Тема 1. правописание безударных гласных
ОРФОРГАФИЯ
Учебно-методическое пособие
Екатеринбург 2015
УДК
ББК
Рецензенты:
Веснина Л.Е.
Русский язык: Орфогрфия: учебно-методическое пособие пособие / Л.Е. Веснина ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2015. – 40 с.
Учебно-методическое пособие содержит теоретический и практический материал по некоторым темам из раздела русского языка «Орфография». Предназначен для проведения занятий со студентами УрГПУ, изучающих курсы «Русский язык», «Русский язык и культура речи», «Практикум по языку».
Рекомендовано Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» в качестве учебного издания (номер решения
© ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015
© Веснина Л.Е., 2015
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ.. 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4
ТЕМА 1. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА.. 5
1.1. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова................ 5
1.2. Чередование гласных в корне слова. 6
ТЕМА 2. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц . 8
2.1. Гласные после шипящих. 8
2.2. Гласные после Ц.. 9
ТЕМА 3. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК.. 11
ТЕМА 4. ПРАВОПИСАНИЕ Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.. 14
ТЕМА 5. СЛИТНОЕ, РАЗДЕЛЬНОЕ, ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ 15
ТЕМА 6. Н и НН В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ 20
ТЕМА 7. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ, СОЮЗОВ И ЧАСТИЦ.. 25
7.1. Правописание предлогов. 25
7.2. Правописание союзов 26
7.3. Правописание частиц (слитное, раздельное; не и ни) 27
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ОРФОГРАФИИ.. 33
ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ОРФОГРАФИЯ». 38
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 39
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Язык – важнейшее национальное достояние. Поэтому выпускник педагогического университета обязан владеть современным русским литературным языком в различных сферах его функционирования, в письменной и устной разновидностях.
Данное учебное пособие составлено в соответствии с программой «Русский язык» (Педагогическое образование, профиль «Математика»), раздел «Орфография». Программа курса «Русский язык» составлена с учетом специфики русского языка как особой лингвистической дисциплины, приоритетами которой являются, во-первых, поддержка, защита и охрана русского языка, во-вторых, учет практических потребностей языковой личности в области текстопорождения и текстопонимания, в-третьих, пробуждение языкового самосознания и речевой рефлексии говорящих и пишущих.
Представляемый курс имеет четко выраженную профессионально практическую направленность, поскольку грамотный специалист – это не только профессионал своего дела, но и человек, владеющий родным языком на высоком уровне.
Основная цель данного курса – помочь студенту в совершенстве усвоить систему современного русского языка и овладеть его нормами - орфоэпическими, орфографическими, лексико-грамматическими и пунктуационными.
Задачи курса:
- дать представление о системе языка, его роли в обществе, соотношении языка и речи, о русском национальном языке и его подсистемах;
- сформировать у студента четкое представление о структуре языка: взаимосвязи и взаимообусловленность всех языковых уровней;
- сформировать у студента все виды лингвистической зоркости;
- повысить уровень грамотности в области русского языка, а также посредством изучения родного языка повысить уровень их общей культуры, уровень гуманитарной образованности и гуманитарного мышления.
Программа курса ориентирована на одновременное формирование у студентов трех видов компетенции: языковой, коммуникативной (речевой) и общекультурной – с акцентом на языковой компетенции.
Теоретический материал и практические задания,предлагаемые в данном учебном пособии, закрепляют и расширяют знания студентов, полученные в области русского языка в школе в разделе «Орфография». Материалы, предлагаемые в учебно-методическом пособии, имеют целью повторить и систематизировать знания студентов по некоторым темам орфографии.
После каждого теоретического блока дана система упражнений на закрепление материала. В конце изучения тем из блока «Орфография» студенты пишут итоговый тест и диктант.
ТЕМА 1. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
В КОРНЕ СЛОВА