Основные методы психокоррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в разв (3).

1.Арттерапия –совокупность методик, построенных на применении различных видов искусства, используемых в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений ребенка с проблемами в R осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностн R.

Термин «арттерапия» - (арт – искусство, терапия – лечение (коррекция)).

Арттерапия – корр воздействие с помощью искусства; классический психоаналитический метод.

Сущностьарттерапии состоит в терапевтич и корр воздействии и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческдеят-ти; выведении переживаний, связанных с ней во внешнюю форму через продукт художест деят-ти, а так же создании новых позитивных переживаний, порождение креативных потребностей и способов их удовлетворения.

Виды:

1)Изотерапия (лечебн возд-е средствами искусства: рисование; лепка из глины, пластилина, соленого теста; декоративно-прикладное искусство (работа с природн материалом);

2)Библиотерапия (леч возд-е чтением): сказкотерапия.

3)Имаготерапия (возд-е через образ, через театрализацию): драматич постановка, кукольн театр.

4)Музыкотерапия (возд-е через восприятие музыки, пение): слушание музыки; пение; игра на муз инструм.

5)Кинезиотерапия (терапия через танец).

Функции Арттерапии:

1)Катарсистическая (очищающая); искусство очищает, улучшает настроение. 2)Регулятивная (регуляция психо-соматических процессов). Можно повысить или понизить давление, дыхание; активировать или снизить активность; моделирование положительного психо-эмоц состояния.

3) Коммуникативно-рефлексивная (обеспечение коррекции нарушения общения, форм-е адекватного поведения, адекватн самооценки и т.д.).

2.Игротерапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использов-м игры.

3.Анималотерапия (от англ. animal— животное) - созданный реальной жизнью метод оказания психологич помощи через взаимод-е с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).

Возм-ти испол-я артерапевт методик в работе с детьми с ОВЗ.

1. Дети с недоR (УО): (арттерапия чаще исп-ся с легк УО)

- музыкотерапия испол-ся широко, часто в сочетании с др методами (коррекц ритмика напр.); музыка не требует умств активности, а влияет на эмоц состояние, настроение ребенка; поддержание энергетического тонуса. Использ-ся широко музыкоцветотерапия – восприятие визуальных картин в определенной цветов гамме (влияет на функцион состояние организма, на психику, снимает стресс);

- изотерапия (требует умств активности; образного восприятия; умение видеть картину целостной). Чаще применяется с легк УО в средндошк возраста. Дети легко взаимодействуют с песком, глиной, водой,. Могут рисовать пальчиком, раскатывание, разминание, скручивание (R творческ потенциала, интереса к познанию);

- кинезитерапия (двигат терапия). Широко используется, но дети плохо понимают инструкции. Полезно в плане навыков самоорганизации. Это помогающая технология в волевой регуляции;

- имаготерапия(театрализация, кукольн театр). - библиотерапия. Испол-ся широко при понимании обращенной речи. Сказка – это всегда отражение опыта поколений. Она формирует нравст иммунитет (что правильно, неправильно, как надо себя вести, как не надо).

2. Дети с ЗПР.Используем активнее изотерапия, инструментальную музыку, психогимнастику. То, что недоступно с детьми с УО, можно применять с детьми с ЗПР (напр, крупотерапия).

3. Дефицитарное (с нар зрения, слуха, речи, ОДА).Для детей с нар зрения изотер становится не сред-м, а целью (сложно использ-ть). Можно активно использ музыкотерапию; имаготерапию со спец технологиями; сказкотерапия. Не использ-ся кинезотерапия, т.к. нарушена ориентировка в пространстве.

Дети с наруш слуха. Можем использ-ть изотерапию (работа с песком); так же работа с песком использ-ся в сказкотерапии; игро-драматизации; кукольн театр с учетом слухов возм-ей и уровня R речи ребенка.

Дети с наруш ОДА. Изотерапия (редко), использ-ся при сохранном движении рук; музыкотерапия (самое доступное); сказкотерапия при условии сохранного интеллекта; имаготерапия с учетом наруш двигат дефекта.

Дети с наруш речи. Изотерапия; имаготерапия (драматизация); музыкотерапия.

4.Дети с наруш по типу ассинхронии (дисгармоничное и искаженное (РДА)). Подходит изотерапия, музыкотерапия (с 3 и 4 гр аутизма чаще). Ребенку трудно общаться с людьми, а через музыку очень даже хорошо. Проявляются способности, самовыражение. Менее активно использ-ся библиотерапия. Одинаковых детей с РДА не бывает. Нужен индивидуальный подход. Психопатии. Все арттерапии помогают и используются, но в большей степени имаготерапия.

. Основные методы психкорр работы с детьми, имеющми проблемы в развитии

Игротерапия

Игротерапия — наиболее популярный метод, используемый в работе с детьми, так как ближе всего отвечает задачам развития.

