Тема 1. правописание безударных гласных

ОРФОРГАФИЯ

Учебно-методическое пособие

Екатеринбург 2015

УДК

ББК

Рецензенты:

Веснина Л.Е.

Русский язык: Орфогрфия: учебно-методическое пособие пособие / Л.Е. Веснина ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2015. – 40 с.

Учебно-методическое пособие содержит теоретический и практический материал по некоторым темам из раздела русского языка «Орфография». Предназначен для проведения занятий со студентами УрГПУ, изучающих курсы «Русский язык», «Русский язык и культура речи», «Практикум по языку».

Рекомендовано Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» в качестве учебного издания (номер решения

© ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015

© Веснина Л.Е., 2015

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ.. 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

ТЕМА 1. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА.. 5

1.1. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова................ 5

1.2. Чередование гласных в корне слова. 6

ТЕМА 2. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц . 8

2.1. Гласные после шипящих. 8

2.2. Гласные после Ц.. 9

ТЕМА 3. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК.. 11

ТЕМА 4. ПРАВОПИСАНИЕ Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.. 14

ТЕМА 5. СЛИТНОЕ, РАЗДЕЛЬНОЕ, ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ 15

ТЕМА 6. Н и НН В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ 20

ТЕМА 7. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ, СОЮЗОВ И ЧАСТИЦ.. 25

7.1. Правописание предлогов. 25

7.2. Правописание союзов 26

7.3. Правописание частиц (слитное, раздельное; не и ни) 27

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ОРФОГРАФИИ.. 33

ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ОРФОГРАФИЯ». 38

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 39

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Язык – важнейшее национальное достояние. Поэтому выпускник педагогического университета обязан владеть современным русским литературным языком в различных сферах его функционирования, в письменной и устной разновидностях.

Данное учебное пособие составлено в соответствии с программой «Русский язык» (Педагогическое образование, профиль «Математика»), раздел «Орфография». Программа курса «Русский язык» составлена с учетом специфики русского языка как особой лингвистической дисциплины, приоритетами которой являются, во-первых, поддержка, защита и охрана русского языка, во-вторых, учет практических потребностей языковой личности в области текстопорождения и текстопонимания, в-третьих, пробуждение языкового самосознания и речевой рефлексии говорящих и пишущих.

Представляемый курс имеет четко выраженную профессионально практическую направленность, поскольку грамотный специалист – это не только профессионал своего дела, но и человек, владеющий родным языком на высоком уровне.

Основная цель данного курса – помочь студенту в совершенстве усвоить систему современного русского языка и овладеть его нормами - орфоэпическими, орфографическими, лексико-грамматическими и пунктуационными.

Задачи курса:

- дать представление о системе языка, его роли в обществе, соотношении языка и речи, о русском национальном языке и его подсистемах;

- сформировать у студента четкое представление о структуре языка: взаимосвязи и взаимообусловленность всех языковых уровней;

- сформировать у студента все виды лингвистической зоркости;

- повысить уровень грамотности в области русского языка, а также посредством изучения родного языка повысить уровень их общей культуры, уровень гуманитарной образованности и гуманитарного мышления.

Программа курса ориентирована на одновременное формирование у студентов трех видов компетенции: языковой, коммуникативной (речевой) и общекультурной – с акцентом на языковой компетенции.

Теоретический материал и практические задания,предлагаемые в данном учебном пособии, закрепляют и расширяют знания студентов, полученные в области русского языка в школе в разделе «Орфография». Материалы, предлагаемые в учебно-методическом пособии, имеют целью повторить и систематизировать знания студентов по некоторым темам орфографии.

После каждого теоретического блока дана система упражнений на закрепление материала. В конце изучения тем из блока «Орфография» студенты пишут итоговый тест и диктант.

ТЕМА 1. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

В КОРНЕ СЛОВА

Наши рекомендации