Краткая характеристика основных методов психологического исследования

В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):

· организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами).

· эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

· методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

· интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Наблюдение проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. Запись может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, когда изучается личность в целом, выборочная – где фиксируются лишь отдельные проявления психической деятельности. Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение. Метод самонаблюдения часто используется совместно с методом опроса. Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.

Главным методом психологического исследования является эксперимент. Достоинства: исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых; исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов; в экспериментальном исследовании обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны, каковы ответные реакции); эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов. Виды: констатирующий – выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества, обучающий (формирующий) – предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств; лабораторный и естественный (отличаются условиями проведения).

Тесты занимают промежуточное положение между субъективными и объективными методиками. Существуют тесты, основанные на самоотчете испытуемых, например тесты-опросники (испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования); тесты-задания предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий (на определение умственного развития); проективные тесты предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий (тест Роршаха, ТАТ, рисуночные тесты).

Таблица 1. Классификация методов исследования по Б. Г. Ананьеву

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ  
Сравнительный метод («поперечных срезов», или сравнительно-возрастной) Лонгитюдный метод (метод «продольных» срезов) – длительный Комплексный Участие представителей различных стран (наук)  
Систематическое изучение развития одних и тех же испытуемых на протяжении длительного времени  
Возможность установления связей и зависимостей между явлениями разного рода  
Сопоставление различных групп испытуемых или различных характеристик у одной группы  
Выборочное (психический процесс) Комплексное (развитие в целом)  
2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ(способы добывания научных знаний)  
Обсерваци­онные (на­блюдение, самонаблю­дение) Экспериментальные (лабораторный, по­левой, естествен­ный, констатирую­щий, формирующий эксперименты) Праксиметрические (анализ про­цесса и про­дуктов дея­тельности) Биографические Моделирование Психодиагностические  
3. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ  
Количественные Качественные  
Статистика: Определение среднеарифметической величины, коэффициента вариации, лимитов, критерия Стьюдента и др. Виды анализа: регрессионный анализ, дискриминантный анализ, дисперисионный анализ, корреляционный и факторный анализы, таксонометрический анализ и др. Психологическая казуистика Дифференциация материала по типам, группам, вариантам развития Описание случаев  
4. ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ  
Генетические Структурные  
Описание и интерпретация генетических связей между фазами и уровнями развития Описание и интерпретация взаимосвязей между отдельными параметрами развития  
                       

Таблица 2. Классификация методов исследования по Р. С. Немову

Наши рекомендации