Занятие по рассматриванию картин И. Грабаря
Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули
«Изумруд весны»
Образовательные цели.Обобщение представлений о весне. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна». Совершенствование навыка рассматривания и сравнения картин, формирование целостного представления об изображенном на картинах. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование грамматического строя речи (подбор определений, образование существительных с суффиксом единичности). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением).
Развивающие цели.Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, зрительного гнозиса и
конструктивного праксиса, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений.
Воспитательные цели.Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картинах, инициативности, самостоятельности.
Оборудование.CD-проигрыватель, CD с записью голосов природы, мольберт, репродукции картин И. Грабаря «Вешний поток», В. Бялы-ницкого-Бирули «Изумруд весны», картина-пазлы «Изумруд весны»1, «звуковые полоски» и фишки, сосуд с питьевой водой, пластиковые одноразовые стаканчики, горшочек со свежей травой, шелковый платок, мяч.
Предварительная работа.Наблюдение за изменениями в природе на прогулке, сравнение происходящего в природе ранней весной и в разгар весны. Разучивание стихов русских поэтов на индивидуальных занятиях с логопедом. Разучивание подвижной игры «Весна, весна красная!»
Ход занятия
1. Организационный момент.Создание эмоционального фона занятия. Чтение стихов русских поэтов.
Дети проходят к мольберту и садятся на стульчики. На мольберте закреплены репродукции картин И. Грабаря и В. Бялыницкого-Бирули.
Логопед. Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне, рассмотрим картины русских художников, почитаем стихи русских поэтов. Чтобы создать настроение для занятия, давайте прочитаем стихи. Посмотрите на картины, которые стоят перед вами, и вспомните стихи, которые как будто специально написаны к этим картинам.
1-й ребенок.
Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!» Ф. Тютчев
2-й ребенок.
Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея, блещут небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют...
А. Пушкин
3-й ребенок.
Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он.
Е. Баратынский
4-й ребенок.
Жар весенних лучей И томит, и живит. С гор спадая, ручей По каменьям журчит. Смотрит весело день На поля и леса, Только облачка тень Бороздит небеса.
С. Дрожжин
Логопед. Вы очень выразительно прочитали стихи, которые иллюстрируют эти картины. Молодцы!
2. Рассматривание и сравнение картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны».Развитие синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением). Формирование целостного представления об изображенном на картинах.
Логопед привлекает внимание детей к репродукциям.
Логопед. Давайте рассмотрим картины. Одна из них называется «Вешний поток». Ее написал Игорь Грабарь. Вторая картина называется «Изумруд весны». Ее автор — художник Витольд Бялыницкий-Бируля. Как вы понимаете названия этих картин? Что значит «Вешний поток» и «Изумруд весны»?
1-й ребенок. Вешний поток — это весенний поток, весенний ручей.
2-й ребенок. Изумруд весны — это зелень весны, первая весенняя зеленая травка.
Логопед. Верно. Расскажите, что изобразил художник на первой картине и почему он назвал ее «Вешний поток»?
3-й р е б е н о к. На первой картине художник нарисовал синий прохладный ручей. Он бежит в лесу. На его берегах еще лежит снег. Снег тает, и в ручье становится все больше воды. На проталинках еще не появилась травка. Около ручья стоят большие деревья. На них еще нет листьев. Их ветки кажутся сухими.
Логопед. Что нарисовано на второй картине? Почему в ее названии есть слово изумруд!
4-й ребенок. На второй картине художник нарисовал дорогу в лесу. Она грязная и сырая. Но вдоль дороги уже появилась первая зеленая весенняя травка. Вокруг большой лужи тоже зеленеет трава. В луже отражается синее небо. Вдали мы видим зеленое поле и деревню.
1 Логопеду необходимо сделать цветную ксерокопию картины В Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны».
Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, С радостью, с радостью, С великой милостью: Со льном высоким, |
С корнем глубоким, С хлебами обильными. Русская песенка |
На деревьях в лесу почки набухли, и ветки деревьев кажутся розовыми, потому что по ним движется сок.
Логопед. Вы очень хорошо рассказали об изображенном на картинах. А теперь подумайте, на какой из них изображена ранняя весна, а на какой — весна в разгаре.
Дети. На первой картине нарисована ранняя весна, а на второй — весна в разгаре.
Логопед.А теперь давайте сравним картины и расскажем об этом. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать его. На первой картине на земле еще лежит снег...
1-й ребенок. А на второй картине снега уже нет.
Логопед. На первой картине художник изобразил полноводный ручей...
2-й ребенок. А на второй картине от ручья осталась только глубокая лужа.
Логопед. А теперь попробуйте рассказать о траве и самостоятельно составьте предложение.
3-й ребенок. На первой картине еще нет травы, а на второй уже появилась первая зеленая травка.
Логопед. Очень хорошо. Сравните ветки деревьев на картине и расскажите о них.
4-й ребенок. На первой картине ветки деревьев кажутся сухими, а на второй на них уже появились почки, и ветки кажутся розоватыми.
Логопед. Сравните небо на картинах и расскажите о нем.
1-й ребенок. На первой картине небо ярко-голубое, а на второй — бледно-синее.
Логопед. А теперь скажите, какая из картин вам нравится больше и почему.
Дети рассказывают о своих впечатлениях.
3. Упражнение «Картина оживает».Развитие
слухового восприятия и тактильных ощущений.
Логопед. Давайте представим, что картины оживают, и мы слышим, что происходит там, в лесу, изображенном на картине.
