Тема 1. Понятие и значение Особенной части УК РФ. Система Особенной части УК РФ

Для подготовки к занятию студенты самостоятельно должны изучить следующие вопросы и подготовить доклады по предложенным темам.

Вопросы:

1. Понятие и значение Особенной части уголовного права.

2. Система Особенной части УК РФ.

3. Понятие, виды, этапы квалификации преступлений.

4. Значение правильной квалификации для реализации принципов законности.

5. Основные приемы квалификации. Причины ошибок квалификации.

6. Значение Постановлений Пленумов Верховного Суда для квалификации преступлений.

Темы докладов:

1. История становления Особенной части уголовного права.

2. Понятие, виды, этапы и значение квалификации преступлений.

Изучение данной темы целесообразно начать с изучения понятия и значения Особенной части уголовного права, при этом рекомендуется определить в чем проявляется единство и различие Общей и Особенной частей уголовного права, проанализировать принципы уголовного права, определить систему Особенной части уголовного права, ее специфику. Следует обратить внимание на то, что нормы Особенной части УК РФ включают в себя деяния, содержащие все признаки состава преступления, совершение которых является единственным основанием уголовной ответственности. Они служат для правильной юридической оценки (квалификации) конкретных деяний и определяют виды и размеры наказания, которое может быть назначено за совершение деяний, включенных в Особенную часть УК РФ.

Исследуя вопросы квалификации преступлений, следует помнить, что квалификация является одним из важнейших этапов применения уголовного закона. От правильной квалификации зависят дальнейший ход расследования уголовного дела, его рассмотрение в суде и определение вида и размера наказания. При изучении данной темы, необходимо четко уяснить, что квалификация преступления, по сути, означает выбор такой уголовно-правовой нормы, которая в полной мере охватывает общественно опасное деяние, совершенное конкретным лицом. Процесс квалификации – это сложный многогранный процесс, состоящий из нескольких этапов и заканчивающийся установлением и юридическим закреплением точного соответствия между признаками совершенного общественно опасного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного конкретной статьей Особенной части УК РФ. После уяснения сущности квалификации и ее основных этапов рекомендуется обратить внимание на особенности квалификации оконченного и неоконченного преступления, преступлений, совершенных в соучастии, при совокупности преступлений и при рецидиве.

Тема 2. Преступления против жизни и здоровья

Для подготовки к занятию в активной/интерактивной форме студенты самостоятельно должны изучить следующие вопросы и подготовить доклады по предложенным темам.

Вопросы:

1. Понятие и виды преступлений против жизни.

2. Понятие и виды убийства. Объективные и субъективные признаки убийства.

3. Убийство при отягчающих обстоятельствах. Содержание отягчающих обстоятельств.

4. Убийство при смягчающих обстоятельствах.

5. Причинение смерти по неосторожности. Доведение до самоубийства.

6. Преступления против здоровья – их общая характеристика. Виды преступлений против здоровья.

7. Понятие вреда здоровью и его виды.

8. Иные виды преступлений против здоровья.

Темы докладов

1. Проблемы искусственного поддержания жизни.

2. Полемика о внутриутробной жизни в связи с разграничением убийства и незаконного производства аборта.

3. Проблемы отграничения причинения смерти по неосторожности от причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111).

4. Специальные виды причинения вреда здоровью.

5. Преступления, ставящие в опасность жизнь и здоровье.

Форма занятия – работа в малых группах.

Цель введения активных/интерактивных – обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности.

Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить понятие и признаки преступлений против жизни и здоровья; определить специфику общей противоправности; понять, в чем особенности составов преступлений данной группы; научиться определять правила разграничения со смежными составами преступлений. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение определять и анализировать проблемные вопросы применительно к отдельным группам уголовно-правовых запретов, предусмотренных главой 16 УК РФ.

Форма /технология проведения занятия – работа в малых группах. Перед тем как разделить аудиторию на группы, преподаватель объясняет задание: дать правовую оценку, т.е. квалификацию деяния:

Серафимов, будучи участковым инспектором милиции, несколько раз доставлял в отделение полиции Саврасова, который часто бывал в состоянии опьянения и вел себя агрессивно, приставая к гражданам. Желая отомстить Серафимову, но боясь ответственности, Саврасов выследил и убил Петькину - невесту Серафимова. Подготовить объяснение ответа, а после окончания работы групп – представить свой ответ аудитории.

По окончании работы групп, представители каждой группы презентуют работу.

Студенты работают в группе. Студенты делятся на четыре группы по 5-6 студентов. На общее задание отводится 15 минут.

1-я группа анализирует объективные признаки преступления.

2-я группа составляет характеристику субъекта преступления.

3-я группа рассматривает личность потерпевшего.

4-я группа субъективные признаки преступления.

После обсуждения и принятия решения представитель от каждой группы выдает решение, ответы оцениваются участниками других групп, т.е. самими студентами.

Форма представления студентами конечного результата – заключение.

Дидактическое /техническое оснащение: компьютерное мультимедийное оборудование с целью визуализации учебного материала и внедрения прогрессивных методов обучения с использованием схем: «Понятие и виды преступлений против жизни».

