Занятие по рассматриванию картин И. Грабаря

Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули

«Изумруд весны»

Образовательные цели.Обобщение пред­ставлений о весне. Расширение, уточнение, ак­туализация словаря по теме «Весна». Совершен­ствование навыка рассматривания и сравнения картин, формирование целостного представле­ния об изображенном на картинах. Совершен­ствование навыков звукового и слогового ана­лиза слов. Совершенствование грамматического строя речи (подбор определений, образование существительных с суффиксом единичности). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопо­ставлением).

Развивающие цели.Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, зрительного гнозиса и





конструктивного праксиса, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений.

Воспитательные цели.Воспитание эмоцио­нального отклика на изображенное на картинах, инициативности, самостоятельности.

Оборудование.CD-проигрыватель, CD с за­писью голосов природы, мольберт, репродукции картин И. Грабаря «Вешний поток», В. Бялы-ницкого-Бирули «Изумруд весны», картина-пазлы «Изумруд весны»1, «звуковые полоски» и фишки, сосуд с питьевой водой, пластиковые одноразовые стаканчики, горшочек со свежей травой, шелковый платок, мяч.

Предварительная работа.Наблюдение за из­менениями в природе на прогулке, сравнение происходящего в природе ранней весной и в раз­гар весны. Разучивание стихов русских поэтов на индивидуальных занятиях с логопедом. Разучива­ние подвижной игры «Весна, весна красная!»

Ход занятия

1. Организационный момент.Создание эмо­ционального фона занятия. Чтение стихов рус­ских поэтов.

Дети проходят к мольберту и садятся на стульчики. На мольберте закреплены репродукции картин И. Грабаря и В. Бялыницкого-Бирули.

Логопед. Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне, рассмотрим картины русских ху­дожников, почитаем стихи русских поэтов. Что­бы создать настроение для занятия, давайте про­читаем стихи. Посмотрите на картины, которые стоят перед вами, и вспомните стихи, которые как будто специально написаны к этим картинам.

1-й ребенок.

Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!» Ф. Тютчев

2-й ребенок.

Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея, блещут небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют...

А. Пушкин

3-й ребенок.

Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он.

Е. Баратынский

4-й ребенок.

Жар весенних лучей И томит, и живит. С гор спадая, ручей По каменьям журчит. Смотрит весело день На поля и леса, Только облачка тень Бороздит небеса.

С. Дрожжин

Логопед. Вы очень выразительно прочита­ли стихи, которые иллюстрируют эти картины. Молодцы!

2. Рассматривание и сравнение картин И. Гра­баря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны».Развитие синтаксической сто­роны речи (составление предложений с противо­поставлением). Формирование целостного пред­ставления об изображенном на картинах.

Логопед привлекает внимание детей к репро­дукциям.

Логопед. Давайте рассмотрим картины. Одна из них называется «Вешний поток». Ее написал Игорь Грабарь. Вторая картина называ­ется «Изумруд весны». Ее автор — художник Витольд Бялыницкий-Бируля. Как вы понимае­те названия этих картин? Что значит «Вешний поток» и «Изумруд весны»?

1-й ребенок. Вешний поток — это весен­ний поток, весенний ручей.

2-й ребенок. Изумруд весны — это зелень весны, первая весенняя зеленая травка.

Логопед. Верно. Расскажите, что изобра­зил художник на первой картине и почему он назвал ее «Вешний поток»?

3-й р е б е н о к. На первой картине художник нарисовал синий прохладный ручей. Он бежит в лесу. На его берегах еще лежит снег. Снег тает, и в ручье становится все больше воды. На про­талинках еще не появилась травка. Около ручья стоят большие деревья. На них еще нет листьев. Их ветки кажутся сухими.

Логопед. Что нарисовано на второй кар­тине? Почему в ее названии есть слово изумруд!

