Объект и предмет исследования
Объект ‒ это то, на что направлен процесс познания, а предмет познания – это свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определенных исторических условиях. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть (общее и частное). При такой взаимосвязи предмет исследования находится в границах объекта. В данном случае под объектом исследования принято понимать ту часть субъективной (или объективной) реальности, внутри которой расположен предмет исследования, а под предметом - наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению (отдельные свойства, формы проявления, связи с другими психическими или педагогическими явлениями). Иногда объект исследования определяется через испытуемых (исследуемых, обследуемых, испытателей и т.д.), а предмет – через то, что у них изучается (их свойства, состояния, процессы, образования, отношения внутри группы и т.д.). Причем предметом исследования могут быть и статические параметры испытуемых (в сопоставлении с подобными параметрами других групп или с нормативными данными), и динамика этих параметров (сравнение изменений показателей по отношению к их исходному уровню). Иногда под объектом исследования понимают специфическую выборку (возрастную, профессиональную, патологическую и т.п.). В этой ситуации предметом исследования являются определенные характеристики выборки, требующие специального изучения (например, отличия этой выборки от других, специфические взаимосвязи показателей внутри выборки и т.п.).
Объект исследования – явление субъективной или объективной реальности, в границах которого расположен предмет исследования. Предмет исследования – изучаемые в данной работе определенные свойства, стороны, отношения объекта исследования. |
Гипотеза исследования
Гипотезадолжна исходить из проблемы, цели и предмета исследования. Гипотеза ‒ это требующее проверки предположение, в котором формулируется представление об объективных или субъективных явлениях действительности. В ход исследования гипотеза может подтвердиться, т.е. предположение оказалось соответствующим действительности. Возможен вариант, когда гипотеза не находит своего подтверждения в процессе исследования, она остается не доказанной. Допускается формулировка частных гипотез, которые носят конкретный характер. Гипотеза исследования ‒ это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто.
Гипотеза — это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска.
К научной гипотезе предъявляются два требования:
1) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены,
2) гипотеза должна быть проверяемой при помощи имеющихся методик.
Гипотеза ВКР может иметь иерархическую структуру, то есть содержать основную и частные гипотезы.
Методы исследования
Классификация методов научного познания может «выстраиваться» на двух основаниях. Основание «общее-частное» позволяет разделять все методы исследования на всеобщие, общенаучные, конкретно-научные (специфические) и методики. Исходя из основания «эмпирическое-теоретическое» методы исследования могут быть классифицированы на эмпирические (получение знаний с помощью органов чувств), теоретические (получение знаний рационально, путем размышлений) и эмпирико-теоретические.
Методы исследования должны соответствовать поставленным задачам. Во введении необходимо перечислить весь арсенал организационных (на основе которых строится исследование в целом, вся его методология) и эмпирических (с помощью которых добываются факты, проводится собственно исследование) методов, а также методов обработки полученных результатов (количественных или качественных математических способов интерпретации полученных результатов).
Базой исследованиямогут быть различные общеобразовательные учреждения, детские оздоровительные лагеря, санатории, психологические центры, приюты для несовершеннолетних, производственные предприятия, общественные организации и т.д.