Развитие мимической выразительности. См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.
Упражнение № 20.
См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.
В процессе упражнения развиваются и совершенствуются выразительные средства мимики, умение сопереживать сказочным героям. В данном случае использован материал сказки "Три медведя", которую предложила одна из учащихся — Женя.
Женя Представьте себе, что вы — Маша из сказки "Три медведя". Пошла Маша с подружками в лес — веселая, заблудилась — растерялась, идет одна по лесу — испугалась, увидела домик — любопытно: кто тут живет, хозяйничает в доме. Увидела медведей — испугалась, домой прибежала — обрадовалась, успокоилась, улыбнулась.
Педагог Женя предложила вам сказку. Попробуйте "показать лицом" состояние и чувства Маши, о которых она рассказывала. Молодцы! Хорошо вы рассказали сказку "лицом", мне все было понятно. Спасибо вам большое! Женя, а тебе понравилось?
Женя: Да, спасибо.
Педагог: Скажите, а кому из вас трудно было показать мимикой Машино состояние?
Света: Мне — нет.
Надя: Мне тоже — нет.
Саша: А я задумался, не смог показать, как Маша хозяйничает.
Лиля: Давай я тебе покажу: вот так.
Педагог: Все согласны? Покажите все Саше, кто как хозяйничает. (Показ детей.)
Саша: Мне понравилось, как показывала Женя.
Дикция
В процессе этого занятия, как и всех предыдущих, осуществлялось закрепление и совершенствование умений и навыков, полученных детьми на предыдущих занятиях.
Педагог: Послушайте, пожалуйста, скороговорку: Проворонила ворона вороненка.
Каким тоном я сказала эту фразу? Какие звуки я выделила голосом?
Коля: Вы очень грустным тоном сказали и выделили звук Р.
Педагог: Правильно. Я выделила звук Р. Назовите мне слова со звуком Р. четко произнося все звуки и выделяя звук Р.
Артем: Проворонила.
Света: Ворона, вороненка.
Педагог: Теперь все повторим скороговорку медленно и грустно (жаль ворону!). Повторим скороговорку весело, быстро (ворона нашла вороненка). Кто хочет повторить скороговорку с любым настроением, которое выберет?
Женя: Я хочу сказать, а дети пусть отгадают, с каким настроением я это сказала.
Коля: Женя сказала весело.
Света: Она как бы смеялась над вороной.
Женя: Правильно, я говорила насмешливо.
Педагог: Давайте все вместе скажем насмешливо, подразним ворону. Молодцы! Хорошо. Сейчас другое задание. Будем задавать вопрос от каждого слова по очереди и отвечать на него. Девочки задают вопрос, а мальчики отвечают, и наоборот.
Девочки: Ворона проворонила вороненка?
Мальчики: Ворона проворонила вороненка.
Девочки: Ворона проворонила вороненка?
Мальчики: Ворона проворонила вороненка.
Девочки: Ворона проворонила вороненка?
Мальчики: Ворона проворонила вороненка.
Педагог: Задание такое: произнесите эту скороговорку "по секрету" соседу по парте; затем умеренно, будто отвечаешь у доски; затем громко: ты стоишь внизу, а друг тебе задает вопрос с балкона 5-го этажа — ты отвечаешь ему так, чтобы он мог услышать.
Дети выполняют задание хором и поочередно.
Вторая часть занятия № 23
Составление фигур из спичек
Осуществляется: — закрепление и совершенствование умений и навыков в процессе составления геометрических фигур из определенного количества спичек; — самостоятельный поиск рациональных путей и средств решения учебной за-дачи на основе их предварительного обдумывания; — развитие творческой фантазии.
Материал: наборы спичек (без серы) для каждого ребенка; графические задачи, нарисованные на доске мелом или пред-ставленные в таблице.
Педагог: показывает детям таблицу с изображением трех треугольников.
Педагог: Посмотрите на эти фигуры. Чем они похожи? Чем отличаются?
Лиля: Это все треугольники: один маленький, другой больше, а третий еще больше.
Педагог: А чем они еще отличаются?
Саша: Стороны первого треугольника — одна спичка, стороны второго треугольника — две спички, а стороны третьего — три.
