І. Правовая основа организации работы с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства
Принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (Далее – Декрет № 18) стало серьезным шагом в создании системы работы по защите прав и законных интересов детей, повышении ответственности родителей за их воспитание.
В настоящее время создана правовая основа для организации работы с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства.
Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон) введены следующие определения:
безнадзорность – социальное явление, характеризующееся отсутствием надлежащего контроля за поведением и образом жизни несовершеннолетних, способствующим совершению ими деяний, содержащих признаки административного правонарушения либо преступления (далее, если не установлено иное, – правонарушения);
безнадзорный – лицо в возрасте до восемнадцати лет, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию и содержанию со стороны родителей, усыновителей, опекунов или попечителей или вследствие самовольного ухода его из дома, детского интернатного учреждения, детской деревни (городка);
беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до восемнадцати лет, находящееся в обстановке, при которой не удовлетворяются его основные жизненные потребности; которое вследствие беспризорности или безнадзорности совершает правонарушения; родители, усыновители, опекуны или попечители которого ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на указанное лицо, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще исполняют обязанности по воспитанию и содержанию указанного лица, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья;
семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, несовершеннолетние члены которой находятся в социально опасном положении;
индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-психолого-педагогической реабилитации или предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых и иных мер, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений, и осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
В соответствии со статьей 10 названного Закона работники органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.
Работники органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в пределах своей компетенции:
посещают несовершеннолетних, проводят беседы с ними, их родителями, усыновителями, опекунами или попечителями;
запрашивают информацию у государственных органов и иных организаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
приглашают несовершеннолетних, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Законом определены следующие функции органов управления образованием и учреждений образования.
Государственные органы управления образованием в пределах своей компетенции:
контролируют соблюдение законодательства в области образования несовершеннолетних;
осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних;
осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других учреждений образования, оказывающих педагогическую и иную помощь беспризорным и безнадзорным, а также несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении;
участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;
разрабатывают и внедряют в практику работы учреждений образования программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
участвуют в реализации программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
осуществляют организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности подведомственных им учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
оказывают содействие детским и молодежным организациям, социальным учреждениям, фондам, иным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.
Учреждения образованияв соответствии с их уставами:
выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в учреждениях образования, нарушающих дисциплину и порядок, предусмотренные уставами указанных учреждений, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего базового образования;
выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в воспитании и обучении детей;
осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.
Социально-педагогические учреждения (социально-педагогические центры, детские социальные приюты) в соответствии с их уставами:
принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям, усыновителям, опекунам или попечителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы (работы), жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;
содержат несовершеннолетних, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних в соответствии с образовательными программами, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.
В Кодексе Республики Беларусь о браке и семье определено понятие «ненадлежащие воспитание и содержание детей».
Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе, если ребенок находится в социально опасном положении.
Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:
не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);
ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.
Родители, а также иные лица и организации, принимающие участие в воспитании и содержании детей, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащие воспитание и содержание детей.
Защита прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, возлагается на комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, а также на иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь.
Инструкцией о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (далее – Инструкция) (в редакции постановления Министерства образования от 5 мая 2007 года № 30) определены основные направления деятельности государственных органов по выявлению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите. Инструкцией определено межведомственное взаимодействие, применяемое при выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в государственной помощи и защите.
В ней урегулированы порядок признания и учета детей, находящихся в социально опасном положении, организации им помощи. Определен механизм учета детей, признанных находящимися в социально опасном положении, на уровне района (города).
Инструкцией определены основные критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего.
В соответствии с Инструкциейуправления (отделы) образования в пределах своей компетенции осуществляют:
меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия;
анализ положения несовершеннолетних с целью выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите;
организацию учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования;
контроль за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними;
контроль за детьми в приемных семьях, детских домах семейного типа;
организацию изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних.
Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:
информации медицинских работников учреждений образования по результатам осмотра детей;
изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;
анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;
анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;
учета посещения несовершеннолетними учреждений образования;
учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования;
выявления несовершеннолетних, не получающих общего базового образования;
учета и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений;
информируют управления (отделы) образования о несовершеннолетних, выявленных и признанных находящимися в социально опасном положении,
проводят воспитательно-профилактическую работу с несовершеннолетними, их родителями.
