IV. Подготовка к восприятию произведения. 1. Вступительное слово учителя. 1. Вступительное слово учителя.

1. Вступительное слово учителя.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым литератур­ным жанром — быль.Как вы понимаете значение слов «быль», «бывалый»?

— Где могут жить звери?

— Зачем создают зоопарки, зверинцы? Чем отличается жизнь на свободе от жизни в зоопарке, зверинце?

— Что такое свобода?

— Чем питаются животные в зоопарке?

— Какие зоопарки есть на территории Беларуси?

— Самый старый зоопарк на территории Беларуси находится в г. Гродно. Он основан в 1927 г. 15 1941 г. насчитывалось около 400 животных и птиц. Сейчас зоопарк занимает площадь почти в 4 гектара, а живет в нем около 3 тысяч единиц животных, 321 вид животных и птиц. Более 30 видов животных занесено в Красную книгу Беларуси. (Цифры записаны на плакате.)

2. Учащиеся хором читают стихотворение (на доске):

Рано-рано мы встаём, Показав себя народу,

Громко сторожа зовём. Бегемот уходит в воду.

Сторож, сторож, поскорей Спит сова, вцепившись впень.

Выходи кормить зверей! Спит олень, и спит тюлень.

После пищи нужен сон. С. Маршак

Прислонившись, дремлет слон.

— Каких животных можно встретить в зоопарке?

V. Работа с текстом Л. Толстого «Лев и собачка»

1. Лексическая работа.

■ Зоопарк — место, где содержат в неволе (клетках, вольерах) илиполувольно (на больших огороженных площадях) диких животных с целью изучения, сохранении и воспроизводства.

• Вольер — огороженная площадка с присоединенными к ней клетками или домиком для содержания мелких животных.

2. Чтение произведения учителем (с. 52).

3. Проверка эмоционального восприятия произведения.

— За кого вы переживал и, когда слушали произведение?

— Какие чувства вызнал у вас рассказ?

4. Анализ произведения.

— Какая плата была назначена за вход в зверинец? Что вы можете сказать о хозяине?

— Что можно сказать о человеке, который принес вместо денег за вход в зоопарк уличную собачку?

— Почему он выбрал этусобачку? Какой вы ее представляете?

— Что значит «бросили на съедение»?

— Как это произошло? Прочитайте.

— Какой вы представляете встречу льва и собачки?

— Как проходила жизнь льва и собачки в зоопарке? Какие чувства испытывал лев в неволе?

— Как вы относитесь к поведению льва?

— Что связывало собачку и льва?

— Почему лев умер?

— Почему автор выбрал именно это слово, чтобы сообщить о смерти льва? О ком говорят «умер»?

— Отберите черты характера, присуще льву: сильный, вынос­ливый, жестокий, ответственный, злой, равнодушный.

— Какие самые важные строки в тексте?

— Какое чувство объединяет произведения И. Тургенева «Во­робей» Л. Толстого «Лев и собачка»? Почему? (Жалость.)

Чтение произведения учащимися:

а) чтение за диктором (один ученик читает, другие стараются читать в том же темпе).

5. «Игра в прятки» (учитель начинает читать с любого места в тексте, ученики должны найти нужный фрагмент текста и подстроится под чтение учителя)

Физкультминутка.

6. Прочитайте слова, характеризующие действия главных героев. Отметьте к какому персонажу они относятся. Ищем эти слова в тексте и зачитываем предложение с этим словом.

Играл

Понюхал

Тронул лапой

Поджала хвост

Лежал пять дней

Стала махать хвостиком

Прижалась в угол клетки

Перестал есть

Перевернул

Смотрел

Трогал

Обнял

7. Чтение с обменом

Кто больше прочитает, обменявшись с товарищами.

Почему у льва есть грива, а у львицы нет?

Грива у льва — всё равно что у мужчины борода: так природа распорядилась отличить особей мужского пола от женского. Но не только поэтому львицы оказались без гривы. Дело в том, что львы обитают в саваннах Центральной Африки и Индии, на равнинных просторах которых очень трудно спрятаться. А это необходимо львице в период рождения и выкармливания потомства. Светло-коричневый окрас и отсутствие пышной тёмной гривы помогают ей маскироваться под окружающую природу и тем самым уберечь себя и детёнышей от возможного нападения других хищников.

__________________________________________________________________

Лев в колодце

В Индии, в Гирском лесу, живет две сотни львов. Воды в ле­су мало, люди вырыли колодцы, достают из них воду для львов. Бывает, пожадничает лев и сам свалится в колодец.

В одной деревне, около хижины лесного сторожа я увидел сеть. Вот так сеть! Толстенные верёвки, каждая ячея с мою голо­ву. В такую сеть ни одну рыбу не поймаешь.

— Это для львов, — объяснил мне сторож.

— Понимаю. Подкрадываешься ко льву, набрасываешь на не­го сеть?..

— Нет, нет. Если лев упал в колодец, я опускаю эту сеть. По сети он выбирается наверх.

Вот так сеть! Настоящая лестница для льва.

С. Сахарнов

2. Ответьте на вопросы.

— Для каких животных в Индии вырыли колодцы?

— С, какой целью местные жители изготавливают сети?

— Как по-другому можно назвать сеть?

В Африке в заповеднике Маньяра, львы завели моду — отдыхать на деревьях. Лежит и развилке король зверей, четыре лапы и хвост свесил, спит.

Славно ты, лев, устроился!

Да. Вот только деревья подходящие, крепкие, тут наперечет. Ходит по лесу служитель, краской отмечает такие деревья: «Рубить нельзя!»

С. Сахарнов

2. Ответьте на вопросы.

— Где любят отдыхать львы?

— Почему нельзя рубить деревья, отмеченные краской?

Наши рекомендации