IV. Подготовка к восприятию произведения. 1. Вступительное слово учителя. 1. Вступительное слово учителя.
1. Вступительное слово учителя.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным жанром — быль.Как вы понимаете значение слов «быль», «бывалый»?
— Где могут жить звери?
— Зачем создают зоопарки, зверинцы? Чем отличается жизнь на свободе от жизни в зоопарке, зверинце?
— Что такое свобода?
— Чем питаются животные в зоопарке?
— Какие зоопарки есть на территории Беларуси?
— Самый старый зоопарк на территории Беларуси находится в г. Гродно. Он основан в 1927 г. 15 1941 г. насчитывалось около 400 животных и птиц. Сейчас зоопарк занимает площадь почти в 4 гектара, а живет в нем около 3 тысяч единиц животных, 321 вид животных и птиц. Более 30 видов животных занесено в Красную книгу Беларуси. (Цифры записаны на плакате.)
2. Учащиеся хором читают стихотворение (на доске):
Рано-рано мы встаём, Показав себя народу,
Громко сторожа зовём. Бегемот уходит в воду.
Сторож, сторож, поскорей Спит сова, вцепившись впень.
Выходи кормить зверей! Спит олень, и спит тюлень.
После пищи нужен сон. С. Маршак
Прислонившись, дремлет слон.
— Каких животных можно встретить в зоопарке?
V. Работа с текстом Л. Толстого «Лев и собачка»
1. Лексическая работа.
■ Зоопарк — место, где содержат в неволе (клетках, вольерах) илиполувольно (на больших огороженных площадях) диких животных с целью изучения, сохранении и воспроизводства.
• Вольер — огороженная площадка с присоединенными к ней клетками или домиком для содержания мелких животных.
2. Чтение произведения учителем (с. 52).
3. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— За кого вы переживал и, когда слушали произведение?
— Какие чувства вызнал у вас рассказ?
4. Анализ произведения.
— Какая плата была назначена за вход в зверинец? Что вы можете сказать о хозяине?
— Что можно сказать о человеке, который принес вместо денег за вход в зоопарк уличную собачку?
— Почему он выбрал этусобачку? Какой вы ее представляете?
— Что значит «бросили на съедение»?
— Как это произошло? Прочитайте.
— Какой вы представляете встречу льва и собачки?
— Как проходила жизнь льва и собачки в зоопарке? Какие чувства испытывал лев в неволе?
— Как вы относитесь к поведению льва?
— Что связывало собачку и льва?
— Почему лев умер?
— Почему автор выбрал именно это слово, чтобы сообщить о смерти льва? О ком говорят «умер»?
— Отберите черты характера, присуще льву: сильный, выносливый, жестокий, ответственный, злой, равнодушный.
— Какие самые важные строки в тексте?
— Какое чувство объединяет произведения И. Тургенева «Воробей» Л. Толстого «Лев и собачка»? Почему? (Жалость.)
Чтение произведения учащимися:
а) чтение за диктором (один ученик читает, другие стараются читать в том же темпе).
5. «Игра в прятки» (учитель начинает читать с любого места в тексте, ученики должны найти нужный фрагмент текста и подстроится под чтение учителя)
Физкультминутка.
6. Прочитайте слова, характеризующие действия главных героев. Отметьте к какому персонажу они относятся. Ищем эти слова в тексте и зачитываем предложение с этим словом.
Играл
Понюхал
Тронул лапой
Поджала хвост
Лежал пять дней
Стала махать хвостиком
Прижалась в угол клетки
Перестал есть
Перевернул
Смотрел
Трогал
Обнял
7. Чтение с обменом
Кто больше прочитает, обменявшись с товарищами.
Почему у льва есть грива, а у львицы нет?
Грива у льва — всё равно что у мужчины борода: так природа распорядилась отличить особей мужского пола от женского. Но не только поэтому львицы оказались без гривы. Дело в том, что львы обитают в саваннах Центральной Африки и Индии, на равнинных просторах которых очень трудно спрятаться. А это необходимо львице в период рождения и выкармливания потомства. Светло-коричневый окрас и отсутствие пышной тёмной гривы помогают ей маскироваться под окружающую природу и тем самым уберечь себя и детёнышей от возможного нападения других хищников.
__________________________________________________________________
Лев в колодце
В Индии, в Гирском лесу, живет две сотни львов. Воды в лесу мало, люди вырыли колодцы, достают из них воду для львов. Бывает, пожадничает лев и сам свалится в колодец.
В одной деревне, около хижины лесного сторожа я увидел сеть. Вот так сеть! Толстенные верёвки, каждая ячея с мою голову. В такую сеть ни одну рыбу не поймаешь.
— Это для львов, — объяснил мне сторож.
— Понимаю. Подкрадываешься ко льву, набрасываешь на него сеть?..
— Нет, нет. Если лев упал в колодец, я опускаю эту сеть. По сети он выбирается наверх.
Вот так сеть! Настоящая лестница для льва.
С. Сахарнов
2. Ответьте на вопросы.
— Для каких животных в Индии вырыли колодцы?
— С, какой целью местные жители изготавливают сети?
— Как по-другому можно назвать сеть?
В Африке в заповеднике Маньяра, львы завели моду — отдыхать на деревьях. Лежит и развилке король зверей, четыре лапы и хвост свесил, спит.
Славно ты, лев, устроился!
Да. Вот только деревья подходящие, крепкие, тут наперечет. Ходит по лесу служитель, краской отмечает такие деревья: «Рубить нельзя!»
С. Сахарнов
2. Ответьте на вопросы.
— Где любят отдыхать львы?
— Почему нельзя рубить деревья, отмеченные краской?