» о них, как о родне, свой первый рассказ «Брянские», опубликованный в 1963 году в журнале «Новый мир». Молодого и талантливого писателя заметил А. Твардовский: «Проза у него светится, как у Бунина». Позднее В. Лихоносов напишет: «Учиться у Бунина бесполезно... Его музыка, тон, протяженность совпали с настроением моей души». И признается, что испытал большое влияние А. Чехова, А. Платонова, К. Паустовского и, конечно же, М. Шолохова.
В 1966, еще до выхода книг «Вечера» и «Что-то будет» (обе изданы в 1966 году) автор был принят в Союз писателей СССР. Так началась его литературная биография. С тех пор Виктор Иванович написал свыше тридцати книг.
По мнению Ю. Казакова: «Все, что он написал, написано свежо, музыкально, очень точно, и все проникнуто острой, даже какой-то восторженно-печальной любовью к человеку... Стремление к совершенству видно в каждой строчке всего написанного Лихоносовым. …виден подступ к чему-то большому, напряженные поиски того главного, самого главного, о чем должен написать каждый писатель».
Литературное окружение Виктора Ивановича составляли В. Распутин, В. Белов, В. Крупин, О. Михайлов. Переписывался с Б. Зайцевым и с В. Муромцевой-Буниной.
В. И. Лихоносов был заочно знаком и состоял в переписке с русскими писателями-эмигрантами Борисом Зайцевым и Георгием Адамовичем, став по этой причине «невыездным».
В письмах Адамовича из Парижа содержится немало глубоких и тонких замечаний о прозе Лихоносова: «У Вас редкостное чувство русского прошлого, природы, людей, всей России вообще... Мне кажется, Вы должны написать большую вещь – обо всем и ни о чем, как сама жизнь, это Ваш склад, Ваша особенность, Ваш дар: читаешь – и будто не происходит ничего, пока не поймешь, что происходит что-то гораздо более важное, чем обычные происшествия... И кстати, это жанр «обо всем и ни о чем», по существу, очень русский, теперь как-то исчез, забыт за всякими текущими делами, вопросами и «проблемами» (терпеть не могу это слово!). Есть одна только проблема – жизнь и смерть» («Избранное». М., 1993).
Двадцать первого сентября 1969 в газете «Новое русское слово» были напечатаны повесть Лихоносова «На долгую память» и рецензия Адамовича «Новое имя – Виктор Лихоносов».
В 1973 вышел сборник «Чистые глаза», который писатель посвятил своей матери. В послесловии «Чистая душа» известный русский писатель Виктор Астафьев написал: «Негладок и нелегок творческий путь Лихоносова от простых, как беседа во время зимних сумерек в тепло натопленной избе, пахнущей тесом, березовыми дровами и сухой известью, “Брянских” к молитве о русской земле, о ее слове и грустноликих певцах». В этой книге автор предстает зрелым самобытным художником. Сострадание обездоленным, молитвенное отношение к национальной культуре – от Нестора, летописей, к Пушкину, Лермонтову, Чехову, Есенину, Шолохову, а с возрастом – к свято-отеческим преданиям и христианским праведникам – вот главные источники его творческих сил и исканий.
В 1978 году Виктор Иванович опубликовал роман «Когда же мы встретимся». Это произведение о судьбах трех товарищей, однокашников, ищущих свой путь в искусстве.
Сборник, как и повести-путешествия по есенинским («Люблю тебя светло», 1971), лермонтовским («Осень в Тамани», 1972) и пушкинским («Элегия», 1976) местам, вызвал отрицательное отношение критиков разных литературных направлений и писателя упрекали в излишнем воспевании старой России, дворянства и т. п.
На целое десятилетие Лихоносов замолк, отказался от переизданий своих произведений. Его увлекла новая тема – кубанское казачество. Он работал над лиро-эпическим романом «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (вышел в 1983), построенным на большом историческом материале и охватывающим события с 1908-го по 1982 гг. на Кубани, в Петрограде, Париже. Писатель беседовал с казаками, местными краеведами, изучал документы в архивах, переписывался с русской эмиграцией, «собирал слова» – фрагменты былого. В романе 87 глав-новелл, самостоятельных и одновременно взаимопроникающих, хоть порой и не завершенных: «Две-три главы я сберег недописанными, подчеркнув тем самым, что и эти воспоминания не завершены до конца». Сама эпоха, разметавшая людей по чужбинам, но «написала» своеобразную «одиссею» кубанского казачества, в которой переплелись судьбы многих людей, как известных исторических деятелей, так и безымянных станичников.
Повествование отличает живая и колоритная языковая стихия, в ее многоголосии слышны: шум праздничной толпы, плач по родным и близким, интимные любовные признания, яростные философские споры, и то ироничные, то глубоко сострадающие, всегда проникнутые теплом христианского милосердия, авторские комментарии.
Роман издавался трудно. В 1990 году Виктор Иванович писал: «Каждый хочет видеть свое, антисемиты – чтобы я разгромил еврейство, долдоны – чтобы я писал все, что похоже на многочисленные фильмы и романы о гражданской войне, либералы – чтобы я опорочил консерваторов-патриотов; лжепатриоты – чтобы я загадил всю интеллигенцию. Я же исключительной политикой в романе не занимаюсь. Она касается всех так же естественно, как морская волна, когда войдешь в воду. Вода эта – десятилетия истории».
Перу Лихоносова принадлежат книги воспоминаний «Сожаления» (1992), «Записи перед сном» (1993) и сборник злободневной «антиперестроечной» публицистики «Тоска-кручина» (1996).
В руки писателя попала рукопись Валентина Т., автор просидел над ней целый год: «…пришлось не только многое поправлять, перекраивать композицию, но и переписывать некоторые главы».
В 2016 г. писатель закончил «Одинокие вечера в Пересыпи», где автор поместил «все свои признания». Это прозаическое воспоминание он считает своей «лебединой песней».
О будущем нашей страны Виктор Иванович говорит: «Великую Россию воскресят только верующие массы».