Краткая характеристика основных методов психологического исследования
В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):
· организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами).
· эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.
· методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
· интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.
Наблюдение проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. Запись может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, когда изучается личность в целом, выборочная – где фиксируются лишь отдельные проявления психической деятельности. Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение. Метод самонаблюдения часто используется совместно с методом опроса. Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.
Главным методом психологического исследования является эксперимент. Достоинства: исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых; исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов; в экспериментальном исследовании обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны, каковы ответные реакции); эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов. Виды: констатирующий – выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества, обучающий (формирующий) – предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств; лабораторный и естественный (отличаются условиями проведения).
Тесты занимают промежуточное положение между субъективными и объективными методиками. Существуют тесты, основанные на самоотчете испытуемых, например тесты-опросники (испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования); тесты-задания предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий (на определение умственного развития); проективные тесты предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий (тест Роршаха, ТАТ, рисуночные тесты).
Таблица 1. Классификация методов исследования по Б. Г. Ананьеву
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ | |||||||||||
Сравнительный метод («поперечных срезов», или сравнительно-возрастной) | Лонгитюдный метод (метод «продольных» срезов) – длительный | Комплексный Участие представителей различных стран (наук) | |||||||||
Систематическое изучение развития одних и тех же испытуемых на протяжении длительного времени | |||||||||||
Возможность установления связей и зависимостей между явлениями разного рода | |||||||||||
Сопоставление различных групп испытуемых или различных характеристик у одной группы | |||||||||||
Выборочное (психический процесс) | Комплексное (развитие в целом) | ||||||||||
2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ(способы добывания научных знаний) | |||||||||||
Обсервационные (наблюдение, самонаблюдение) | Экспериментальные (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий эксперименты) | Праксиметрические (анализ процесса и продуктов деятельности) | Биографические | Моделирование | Психодиагностические | ||||||
3. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ | |||||||||||
Количественные | Качественные | ||||||||||
Статистика: Определение среднеарифметической величины, коэффициента вариации, лимитов, критерия Стьюдента и др. Виды анализа: регрессионный анализ, дискриминантный анализ, дисперисионный анализ, корреляционный и факторный анализы, таксонометрический анализ и др. | Психологическая казуистика Дифференциация материала по типам, группам, вариантам развития Описание случаев | ||||||||||
4. ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ | |||||||||||
Генетические | Структурные | ||||||||||
Описание и интерпретация генетических связей между фазами и уровнями развития | Описание и интерпретация взаимосвязей между отдельными параметрами развития | ||||||||||
Таблица 2. Классификация методов исследования по Р. С. Немову