4-й ребенок. На второй картине худож­ник нарисовал дорогу в лесу. Она грязная и сырая. Но вдоль дороги уже появилась первая зеленая весенняя травка. Вокруг большой лужи тоже зеленеет трава. В луже отражается синее небо. Вдали мы видим зеленое поле и деревню.

Занятие по рассматриванию картин И. Грабаря - student2.ru 1 Логопеду необходимо сделать цветную ксерокопию картины В Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны».


Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, С радостью, с радостью, С великой милостью: Со льном высоким,
С корнем глубоким, С хлебами обильными. Русская песенка

На деревьях в лесу почки набухли, и ветки де­ревьев кажутся розовыми, потому что по ним движется сок.

Логопед. Вы очень хорошо рассказали об изображенном на картинах. А теперь подумайте, на какой из них изображена ранняя весна, а на какой — весна в разгаре.

Дети. На первой картине нарисована ран­няя весна, а на второй — весна в разгаре.

Логопед.А теперь давайте сравним карти­ны и расскажем об этом. Я буду начинать пред­ложение, а вы будете заканчивать его. На первой картине на земле еще лежит снег...

1-й ребенок. А на второй картине снега уже нет.

Логопед. На первой картине художник изобразил полноводный ручей...

2-й ребенок. А на второй картине от ручья осталась только глубокая лужа.

Логопед. А теперь попробуйте рассказать о траве и самостоятельно составьте предложение.

3-й ребенок. На первой картине еще нет травы, а на второй уже появилась первая зеле­ная травка.

Логопед. Очень хорошо. Сравните ветки деревьев на картине и расскажите о них.

4-й ребенок. На первой картине ветки де­ревьев кажутся сухими, а на второй на них уже появились почки, и ветки кажутся розоватыми.

Логопед. Сравните небо на картинах и расскажите о нем.

1-й ребенок. На первой картине небо ярко-голубое, а на второй — бледно-синее.

Логопед. А теперь скажите, какая из кар­тин вам нравится больше и почему.

Дети рассказывают о своих впечатлениях.

3. Упражнение «Картина оживает».Развитие
слухового восприятия и тактильных ощущений.

Логопед. Давайте представим, что карти­ны оживают, и мы слышим, что происходит там, в лесу, изображенном на картине.

Логопед включает запись журчащего ручья. Дети слушают запись 1 минуту.

Логопед. Что вы услышали?

Дети. Мы слышали, как журчит ручей.

Логопед. К какой картине подходит этот звуковой фон?

Дети. К первой картине.

Логопед. Правильно.

Логопед включает запись птичьего щебета. Она звучит 1 минуту.

Логопед. Что вы услышали теперь?

Дети. Мы услышали пение птичек в лесу.

Логопед. Подходит этот фон ко второй картине?

Дети. Подходит.

4. Упражнение«Узнай звук». Развитие слу­
хового внимания.

Логопед включает запись весеннего дождя. Она звучит 1 минуту.

Логопед. Что вы услышали?

Дети. Это шум дождя.

Логопед. Правильно. Это шум весеннего дождя. Вы услышали журчание ручья, щебет птиц и шум дождя. Давайте поиграем. Я буду включать эти звуки по очереди, а вы будете от­гадывать, что звучит. Сядьте удобно. Расслабь­тесь. Закройте глаза. Слушайте.

Логопед по очереди включает записи, а дети отгадывают, что звучит.

5. Упражнение «Расскажи, какая».Развитие
грамматической стороны речи (подбор опреде­
лений). Развитие обоняния, осязания и вкусо­
вых ощущений.

Логопед. Сегодня на нашем занятии кар­тины действительно оживают. Хотите попробо­вать воду из весеннего ручейка? Закройте глаза.

Логопед берет кувшин.

Логопед. Откройте глаза. Эту воду я за­черпнула из ручейка.

Логопед раздает детям стаканчики и налива­ет в них воду. Дети пьют ее.

Логопед. Расскажите, какая вода в весен­нем ручейке.