Педагог: объясняет задание только один раз.
Педагог: Сосчитайте, сколько понадобится спичек для первого треугольника; возьмите их (по одной спичке) из коробочки и выложите треугольник. Сосчитайте, сколько понадобится спичек для второго треугольника; возьмите их (по одной спичке) из коробочки и выложите треугольник. Затем проделайте то же самое для третьего треугольника. А теперь сравните свои работы с образцом, т. е. проверьте их. Расскажите, как вы составляли фигуры. Спички первых двух треугольников уберите в коробочку, сосчитайте, сколько у вас на столе осталось спичек.
Надя: Осталось девять спичек.
Педагог: Подумайте, как из девяти спичек сделать пять треугольников. Прежде чем вы приступите к работе, подумайте, как можно решить эту задачу.
См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.
В зависимости от индивидуальных способностей ребенка возможны два варианта: а) кто-то пытается выполнять задание, произвольно манипулируя всеми спичками; б) некоторые, определив последовательность выполнения действия, выкладывают фигуру.
В случаях затруднений отдельных учащихся при выполнении предложенного задания педагог предлагает детям, справившимся с заданием, помочь своим товарищам.
Педагог: Расскажите о своей работе так, чтобы поняли все, кто не справился с заданием.
Коля: Я сначала сложил треугольник, стороны которого две спички, а потом в середине выложил маленький треугольник.
Артем: Я сделал маленький треугольник, у сторон которого по одной спичке, а потом вокруг этого треугольника выложил треугольник побольше, у него стороны состоят из двух спичек.
Педагог: Как видите, эту задачу можно выполнить по-разному, двумя способами. Лида, посмотри, какое решение тебе понравилось?
Лида: Я не знаю, я сейчас попробую.
Педагог: Ребята, давайте поможем Лиде. Какой из способов более рациональный (быстрый, экономичный)?
Педагог: Теперь посмотрите на доску, сосчитайте, сколько спичек нужно добавить к тем, которые лежат у вас на столе, чтобы сделать вот такой грибок.
Саша: Ничего не нужно добавлять. У нас на столе 9 спичек, и грибок сделан из 9 спичек.
Педагог: Все согласны? Получится грибок из этого количества спичек?
Гера: Я думаю, да.
Педагог: Сделайте этот грибок и сравните с образцом, посмотрите, чтобы грибок был ровный, аккуратный.
Посмотрите друг у друга, какие получились грибочки.
Осталось немного времени. Сделайте из девяти спичек то, что хотите, самостоятельно.
Гера: Я сделал дом с окошком.
Катя: Я сделала лопатку.
Света: Я сделала лодку.
Итог занятия.
План проведения занятия № 24
Первая часть
Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)
Упражнения № 1.1; 2.4; 3.4; 3.5.
См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.
Развитие речевого дыхания
Упражнение № 15.
См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.
Развитие мимической выразительности (формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния)
Упражнение № 24.
См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.
Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)
Отработке подлежит согласный звук Рь.
На занятии используется скороговорка: Перепелка перепелят прятала от ребят.
Педагог — Какой звук я выделила голосом? — Произнесите этот звук, четко артикулируя. — Повторите слова со звуком Рь, которые вы запомнили. — Выделите голосом ударный звук в слове перепелка. — Произнесите скороговорку медленно, четко проговаривая каждый звук. — Произнесите скороговорку: высоким голосом — девочки, низким голосом — мальчики, и наоборот. — Произнесите скороговорку без голоса (одними губами), шепотом; умеренно; громко. — Произнесите скороговорку, делая ударение поочередно на каждом слове. — Теперь поочередно будем задавать вопросы от каждого слова: один задает вопрос — другой отвечает (с разной интонацией). (Остальные должны сказать, с какой интонацией прозвучал ответ.)
Вторая часть занятия № 24
Составление фигур из спичек
Цель: см. занятия № 20.
Задание 1. Выложите из спичек пароход по образцу.
См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.
Инструкция: — посмотрите внимательно на доску, определите, что на ней нарисовано; — посчитайте, сколько надо спичек, чтобы выложить верхнюю линию парохода, нижнюю линию парохода, боковые, трубу; — отложите нужное число спичек; — выложите пароход, сравните его с образцом.