Логопед включает запись журчащего ручья. Дети слушают запись 1 минуту.
Логопед. Что вы услышали?
Дети. Мы слышали, как журчит ручей.
Логопед. К какой картине подходит этот звуковой фон?
Дети. К первой картине.
Логопед. Правильно.
Логопед включает запись птичьего щебета. Она звучит 1 минуту.
Логопед. Что вы услышали теперь?
Дети. Мы услышали пение птичек в лесу.
Логопед. Подходит этот фон ко второй картине?
Дети. Подходит.
4. Упражнение«Узнай звук». Развитие слу
хового внимания.
Логопед включает запись весеннего дождя. Она звучит 1 минуту.
Логопед. Что вы услышали?
Дети. Это шум дождя.
Логопед. Правильно. Это шум весеннего дождя. Вы услышали журчание ручья, щебет птиц и шум дождя. Давайте поиграем. Я буду включать эти звуки по очереди, а вы будете отгадывать, что звучит. Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза. Слушайте.
Логопед по очереди включает записи, а дети отгадывают, что звучит.
5. Упражнение «Расскажи, какая».Развитие
грамматической стороны речи (подбор опреде
лений). Развитие обоняния, осязания и вкусо
вых ощущений.
Логопед. Сегодня на нашем занятии картины действительно оживают. Хотите попробовать воду из весеннего ручейка? Закройте глаза.
Логопед берет кувшин.
Логопед. Откройте глаза. Эту воду я зачерпнула из ручейка.
Логопед раздает детям стаканчики и наливает в них воду. Дети пьют ее.
Логопед. Расскажите, какая вода в весеннем ручейке.
Дети. Вода холодная, свежая, вкусная.
Логопед собирает стаканчики.
Логопед. Верно. Только запомните, что пить воду можно только из такого волшебного ручья, как на нашей картине. В лесу воду из ручья нужно сначала кипятить. А теперь посмотрите, какая трава у меня в горшочке. Она с картины «Изумруд весны». Расскажите, какая трава.
Дети. Трава изумрудная, зеленая, мягкая, свежая.
Логопед достает шелковый платок.
Логопед. Потрогайте ее и сравните на ощупь с шелковым платком. Какая трава на ощупь?
Дети. Трава мягкая, шелковая.
Логопед убирает горшочек с травой и платок.
6. Подвижное упражнение «Весна, весна
красная!»Координация речи с движением, раз
витие общих речевых навыков.
Логопед предлагает детям пройти на ковер и выполнить знакомое упражнение.
Идут по кругу, взявшись за руки.
Идут в противоположную сторону. Останавливаются, поднимаются на носочки, тянут руки вверх, делают вдох.
Опускают руки, приседают, делают выдох. Взявшись за руки, бегут по кругу.
7. Игра с мячом «Большой— маленький».Совершенствование грамматического строя речи
(образование существительных с суффиксом единичности).
Логопед берет в руки мяч.
Логопед. А теперь давайте поиграем в мяч. Я буду называть предмет и бросать вам мяч, а вы будете ловить мяч и называть его ласково и обязательно так, чтобы в слове было сочетание -инк-.
В игре с мячом образуются следующие формы имен существительных: проталина — проталинка; льдина — льдинка; дождь — дождинка; трава — травинка; снег — снежинка; тропа — тропинка; хвоя — хвоинка.
8. Составление из частей картины В. Бялы-
ницкого-Бирули «Изумруд весны».Развитие зри
тельного гнозиса и конструктивного праксиса.
Логопед предлагает детям сесть прямо на ковер и раскладывает перед ними части картины «Изумруд весны», а целиком картину ставит на маленький мольберт перед детьми.
Логопед. Давайте немного отдохнем и поиграем в пазлы. Соберите картину «Изумруд весны» из частей.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.
9. Упражнение «Определи место звука в
слове».Развитие фонематических представле
ний (подбор слов с заданным звуком, определе
ние места звука в слове).
Логопед раздает детям «звуковые полоски» и фишки.
Логопед. Еще одно задание по картине «Изумруд весны». Найдите на ней предметы, в названиях которых есть звук [р].
Дети. Дорога, забор, крыша, трава, роща.
Логопед. Определим место звука [р] в этих словах.
Логопед произносит слова, дети фишкой показывают, где звук [р] находится в слове: в начале, середине или конце. Логопед оценивает их работу, а потом убирает картины и «звуковые полоски».
10. Упражнение «Подбери слова».Совершен
ствование навыка слогового анализа слов.
Логопед предлагает детям перейти на стульчики к мольберту.
Логопед. Последнее задание вы выполните по картине «Вешний поток». Найдите на картине предметы, названия которых делится на два слога.
Дети произносят слова: ру-чей, бе-рег, не-бо, вет-ки, ро-ща, те-ни.
Логопед. Теперь найдите предметы, в названиях которых только один слог.
Дети произносят слова: снег,ствол, куст, тень.
Логопед. Найдите предметы, названия которых делятся на три слога.
Дети произносят слова: де-ре-въя, бе-ре-га.
Логопед. Есть ли на картине предметы, в названиях которых четыре слога?
Дети. Про-та-ли-ны.
Логопед. Вы отлично справились с последним заданием.
11. Окончание занятия.Оценка работы детей.
Логопед вновь помещает на мольберт обе картины, предлагает детям вспомнить, что им понравилось на занятии, чем они занимались, и оценивает их работу.