Приступая к изучению преступлений против жизни, необходимо определиться с понятием данной группы преступлений, уяснить содержание их объекта, обращая особое внимание на дискуссию относительно моментов начала и окончания жизни человека. Следует провести классификацию преступлений против жизни, дать их общую характеристику. Целесообразно обсудить вопрос о соответствии законодательной модели преступлений против жизни и их оценки конституционным предписаниям о приоритетной охране личности в России. При исследовании составов преступлений против жизни необходимо установить, кто является потерпевшим в данных преступлениях, определить начало и конец жизни человека, объект посягательств против жизни.

Рассматривая вопрос о понятии и видах убийства, важно уяснить содержание нормативного понятия «убийство» (ч. 1 ст. 105 УК РФ), знать признаки убийства и его отличие от неосторожного причинения смерти, самоубийства, самопожертвования. Далее необходимо исследовать содержание признаков основного состава убийства, акцентируя внимание на проблемы отграничения убийства от иных преступлений, связанных с посягательством на жизнь и здоровье. Для изучения понятия и сущности убийства следует изучить постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)».

Пристальное внимание следует уделить анализу убийство при отягчающих обстоятельствах. Надо знать содержание рекомендаций высшей судебной инстанции относительно их понимания и применения в судебной практике, важно уметь правильно квалифицировать убийства с отягчающими признаками, имея в виду случаи квалификации таких убийств по совокупности с иными преступлениями и случаи отграничения квалифицированных убийств от иных преступлений, связанных с причинением смерти.

В ст.ст. 106-108 УК РФ предусматривается ответственность за убийство при смягчающих обстоятельствах (привилегированные составы). К ним относятся: убийство матерью новорожденного ребенка, убийство, совершенное в состоянии аффекта и убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. Рассматривая данные виды убийств, целесообразно основное внимание уделить проблеме толкования таких признаков, как «новорожденный», «время во время родов или сразу же после родов», «психотравмирующая ситуация», «психическое расстройство, не исключающее вменяемости», аффект (уделяя особое внимание основаниям его возникновения, видам аффекта, характеристике состояния лица, особенностям его умысла), превышение пределов необходимой обороны, превышение пределов мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (уделяя особое внимание основаниям возникновения права на причинение вреда, критериям его соразмерности и понятию превышения пределов).

При изучении вопросов квалификации причинения смерти по неосторожности и доведение до самоубийства, следует обратить внимание, что уголовное законодательство России причинение смерти по неосторожности не признает видом убийства. Основное отличие его от убийства заключается в иной форме вины по отношению к наступлению смерти – это преступление может быть совершено только по легкомыслию или по небрежности.

Исследуя вопросы квалификации причинения вреда здоровью, надо определить соответствующее понятие, знать содержание медико-патологического и социально-экономического критериев вреда здоровью. Необходимо знать виды вреда здоровью, выделяемые по степени тяжести, критерии отнесения того или повреждения к определенному виду вреда здоровью. Следует проанализировать содержание объективных и субъективных признаков составов преступлений, предусмотренных ст. 111, 112, 115 УК РФ. Особое внимание стоит уделить проблеме квалификации преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, и отграничению его от убийства и причинения смети по неосторожности.

Понятие «вреда здоровью» (в отличие от понятия «убийства») в УК РФ не раскрывается. В соответствии с доктриной уголовного права, вред здоровью заключается в причинении телесных повреждений и в ином расстройстве физиологических функций человеческого организма. Определение тяжести вреда здоровью проводится в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, при этом применяются нормы постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 г. № 522 «Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» и приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. № 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека».

Изучая побои, важно понять, что они не составляют особого вида причинения вреда здоровью. Стоит обратить также внимание, что побои могут составлять способ совершения иных преступлений (как против здоровья, так и против иных объектов), в связи с чем надо уметь правильно квалифицировать содеянное. Рассматривая истязание, следует обратить внимание, что егомогут образовывать как систематические, гак и однократные действия; надо знать содержание последствий истязания и особенности умысла виновного. Следует рассмотреть вопрос о возможной совокупности истязания с иными преступлениями и отграничении его от смежных составов (вымогательство, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, принуждение к даче показаний). Рассматривая проблемы квалификации принуждения к изъятию органов и тканей человека для трансплантации, необходимо знать содержание ключевых терминов: трансплантация, орган, ткань, принуждение. Важно обратить внимание на специальную цель действий виновного, формальный характер состава преступления. Следует рассмотреть проблемы квалификации преступлений в ситуации, когда орган или ткань были реально изъяты; когда принуждение было направлено не на донора, а на третьих лиц, которые собственно и провели изъятие органа или ткани; когда принуждение было направлено на родственников погибшего лица с целью получения их согласия на изъятие органов или тканей. При исследовании преступлений против здоровья необходимо помнить, что Уголовный кодекс признает преступными и те общественно опасные деяния, которые непосредственно вред здоровью не причиняют, но ставят в опасность здоровье человека (ст. 119, 120, 123, 125 УК). Кроме того, в УК РФ предусмотрены два состава преступления, устанавливающие уголовную ответственность за неоказание помощи больному (ст. 124 УК) и за оставление в опасности (ст. 125 УК), объективная сторона которых выражается в бездействии.

Наши рекомендации