Тема 4
Педагогическая профессия в современном обществе
Цель: раскрыть пути формирования профессионализма и педагогического мастерства современного педагога.
Задачи:студенты должны знать особенности профессионально-педагогической деятельности учителя на современном этапе; сущность, структуру, содержание, особенности развития компетентности учителя; способы пропаганды педагогической деятельности в ходе профессионального просвещения учащихся; различные средства коммуникации в профессиональной педагогической деятельности; способы проектной и инновационной деятельности в воспитании; уметь трактовать понятия «компетентность» и «компетенция» педагога; комментировать перспективы развития педагогических профессий в новых социально-экономических и информационных условиях; характеризовать предпосылки, причины, значение расширения педагогических профессий для социокультурного развития общества; высказывать свое отношение к культуре и ценностным основаниям педагогической профессии; проектировать индивидуальный маршрут в образовательном процессе вуза; осуществлять различные формы профессиональной педагогической деятельности и использовать ее возможности в других профессиях.
Основные понятия: особенности профессионально-педагогической деятельности современного учителя; современные педагогические профессии и специальности; профессиональная компетентность.
Основные документы: Закон Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Профессиональный стандарт «Педагог».
Форма изучения:семинарское занятие с использованием технологий case-study, самостоятельная работа.
I. Теоретическая часть
План
1. Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя на современном этапе. Ценностные ориентации, этические установки педагога
2. Расширение педагогических профессий и специальностей в современном обществе (предпосылки, причины, значение для социокультурного развития общества).
3. Перспективы развития педагогических профессий в новых социально-экономических и информационных условиях.
4. Понятие профессиональной компетентности в деятельности учителя (сущность, структура, содержание, развитие компетентности).
5. Профессиональный стандарт «Педагог»
6. Современные социально-педагогические проблемы учительского труда
Общие рекомендации по подготовке вопросов плана занятия
При подготовке теоретических и практических вопросов занятия вам необходимо выполнить несколько типов познавательных задач: описать незнакомые объекты, явления, процессы; выявить и оценить свойства этих объектов, явлений, процессов; выявить состав, строение и структуру данных объектов, явлений, процессов; построить классификацию объектов, явлений, процессов; установить связи между явлениями, характеристиками каких-либо процессов.
При подготовке вопроса №1 необходимо дать описание, т.е. выявить, на основе информационных источников (список литературы, интернет), ключевые особенности профессионально-педагогической деятельности учителя на современном этапе. Объяснить как ценностные ориентации, этические установки педагога влияют на специфику его профессиональной деятельности.
При подготовке вопросов №2и №3 требуется объяснить механизм расширения педагогических профессий и специальностей в современном обществе. Для этого нужно обосновать предпосылки и причины такого расширения, описав особенности современного общества, влияющие на современного ученика, учителя и школу.
Для ответа на вопрос №4 нужно дать описание, т.е. выявить ключевые признаки понятия «профессиональной компетентность учителя», объяснить сущность данного явления, проанализировав его структуру и отдельно содержание каждого из элементов этой структуры.
При подготовке вопроса №5 необходимоознакомиться с содержанием документапрофессиональный стандарт «Педагог», выявить его структуру, а также рассмотреть ее основные элементы.
При подготовке вопроса №6 нужно обратиться к современной периодической педагогической печати: интернет-газета «Большая перемена» (http://newseducation.ru/); журнал «Вестник образования России» (http://www.vestniknews.ru/); педагогический научно-методический журнал «Новое образование» (www.nojournal.ru) и др., где необходимо отобрать материалы, содержащие сведения о противоречиях в профессиональной деятельности современного учителя. Выявленные в ходе анализа статей проблемы необходимо классифицировать по общим признакам, затем сформулировать предположение о причинах их возникновения, а также влиянии на профессиональную деятельность учителя.
Для успешной подготовки ответов на теоретические вопросы занятия, рекомендуется воспользоваться литературой данной в списке ниже. Если Вы считаете, что информации необходимой для выполнения поставленных задач недостаточно, то Вы можете воспользоваться ресурсами сети интернет из списка, приведенного в разделе №9 рабочей программы дисциплины, «Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины».
Основная литература
1. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.
2. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред.З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2009.
Дополнительная литература
1. Бандурка A. M., Тюрина В. А., Федоренко Е. И. Основы психологии и педагогики. Учебное пособие.- М., 2009. - 250 с.
2. Введение в педагогическую деятельность /под ред. А. С. Роботовой - М., 2007.
3. Виненко В. Г. Общие основы педагогики. Учебное пособие.- М., 2008. - 300 с.
4. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2008.
5. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с.
6. История образования и педагогической мысли: Учебно-методическое пособие /Сост.С.А.Воронина, Е.Н.Орлова, Е.Ю.Ромашина; Науч. ред. А.А.Орлов. – Тула, ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006.
7. Карпович Т. Е. Основы педагогики: Практикум. - М., 2007. - 176 с.
8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Профессиональное образование.-2002.- № 5. - С. 17-20; № 6. - С. 17-20
9. Кукушин B. C. Общие основы педагогики. Учебное пособие. - М., 2006. - 224 с.
10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 4 февраля 2010 г. mon.gov.ru›Документы›Наша новая школа.
11. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учебное пособие /Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская - М., 2008.
12. Образ учителя в научной и художественной литературе: Учебно-методическое пособие (хрестоматия) / Составители: С.А. Воронина, И.А. Щуринова, К.В. Екимова. Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. – 168 с.
13. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность: практикум / А. А. Орлов, А. С. Агафонов; под ред. А. А. Орлова - М., 2008.
14. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. /Books/istoriya_pedagogiki/
15. Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165984
16. Профессиональный стандарт «Педагог» http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/