Задание 2. а) Выложите из спичек оленя по образцу.
Инструкция: — посмотрите на доску, определите, что нарисовано; — сосчитайте, сколько спичек нужно, чтобы выложить туловище, голову, ноги, хвост, рога оленя; — отложите нужное число спичек; — выложите оленя, сравните с образцом.
б) Переложите 2 спички так, чтобы олень смотрел в другую сторону.
Задание 3. Подумайте, что можно сделать из этого количества спичек, и выложите любую фигуру.
По следам выполнения задания дети дают развернутый словесный отчет о своем замысле и способе его реализации.
Итог занятия.
План проведения занятия № 25
Первая часть
Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)
Упражнения № 1.1; 2.1; 3.1; 3.5.
См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.
Развитие речевого дыхания
Упражнение № 15.
См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.
Развитие мимической выразительности (формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния)
Упражнение № 25.
См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.
Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)
Отработке подлежит согласный звук Ч.
На занятии используется скороговорка: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Педагог: — Какой звук я выделила голосом? — Произнесите этот звук, четко артикулируя. — Повторите слова со звуком Ч, которые вы запомнили. — Выделите голосом ударный звук в слове черепаха. — Произнесите скороговорку медленно, четко проговаривая каждый звук. — Произнесите весело (порадуйтесь за черепаху: чай вкусный, с вареньем, и черепаха никуда не спешит). — Произнесите с осуждением (все давно выпили чай, а черепаха все сидит). Дети (поочередно) произносят скороговорку с различной интонацией, а остальные определяют, с какой интонацией она была произнесена. — Произнесите, делая ударение на словах: черепаха, не скучая, час. Дети (поочередно) задают вопрос от каждого слова, а отвечают хором (тихо — низким голосом, громко — высоким голосом и т. д.).
Вторая часть занятия № 25
Составление фигур из спичек
Материал: наборы спичек (без серы) для каждого ребенка, песочные часы, мел, доска.
См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.
Задание 1. Выкладывание из спичек бабочки по образцу.
Инструкция: — посмотрите внимательно на доску, определите, что на ней нарисовано; — посчитайте, сколько спичек понадобится, чтобы выложить верхние крылышки, нижние крылышки, усики; — отложите нужное число спичек; — выложите бабочку, сравните ее с образцом.
Задание 2. Выкладывание из спичек фигуры, похожей на ключ.
Инструкция: — посмотрите на доску, сосчитайте, сколько спичек понадобится, чтобы выложить фигуру, похожую на ключ; выложите фигуру; сравните ее с образцом; — переложите четыре спички так, чтобы получилось 3 квадрата.
Задание 3. Выложите из любого количества спичек портрет свой, своего друга или сказочного персонажа. Расскажите, какое настроение у изображенного лица.
По следам выполнения задания дети дают развернутый словесный отчет о своем замысле и способах его реализации.
Итог занятия.
План проведения занятия № 26
Первая часть
Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)
Упражнения № 1.1; 2.4; 3.2; 3.5.
См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.
Развитие речевого дыхания
Упражнение № 16.
См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.
Развитие мимической выразительности (формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния)
Упражнение № 26.
См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.
Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)
Отработке подлежит согласный звук Щ.
На занятии используется скороговорка: Щука проглотила щетку, Щетка ей щекочет глотку.
Педагог: — Какой звук я выделила голосом? — Произнесите этот звук, четко артикулируя. — Повторите слова со звуком Щ, которые вы запомнили. — Выделите голосом ударный звук в слове щука. — Произнесите скороговорку медленно, тщательно проговаривая каждый звук. — Произнесите, делая ударение на каждом слове поочередно. — Произнесите скороговорку с возмущением, весело, грустно. — Произнесите скороговорку с вопросительной интонацией.
Девочки: Щука проглотила щетку? (Шепотом.)
Мальчики: Щука проглотила щетку. (Громко.)
Девочки: Щука проглотила щетку? (Весело.)
Мальчики: Щука проглотила щетку. (Грустно.)
Девочки: Щетка ей щекочет глотку? (Возмущенно.)
Мальчики: Щетка ей щекочет глотку. (Жалобно.)