Модель работы по защите детей
Принятые нормативные правовые документы позволили определить новую модель работы по защите детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите. Она имеет следующие компоненты.
Во-первых, выявление неблагополучия и признание детей находящимися в социально опасном положении.
Во-вторых, предоставление комиссии по делам несовершеннолетних права принимать решение о признании ребенка, находящегося в социально опасном положении, нуждающимся в государственной защите и об отобрании его у родителей. Таким образом, некоторые функции по опеке и попечительству делегированы сегодня не только отделу образования исполкома (как это было ранее), но и комиссии.
В третьих, решение о целесообразности лишения родителей родительских прав принимается на заседании комиссии по делам несовершеннолетних (т.е. коллегиально) в два этапа: сначала ‑ отобрание ребенка на срок до 6 месяцев (с целью межведомственной помощи семье и ребенку); а затем – рассмотрение вопроса о лишении родителей родительских прав в судебном порядке, если не удалось восстановить нормальное состояние семьи.
В четвертых, объединение всех материальных и человеческих ресурсов, имеющихся в распоряжении разных ведомств района, для решения главной задачи – помощи конкретной семье и конкретному ребенку. Для этого руководителем местного исполнительного и распорядительного органа, как главой органа опеки и попечительства, утверждается межведомственный план защиты прав и законных интересов ребенка. Этот план предполагает обязательную периодическую оценку эффективности работы с семьей.
Пятой особенностью является социальный патронат семьи и вовлечение самой семьи, а также окружения ребенка (не только родителей, но и возможно других родственников, соседей, членов трудового коллектива и др.) в процесс реабилитации семьи как главного условия выведения ребенка из категории признанных находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите.
Отказ родителей от участия в реализации межведомственного плана, создания благоприятных условий для жизни ребенка в семье становится главным критерием для принятия решения о лишении родителей родительских прав.
Важным в работе является не наказание родителей лишением родительских прав и отобранием у них ребенка, а создание возможностей для поддержки семьи, нормализации отношений в ней и сохранения семьи для ребенка.
Большую роль в реализации новой модели охраны детства играют социально-педагогические центры и детские социальные приюты. Функции социальных педагогов и педагогов-психологов социально-педагогических учреждений и школ различны. Специалисты школ работают со всеми учащимися и их семьями, в том числе и благополучными. Многим из учащихся требуется квалифицированная психологическая и социально-педагогическая помощь с целью профилактики негативных состояний. Это проблемы детей из семей неполных и находящихся в состоянии развода, родители которых вступили в повторный брак, проблемы детей в подростковый период, традиционная проблема «отцов и детей», проблемы влюбленности и первой любви, взаимоотношений в коллективе сверстников и так далее. Задачами специалистов школ является также сопровождение одаренных детей и детей с психофизическими особенностями в развитии, подготовка к профильному обучению, профориентация, подготовка к семейной жизни и т.д.
Специалисты социально-педагогических центров обеспечивают систему учета в районе детей, находящихся в социально опасном положении, организуют работу с детьми, нуждающимися в государственной защите, осуществляют подготовку кандидатов в усыновители, приемные родители и сопровождение приемных и опекунских семей, семей усыновителей. Их задача ‑ организация работы по разрешению проблем как на уровне адресной работы с детьми, так и через инициирование управленческих решений и корректировку планов работы иных учреждений.
Руководители отделов (управлений) образования района (города) обеспечивают взаимодействие и четкое разграничение функций социальных педагогов, педагогов-психологов, классных руководителей и специалистов социально-педагогических учреждений.
Эти и другие позиции в целях реализации Декрета № 18 и повышения эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия закреплены в приказах Министерства образования от 31.01.2007 № 47 «О выполнении постановления коллегии Министерства образования от 28.12.2006 № 17.1», от 8 мая 2007 года № 270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите»; от 8 августа 2008 года № 615 «О системе работы семьей по улучшению качества нравственно-правового воспитания, предупреждению асоциального поведения учащихся учреждений образования Гродненской области».
Министерством образования также разработано Положение о социально-педагогической и психологической службе, утвержденное постановлением Министерства образования от 27 апреля 2006 г. № 42, а также Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.