Предмет биографического метода
БИОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК
ПРЕДМЕТ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА
Исследование проблем индивидуального переживания времени, выбора личностью собственной темпоральной стратегии и вариативности жизненных стилей в социокультурной среде представляет несомненный интерес. В системе отношений человека к миру следует выделить отношение к ходу своей жизни, к своей биографии. Каждый человек (осознанно или неосознанно) пытается реконструировать, осмыслить пройденные этапы жизненного пути и запланировать предстоящие события. Именно ощущения, восприятия, переживания, оценки собственной жизни, а также отношение к ней составляют суть биографического развития человека.
Биографическое развитие представляет собой процесс оценки и осмысления человеком отдельных разрозненных биографических эпизодов, объединения их в связную, непротиворечивую картину мира. Благодаря этой внутренней работе отдельные факты и события биографии оказываются включенными в целостную смысловую связь и образуют индивидуальную историю человека.
В изучении биографического развития человека актуальным представляется исследование классификации событий и выделение из всей совокупности наиболее значимых, установление между ними причинно-следственных связей, осмысление логики жизненного пути, его направленности и смысла. Важны не сами события, а их место в общей картине жизненного пути человека. Поэтому оценке и осмыслению подвергаются лишь те события, которые приобрели биографический статус.
В последние годы растет интерес к возрастной динамике биографического развития человека, к познанию его закономерностей. Внимание привлекают подростковый и юношеский возраст, когда происходит открытие собственного "я" на социальном, личностном и экзистенциальном уровнях, происходит определение своего предназначения и осуществляется поиск средств его осуществления.
Подростковый и юношеский возраст – период, когда перед молодым человеком открываются новые перспективы, формируется субъективная картина жизненного пути и актуализируется проблема смысла жизни. В рамках указанной возрастной тенденции актуальной представляется проблема актуализации осознания старшеклассниками событий своего жизненного пути, осмысления многовариативности событий прошлого, настоящего и будущего и связей между ними. В связи с этим целесообразна разработка форм и методов актуализации процессов осознания и осмысления хода жизни, рефлексии событийной структуры жизненного пути.
Проблема жизненного пути и отношения субъекта к своей жизни становится предметом внимания лишь в последнее время. В научной литературе получил развитие событийный подход к проблеме осознания временной динамики своего жизненного пути. В рамках этого подхода события являются единицей измерения, позволяющая определить структуру жизненного пути, а также межсобытийные связи по типу «причина – следствие» или «цель – средство», которые являются сущностной характеристикой субъективной картины жизненного пути. Событийный анализ позволяет определить изменения направления и темпа развития личности, ее жизненного пути в целом (19).
С целью выявления специфики восприятия жизненного пути нами было проведено исследование интеллектуально одаренных учащихся 10-х классов общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, в котором приняло участие 43 человека ( 19 юношей и 24 девушек ). Исследование проводилось в социально-психологическом центре Санкт-Петербурга (руководитель – доктор психол. наук В.Ю.Большаков). В исследовании использовалась процедура, включающая в себя описание испытуемыми жизненных событий наиболее вероятных в определенные жизненные периоды. Были выделены следующие возрастные периоды: 0 – 17 , 17 – 25 , 25 – 35 , 35 – 60 . Школьникам предлагалось записать по пять событий наиболее вероятных для каждого периода жизни.
В исследовании была изучена субъективная картина жизненного пути в старшем школьном возрасте, а также зависимость этой картины от половых различий. Исследования, направленные на определение субъективной картины жизненного пути подростков и студенчества, уже предпринимались в научной литературе.(56,61,70). Поэтому интересным представляется сопоставление полученных данных с существующими исследованиями.
Проведенное обследование учащихся показало, что в сознании старшеклассников существует достаточно устойчивый образ жизненного пути, выделяются наиболее значимые события в каждом возрастном периоде. Можно выделить два аспекта в интерпретации полученных результатов. Во-первых, ретроспективный анализ жизненного пути, в рамках которого выделяются те события, которые оказывают значительное влияние на течение жизни испытуемых. Во-вторых, это анализ перспектив развития, связанный с событиями ближайшего и отдаленного будущего.
В процессе анализа полученных данных мы выделили ряд тем, наиболее часто воспроизводимых в исследовании. Среди ориентаций, связанных со школьной темой, следует отметить события, получившие наибольший вес в сознании старшеклассников: «первый класс», «окончание школы»,«поступление в институт». Стремление к сохранению ценностных ориентаций, связанных с учебной деятельностью, обусловлено тем, что школьники непосредственно включены в нее, являются субъектами процесса. Кроме того, причиной актуализации этих событий в жизни школьников является факт перехода от одного этапа к другому. Внешние ритуалы, продуцирующие внутренние преобразования психики, помогают школьнику увидеть свое место и роль в социуме и природном мире, определить для себя эти события как этапы жизненного пути. Ощущение течения и направленности жизни возникает, если существуют события, которые являются событиями «перехода».
Стремление к продолжению образования отражает общественную установку на приоритетную ценность образования в сознании старшеклассников. 90% интеллектуально одаренных школьников видят свое будущее в ракурсе продолжения образования и повышения своего образовательного уровня. Полученные результаты исследования согласуются с результатами исследования (70). Авторы отмечают, что учащиеся 9-х классов и колледжа выбирают основные направления, по которым планируется самореализация личности – учеба, работа, семья. Актуализируется внимание на роли различных социальных институтов в самореализации личности – детский сад, школа, колледж, институт.
В исследовании также была отмечена семейная тема (с доминированием таких событий как « первая любовь», «свадьба», «рождение детей»), связанная с ориентацией на развитие любовных отношений и создание семьи. Центральное событие в рамках этой ориентации – «свадьба».