Девочки: Щетка ей щекочет глотку? (С любопытством.)
Мальчики: Щетка ей щекочет глотку. (Одними губами.)
Вторая часть занятия № 26
Работа с любыми головоломками типа "Монгольская игра", "Колумбово яйцо", "Волшебный круг" и др.
См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.
В процессе работы с головоломками у детей формируются и совершенствуются образное мышление, комбинаторные способности, практические и умственные действия.
Кроме того, у детей развиваются волевые качества: настойчивость, целеустремленность, произвольность деятельности.
При этом особое внимание уделяется воспитанию нравственных качеств. Совершенствуется умение давать развернутые учебные высказывания разной сложности. В процессе выполнения заданий с головоломками отрабатываются (закрепляются и совершенствуются) умения и навыки детей, полученные на всех предыдущих занятиях.
Итог занятия.
Занятие № 27
Первая часть
В первой части закрепляются и совершенствуются умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях.
Занятие проводится по плану (выбору) педагога и направлено на закрепление пройденного материала.
Вторая часть занятия № 27
Работа с любыми головоломками типа "Монгольская игра", "Колумбово яйцо", "Волшебный круг" и др.
(См. цели и задачи занятия № 26.)
Занятие № 28
Занятие проходит в виде конкурса, на который можно пригласить родителей, детей 1 класса, сотрудников.
Дети читают стихи, которые они приготовили самостоятельно или с участием воспитателей, заинтересованных родителей.
Занятие № 29; 30
Занятия проходят в виде игры КВН или "Что, где, когда?.."
Дети соревнуются в командах. Задания приготовлены педагогом по собственному выбору.
Примерный ход проведения игры КВН
Перед проведением игры, заранее, дети делятся на 2 команды, выбирают капитана, придумывают название для своей команды, а также свой девиз-приветствие, например: "Тише едешь —дальше будешь", "Смелость города берет" и т. п.
Помещение, где проходит игра КВН, украшено детскими рисунками. Жюри — родители, сотрудники.
1. Конкурс капитанов Один начинает читать скороговорку, пословицу, маленькое стихотворение, другой должен продолжить. (Например, 1-й: "От топота копыт..." 2-й: "...пыль по полю летит"; 1-й: "Мамаша дала Ромаше..." 2-й: "...сыворотку из-под простокваши" и т. д.)
Жюри оценивает конкурс.
2. "Домашнее задание" Одна команда разыгрывает пантомиму, другая как можно полнее рассказывает, о чем они догадались. Затем команды меняются ролями.
Жюри оценивает конкурс.
3. Кто больше? Участники обеих команд по очереди произносят пословицы, скороговорки, не повторяя сказанных.
Если произносится скороговорка, которую уже проговаривали, у команды снимается очко. Выигрывает команда, последней назвавшая четко и правильно скороговорку или пословицу. На этот конкурс отводится 5 минут.
Жюри оценивает конкурс.
4. Кто внимательнее и быстрее? (Игра-эстафета) Дети строятся друг за другом в две колонны, каждая команда — за своим капитаном. Доска делится на две части.
Каждый участник должен подбежать к доске, нарисовать одну геометрическую фигуру в заданной последовательности (например, круг — треугольник — квадрат), вернуться и передать эстафету другому. Побеждает команда, которая выполнит задание быстрее, аккуратнее, без ошибок.
Жюри оценивает конкурс.
5. Кто быстрее сложит? Командам даются танграмы, или треугольники, или палочки (увеличенные). Предлагается выложить любую фигуру. Побеждает команда, которая быстрее сложит фигуру, а затем расскажет о том, что сделано, и чья фигура окажется интереснее.
Жюри оценивает конкурс.
6. Черный ящик Вносится под музыку черный ящик. Дети из разных команд поочередно задают вопросы типа: "Это живое или нет?", "Это игрушка?", "Это большого размера или маленького?", "Какого цвета?", "Это съедобное или не съедобное?" и т. д.
Выигрывает команда, последней задавшая вопрос, который привел к правильному ответу.
Жюри оценивает конкурс и подводит итог игры.
Выигравшая команда получает приз и раздает участникам КВН и гостям конфеты, которые были в черном ящике.