Глава 3. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства
Краткий анализ ситуации.
К категории детей, нуждающихся в особой заботе, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов.
Обеспечение равных возможностей для этих групп детей базируется на принципе недискриминации.
Правительством Калининградской области целенаправленно проводится работа по совершенствованию мер поддержки замещающих семей, развитию форм и методов по подготовке и сопровождению семей, устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.
Активная государственная политика регионального Правительства, направленная на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволила снизить общую численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от числа детского населения Калининградской области, на начало 2012 года составляла 3,8%. Данный показатель за последние годы снижается (в 2011 г. – 4,0%, в 2010 г. – 4,1%, в 2009 г. – 4,2%), однако остается по-прежнему высоким по сравнению с аналогичным показателем по Северо-Западному федеральному округу (3,3%) и Российской Федерации (2,7%).
В 2011 году в регионе было выявлено 434 ребенка, оставшихся без попечения родителей, что на 53 меньше, чем в 2010 году и на 189 детей меньше, чем в 2009. За первое полугодие 2012 года выявлено 200 детей, оставшихся без попечения родителей.
Основной причиной, по которой дети остаются без попечения родителей, по-прежнему является лишение (ограничение) родителей родительских прав. Вместе с тем, в 2011 году количество родителей лишенных (ограниченных) родительских прав снизилось на 23,9 % по сравнению с 2010 годом.
В замещающих семьях на 1 января 2012 года воспитывалось 4982 ребенка, оставшихся без попечения родителей, что составляет 80,1% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Калининградской области. По данному показателю Калининградская область занимает 4 место из 11 субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа.
В области существенно сократилось число образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, если в начале 2007 года в области действовало 29 учреждений, в которых находилось 1522 воспитанника, то в начале 2012 года - 11 учреждений, в которых воспитывался 741 ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Правительством Калининградской области уделяется большое внимание развитию материально-технической базы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно увеличивается норматив на содержание ребенка в данных образовательных учреждениях, который с 1 января 2012 года составляет 408 000 рублей.
На 1 января 2012 года в Калининградской области проживало 2806 детей-инвалидов, что составляет 1,7% от общего детского населения. В целом за последние годы в Калининградской области отмечается незначительное снижение количества детей-инвалидов с 2827 чел. в 2009 году до 2806 чел. в 2012 году.
В целях обеспечения прав детей-инвалидов на комплексную реабилитацию в регионе целенаправленно проводится работа по развитию сети детских реабилитационных учреждений. В настоящее время Министерству социальной политики подведомственны три детских реабилитационных центра, в которых детям-инвалидам оказывается последовательная, комплексная и своевременная помощь. В течение года услугами данных учреждений пользуется 1650 человек, что составляет 59% от общего количества детей-инвалидов. В 2017 году данный показатель планируется увеличить до 70% (2 тыс. детей).
В Калининградской области 280 детей-инвалидов воспитываются в 2-х детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, оснащенных современными реабилитационными комплексами, и осуществляющими деятельность по социальной адаптации, развитию воспитанников и интеграцию их в социум.
Основные задачи.
Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе.
Создание системы адаптации выпускников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей для их социализации в обществе.
Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, в том числе дополнительного образования, квалифицированной медицинской помощи, а также охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду.
Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей.
Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни.