Раздел II. Специальное коррекционное образовательное учреждение как дидактическая система
Обязательные задания
Задание 1. Заполните таблицу, вписав содержание особых образовательных потребностей детей в зависимости от вида первичного нарушения.
Таблица 8
Особые образовательные потребности детей с нарушениями различной модальности
Первичное нарушение | ООП |
дети с задержкой психического развития | |
дети с нарушениями интеллекта | |
дети с нарушениями слуха | |
дети с нарушениями зрения | |
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата | |
дети с нарушениями речи | |
дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения | |
дети с множественными нарушениями | |
дети с тяжелыми хроническими соматофизическими болезнями |
Задание 2. В схеме соедините стрелками факторы от которых зависят особые образовательные потребности ребёнка с нарушениями в развитии.
Факторы, определяющие особые образовательные потребности
ооп |
степень выраженности нарушения |
структуры дефекта |
степень тяжести первичного нарушения здоровья |
характера ребёнка |
возраст ребёнка |
социальный статус |
этническая принадлежность |
пол ребёнка |
Задание 3.Заполните блок-схему, вписав факторы определяющие выбор формы обучения для ребёнка с ОВЗ.
Факторы, определяющие выбор форм обучения ребёнка с ОВЗ
Задание 4.Заполните таблицу, отразив особенности реализации общедидактических принципов обучения в специальном образовании.
Таблица 9
Особенности реализации общедидактических принципов обучения в специальном образовании
Принцип обучения | Особенности реализации в СКОУ |
объективности, научности | |
связи теории с практикой | |
последовательности и систематичности | |
доступности при необходимой степени трудности | |
наглядности | |
активности обучаемых | |
прочности усвоения знаний |
Задание 5.Заполните пропуски в названиях принципов специального образования, раскроите суть каждого принципа.
Принципы специального образования
Задание 6. Заполните блок схему, на основе соотношение понятий «Технология обучения», «методы обучения», «приемы обучения», «средства обучения». Впишите перечисленные понятия в блок схему.
Соостношение понятий методи и технология обучения
Задание 7.В зависимости от диагноза ребёнка, определите наиболее оптимальную форму обучения для него в СКОУ.
Таблица 10
Выбор форм обучения для детей с ОВЗ
диагноз | Форма обучения |
ДЦП, нарушение интеллекта | |
ЗПР | |
Тотальная потеря зрения, тугоухость | |
Нарушение интеллекта, снижение остроты зрения, глухота |
Задание 8. Согласно традиционной классификации методов обучения, определите специфику применения методов данной группы в специальной (коррекционной) школе.
Таблица 11
Специфика применения методов обучения в специальной (коррекционной) школе
Группа методов | Виды методов | Специфика применения |
словесные | ||
практические | ||
наглядные | ||
Задание 9.Оцените формы обучения, применяемые в специальном образовании, отметьте достоинства и недостатки каждой из форм.
Таблица 12
Анализ форм обучения
Задание 10.Классифицируйте средства обучения, применяемые в специальном образовании. Соедините названия средств обучения с блоками, в каждом блоке впишите название групп средств обучения.
Таблица 13
Группы средств средства обучения
обучения
Задание 11.Определите содержательные аспекты антропологического и деонтологического принципов, на которых основывается система подготовки педагогов-дефектологов. Соедините стрелками принципы с их содержанием.
Антропологический принцип |
Деонтологический принцип |
Формирование и интеграция знаний о человеке при отклонениях в развитии |
Формирование личностно-профессиональных качеств |
Система взаимодействия личностно-профессиональных качеств и профессиональных компетенций |
Формирование профессиональных компетенций |
Внутридисциплинарная конкретизация знаний применительно к конкретной предметной области специальной педагогики |
Формирование и интеграция знаний о человеке и его социализации в норме |
Задание 12. Определите систему компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности педагога-дефектолога.
Профессиональные компетентности педагога-дефектолога
Дополнительные задания
Задание 1. Прочитайте статью Н.Н. Малофеева «Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка», заполните таблицу, отразив основные направления современных исследований в области ранней коррекционной помощи.
Таблица 14
Современные тенденции в системе ранней коррекционной помощи
Ф.И. исследователя | Направления и достижения исследований |
Шматко Н.Д., Новикова О.А. | |
Разенкова Ю.А. | |
Стребелева Е.А. | |
Баенская Е.Р. | |
Плаксина Л.И. | |
Чиркина Г.В. |
Задание 2. Прочитайте статью Гончаровой Е.Л., Кукушкиной О.И. «Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии»:
- составьте блок-схему раскрывающую значение реабилитации средствами образования;
- заполните пирамиду потребностей ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Потребности ребёнка с ОВЗ
Задание 3.Проанализируйте статью Я.А. Коменского «Основы легкости обучения и учения» выдержанную из сочинения «Великая дидактика», соотнесите принципы обучения, выделенные автором с современной классификацией общедадиактических принципов. В серое поле таблицы впишите название современного принципа обучения.
Таблица 15
Принципы обучения
Задание 4.Проанализаруйте статью С.В. Лауткиной «Сочетание различных методов в коррекционном обучении с учетом типологических особенностей учащихся», определите какие группы методов будут доступны и эффективны при организации учебного процесса с каждой группой учащихся выделенных автором. Запишите краткую характеристику каждой группы учащихся.
Таблица 16
Выбор методов обучения с учетом типологии учащихся
Задание 5. Определите эффективные методы коррекционно-развивающего обучения при работе с детьми имеющими нарушения интеллекта, на основе анализа статьи Аксёновой А.К. и Якубовской Э.В. «Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках», заполните таблицу.
Таблица 17
Специфика применения методов обучения при работе с детьми имеющими нарушения интеллекта
метод | специфика применения |
Задание 6. Изучение современные компьютерные обучающие и развивающие программы для детей, как средство технического обучения. Составьте рейтинг компьютерных программ, дайте их характеристику.
Таблица 18
Рейтинг компьютерных обучающих программ
Название компьютерной программы | Цель программы | Описание программы | Способствует развитию каких ВПФ |
Задание 7. Разработайте курс факультативных занятий, для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Таблица 19
Курс факультативных занятий для детей с ОВЗ
Название факультатива | |
Категория детей (определите вид ведущего нарушения в развитии) | |
Возраст | |
Цель | |
Задачи | |
Период проведения | |
Формы организации работы | |
Применяемые методы | |
Количество часов в год | |
Примерное содержание тем занятий |
Задание 8. Ознакомьтесь проектом «Профессиональный стандарт педагога», разработанный в 2012 году Институтом развития образования. На основе общих требований к педагогу сформулируйте требования к педагогу-дефектологу, учитываю специфичность работы в системе специального образования с детьми с нарушенным развитием. Заполните таблицу.
Таблица 20
Профессиональный стандарт дефектолога
Содержание профессионального стандарта | Требования к педагогу-дефектологу |
1. обучение | |
2. воспитательная работа | |
3. развитие | |
4. профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в специальном образовании |
Задание 9. Прочитайте статью Е.М. Лысенко «Профилактика профессиональных деформаций у дефектологов: психолого-педагогический аспект», анализируя материал представленный в статье заполните таблицу-инструкцию, для предупреждения профессиональной деформации педагога-психолога.
Таблица 21
Профессиональные деформации педагогов специального образования
факторы профессиональной деформации | признаки профессиональной деформации | Способы профилактики профессиональной деформации |