Коррекционные занятия с детьми, имеющими нарушения зрения
Ритмика. Значение занятий ритмикой для детей с нарушением зрения. Содержание занятий ритмикой для детей с нарушением зрения. Разделы программы по ритмике для детей с нарушением зрения.
Лечебная физкультура (ЛФК). Понятие о ЛФК. Цели и задачи ЛФК для детей с нарушением зрения. Средства ЛФК. Принципы организации занятий ЛФК с детьми, имеющими нарушения зрения. Организация занятий ЛФК с детьми, имеющими нарушения зрения. Формы проведения занятий ЛФК с детьми, имеющими нарушения зрения. Схема построения занятий по ЛФК для детей с нарушением зрения.
Коррекция речевых нарушений. Особенности речи детей с нарушением зрения. Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения. Логопедический кабинет и его оборудование. Требования к пособиям логопедического кабинета, используемым в работе с детьми, имеющими нарушения зрения. Комплексное воздействие на развитие речи дошкольников с косоглазием и амблиопией (взаимодействие логопеда, тифлопедагога, воспитателей и родителей).
Особенности общения детей с нарушением зрения. Обзор современных программ по развитию общения у детей с нарушением зрения: задачи, методы и приёмы, этапы работы. Коррекционная программа по развитию коммуникативной деятельности слабовидящих дошкольников В.А. Феоктистовой. Программа развития навыков общения у детей с нарушением зрения 3-7 лет И.В. Тюрлик. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения (исследования И.Г. Корниловой).
Социально-бытовая ориентировка. Содержание занятий по социально-бытовой ориентировке с детьми, имеющими нарушения зрения. Методы и приемы работы, используемые на занятиях по социально-бытовой ориентировке с детьми, имеющими нарушения зрения. Анализ раздела программы Л.И. Плаксиной «Социально-бытовая ориентировка».
Развитие осязания и мелкой моторики рук. Особенности развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения. Цель коррекционных занятий по развитию мелкой моторики рук и осязания. Формы организации занятий по развитию мелкой моторики рук и осязания. Особенности организации занятий по развитию мелкой моторики рук и осязания. Структура занятий по развитию мелкой моторики рук и осязания. Анализ раздела программы Л.И. Плаксиной «Развитие осязания и мелкой моторики».
Развитие зрительного восприятия. Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением. Содержание коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия в специализированном детском саду. Методы развития зрительного восприятия: психофизиологический и психолого-педагогический. Обзор современных методик по развитию зрительного восприятия. Методика развития зрительного восприятия Л.П. Григорьевой, М.Э. Бернадской, И.В. Блинниковой, О.Г. Солнцевой. Методика развития свойств зрительного восприятия Л.П. Григорьевой. Методика развития зрительного восприятия Л.В. Рудаковой. Методика развития зрительного восприятия Л.П. Григорьевой, С.В. Сташевского. Методика развития зрительного восприятия Л.И. Плаксиной.
Формирование ориентировки в пространстве. Понятие о пространственной ориентировке и мобильности слепых и слабовидящих. Особенности формирования пространственных представлений у детей с нарушением зрения. Анализ раздела программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) «Ориентировка в пространстве». Содержание коррекционных занятий по развитию ориентировки в пространстве в специализированном детском саду. Методы развития ориентировки в пространстве. Обзор современных методик по развитию ориентировки в пространстве.