Инновационные технологии в системе правового образования
Педагогические технологии – это упорядоченная совокупность действий, обеспечивающих достижения диагностированного и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.
Педагогические инновации стали предметом пристального внимания отечественных специалистов лишь в конце XX века. Нововведения в правовом образовании стали ассоциироваться в первую очередь с различными формами интерактивного обучения. Нововведения в области правового обучения могут рассматриваться как в контексте одного образовательного учреждения, так и в масштабе всей страны, когда на федеральном уровне реализуются определенные концепции. Анализ инноваций в системе обучения праву позволяет выделить отдельные их типы:
1.Инновации в содержании правовых курсов;
2.Инновации в технологии обучения;
3.Инновации в управляющей системе школы;
4.Инновации в воспитательной работе школы.
Специалисты выделяют: - частные инновации; - модульные инновации; - системные инновации.
Инновационное правовое обучение представляет собой совокупность нововведений в системе учебной деятельности, которая позволяет быстро и эффективно достичь прогнозируемого результата правового обучения.
Отдельные правоведы предполагают, что весьма результативным в инновационном обучении: технологии «попсформулы», используемые при организации споров и дискуссий на уроке. Ее суть в следующем: ученик высказывает:
«П» – позицию (то есть объясняет в чем заключена его точка зрения)
«О» – обоснование (ученик должен не только суметь объяснить свою позицию, но и доказать ее определенными доводами)
«П» – пример (при разъяснении сути своей позиции ученик пользуется конкретными примерами)
«С» – следствие (вывод, который можно сделать в результате рассуждения определенной проблемы).
Отдельной популярностью в правовом обучении пользуется методика мозгового штурма, используемая в том случае, когда нужно предложить как можно больше вариантов разрешения проблемы.
Правила проведения «Мозгового штурма»:
1) Нужно четко сформулировать проблему для обсуждения.
2) Подготовить лист ватмана, фломастер для записи всех предложений по решению проблемы.
3) Нужно выбрать ведущего для проведения мозгового штурма, затем каждый может высказывать любые предложения, в том числе смешные, фантастические. Нельзя критиковать и комментировать предложения. Участники высказываются по очереди, кратко и четко.
4) Все предложения записываются на бумаге.
5) Мозговой штурм нельзя проводить более 10-15 минут.
Многие основные методические новации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения (взаимодействие, беседа в диалоговом режиме).
Интерактивное обучение это: - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика;- это специальная форма
организации познавательной деятельности, где почти все учащиеся оказываются вовлеченные в процесс обучения и имеют возможность размышлять по поводу того, что они знают.
Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Их целесообразно использовать в старших классах. Дискуссия позволяет развивать самостоятельность школьников, которые высказывают свою точку зрения на проблему. Для проведения дискуссии нужно сформулировать определенную позицию по теме и попросить школьников высказаться. Важно научить детей доказывать свою позицию конкретными примерами, юридическими правилами. Каждый учитель может вместе с детьми выработать свои правила проведения дискуссии на уроке. Важным вопросом в методике обучения права становится структурирование и регулирование дискуссии. В процессе дискуссии школьники приобретают новые знания и закрепляют то, что было уже изучено. Правила дискуссии: - слушай того, кто говорит; - говорит только один человек; - если хочешь сказать что-то, покажи это, подняв руку; - нельзя прерывать того, кто говорит; - когда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь идею, а не человека; - нельзя смеяться над человеком; - надо вовлекать в обсуждение всех.
Работа в парах:
1. Общий шум. Каждый участник поворачивается к своему соседу и за несколько минут обсуждает проблему вместе с ним. Одной из целей этого упражнения может быть интервьюирование своего напарника и представление его мнения остальным участникам.
2. Колесо. Школьники разбиваются на две равные группы и образуют 2 круга: внутренний и внешний. Члены внутреннего круга поворачиваются лицом к членам внешнего круга так, чтобы образовались пары. Предлагаются вопросы или задания, которые можно обсудить за 30-60 секунд. По сигналу пары начинают говорить друг с другом. Второй сигнал – члены внутреннего круга передвигаются вправо так, чтобы оказаться лицом к лицу со следующим человеком. Эту форму хорошо использовать для того, чтобы ребята познакомились с мнениями своих одноклассников по какому-либо вопросу. Информация, собранная с помощью этих приемов, может послужить основой для дальнейшего свободного обсуждения.
Работа в группах:
1. Аквариум. Участники дискуссии делятся на маленькие группы (3-5 человек) и в них обсуждают проблему. Каждая группа вырабатывает свою коллективную точку зрения. Затем группа выбирает своего представителя. Представители рассаживаются в центре класса и начинают обсуждать проблему между собой, руководствуясь точкой зрения своих групп. Остальные участники групп внимательно слушают обсуждение. Если члены групп не согласны с ними или хотят подсказать представителю своему новые аргументы, они посылают ему записку.
2. Молчаливая дискуссия. Ученики делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа садится вокруг своего стола, на котором лежит большой лист бумаги. Учитель пишет на доске какое-либо понятие и просит написать на листке свои ассоциации. Это может быть отдельное слово или небольшой связанный текст. Все одновременно пишут, соблюдая при этом главное правило, говорить нельзя, нужно только молчать. После того, как ученик записал свои мысли, он может давать письменные ответы на вопросы других. Закончить молчаливый этап можно через 10 минут или в тот момент, когда все перестанут писать. Теперь можно рассмотреть листы, представить общую картину и обсудить что-то из написанного.