Дети. Вода холодная, свежая, вкусная.

Логопед собирает стаканчики.

Логопед. Верно. Только запомните, что пить воду можно только из такого волшебного ручья, как на нашей картине. В лесу воду из ручья нужно сначала кипятить. А теперь посмотрите, какая трава у меня в горшочке. Она с картины «Изумруд весны». Расскажите, какая трава.

Дети. Трава изумрудная, зеленая, мягкая, свежая.

Логопед достает шелковый платок.

Логопед. Потрогайте ее и сравните на ощупь с шелковым платком. Какая трава на ощупь?

Дети. Трава мягкая, шелковая.

Логопед убирает горшочек с травой и платок.

6. Подвижное упражнение «Весна, весна
красная!»Координация речи с движением, раз­
витие общих речевых навыков.

Логопед предлагает детям пройти на ковер и выполнить знакомое упражнение.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Идут в противополож­ную сторону. Останавливаются, под­нимаются на носочки, тянут руки вверх, дела­ют вдох.

Опускают руки, приседа­ют, делают выдох. Взявшись за руки, бегут по кругу.

7. Игра с мячом «Большой— маленький».Со­вершенствование грамматического строя речи



(образование существительных с суффиксом еди­ничности).

Логопед берет в руки мяч.

Логопед. А теперь давайте поиграем в мяч. Я буду называть предмет и бросать вам мяч, а вы будете ловить мяч и называть его ласково и обяза­тельно так, чтобы в слове было сочетание -инк-.

В игре с мячом образуются следующие формы имен существительных: проталина — проталин­ка; льдина — льдинка; дождь — дождинка; трава — травинка; снег — снежинка; тропа — тропинка; хвоя — хвоинка.

8. Составление из частей картины В. Бялы-
ницкого-Бирули «Изумруд весны».Развитие зри­
тельного гнозиса и конструктивного праксиса.

Логопед предлагает детям сесть прямо на ковер и раскладывает перед ними части картины «Изумруд весны», а целиком картину ставит на маленький мольберт перед детьми.

Логопед. Давайте немного отдохнем и по­играем в пазлы. Соберите картину «Изумруд весны» из частей.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.

9. Упражнение «Определи место звука в
слове».Развитие фонематических представле­
ний (подбор слов с заданным звуком, определе­
ние места звука в слове).

Логопед раздает детям «звуковые полоски» и фишки.

Логопед. Еще одно задание по картине «Изумруд весны». Найдите на ней предметы, в названиях которых есть звук [р].

Дети. Дорога, забор, крыша, трава, роща.

Логопед. Определим место звука [р] в этих словах.

Логопед произносит слова, дети фишкой по­казывают, где звук [р] находится в слове: в нача­ле, середине или конце. Логопед оценивает их ра­боту, а потом убирает картины и «звуковые по­лоски».

10. Упражнение «Подбери слова».Совершен­
ствование навыка слогового анализа слов.

Логопед предлагает детям перейти на стуль­чики к мольберту.

Логопед. Последнее задание вы выполни­те по картине «Вешний поток». Найдите на кар­тине предметы, названия которых делится на два слога.

Дети произносят слова: ру-чей, бе-рег, не-бо, вет-ки, ро-ща, те-ни.

Логопед. Теперь найдите предметы, в на­званиях которых только один слог.

Дети произносят слова: снег,ствол, куст, тень.

Логопед. Найдите предметы, названия ко­торых делятся на три слога.

Дети произносят слова: де-ре-въя, бе-ре-га.

Логопед. Есть ли на картине предметы, в названиях которых четыре слога?

Дети. Про-та-ли-ны.

Логопед. Вы отлично справились с по­следним заданием.

11. Окончание занятия.Оценка работы детей.

Логопед вновь помещает на мольберт обе кар­тины, предлагает детям вспомнить, что им по­нравилось на занятии, чем они занимались, и оце­нивает их работу.

Наши рекомендации