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры:

моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, исследование их ребенком и его ориентировка в этих отношениях;

изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного Я в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций;

формирование наряду с игровыми отношениями реальных отношений, т.е. равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития;

организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение;

организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний, обеспечение осознания их благодаря вербализации и, соответственно, осознания смысла проблемной ситуации в целом и формирования ее новых значений;

формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой комнате.

Арттерапия

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. Расширение возможностей самовыражения и самопознания в искусстве, по сравнению, например, с игрой, связано с продуктивным характером искусства — созданием эстетических продуктов, объективирующих в себе чувства, переживания и способности ребенка, облегчающих процесс коммуникации с окружающими людьми.

Различают следующие виды арттерапии в зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта: рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, драматерапия, музыкотерапия и др.

Различают директивную арттерапию, где задача перед ребенком ставится прямо: задается тема рисунка, производится руководство поиском лучшей формы выражения, оказывается помощь в рисовании. Такая форма арттерапии применяется в случаях страхов, фобий, тревожности. В недирективной арттерапии ребенку предоставляется свобода как в выборе самой темы, так и в выборе формы ее выражения. Психолог эмоционально поддерживает ребенка, при необходимости технически ему помогает. Эта форма арттерапии применяется в случаях низкой самооценки, негативного искаженного образа.

В сравнении с другими психокоррекдионными методами, например широко распространенной в работе с детьми игротерапией, арттерапия имеет свои преимущества при тяжелых эмоциональных нарушениях, при низком уровне развития у ребенка игровой деятельности, несформированности коммуникативной компетентности.

В результате применения арттерапевтичееких методов в коррекционной работе с детьми можно обеспечить эффективное эмоциональное отреагирование, придать ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы; облегчить процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей; развивать произвольность и способность к саморегуляции, осознанию ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний. Арттерапия существенно повышает личностную ценность, содействует

формированию позитивной Я-концепции и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

4.Тренинг. Метод поведенческого тренинга направлен на обучение ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, на повышение уровня «исполнительской компетентности» в отношении определенных ситуаций взаимодействия и общения с социальным окружением, предметным миром. Сторонники поведенческого тренинга как метода групповой работы с детьми исходят из предположения о том, что причиной значительной доли трудностей ребенка является отсутствие у него соответствующих навыков. Элементы метода поведенческого тренинга находят широкое применение в коррекционной работе с детьми и их родителями в организации научению новому, более эффективному по сравнению со старым, поведению; в приеме последовательного перехода от игровых ситуаций к условным и реальным жизненным ситуациям в ходе тренинга поведения и, наконец, в приеме «домашних заданий», используемом в основном при работе с родителями.

Метод тренинга личностного роста направлен, соответственно, на сферу личностного развития, причем предметом воздействия здесь выступают не столько индивидуально-личностные проблемы детей, сколько нормативно-возрастные проблемы и задачи их развития. Таким образом, тренинг личностного роста может рассматриваться как форма не только коррекционной, но и общеразвивающей и профилактической работы.

В ходе такого тренинга решаются следующие задачи:

овладение социально-психологическими знаниями;

развитие способности познания себя и других людей;

формирование положительной Я-концепции».

Познание подростком себя происходит в ходе групповой работы через соотнесение себя с другими, через восприятие себя другими (посредством обратной связи), через результаты собственной деятельности, через восприятие своего внешнего облика и внутренних переживаний.

5.Психогимнастика. Психогимнастика относится к невербальным методам групповой психотерапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. В ходе занятий дети изучают различные эмоции, обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям. Основная цель здесь — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал, хотя вербальное выражение детьми своих чувств поощряется ведущим.

6. Метод социальной терапии. Метод социальной терапии — это метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия, признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением — как взрослыми, так и сверстниками. Метод социальной терапии обеспечивает, во-первых, удовлетворение потребности личности в социальном признании и, во-вторых, формирование адекватных способов социального взаимодействия у детей с низким уровнем коммуникативной компетентности.

Этот метод основан на возрастных перемещениях ребенка, позволяющих регулировать статус ребенка в группе и направленно регулировать относительную успешность его деятельности. Например, относительное повышение успешности непопулярного, «изолированного», «пренебрегаемого» ребенка путем перевода его в группу более младших детей, понижение статуса относительной успешности путем перевода в группу более старших детей может быть рекомендован для коррекции личностного развития детей-«звезд» с эгоистической направленностью, авторитарными тенденциями и проявлениями агрессивности в поведении.

При реализации методов социальной и статусной психотерапии необходимо соблюдать следующие правила:

• Их применение возможно только тогда, когда другие методы оказались неэффективными или в случаях, когда требуется экстренное психологическое вмешательство.

• Необходимо тщательно выяснить причины трудностей ребенка. • Обязательное согласование вопроса о возрастных перемещениях ребенка с администрацией детского учреждения, педагогами и родителями. • Обоснование возрастных перемещений для самого ребенка: перевод в младшую группу может стать для ребенка дополнительной психотравмой, поэтому необходимо объяснить ему его так называемый новый статус — «помощник взрослого».

Групповая форма психокоррекционной работы находит широкое применение в решении самых различных трудностей психического развития ребенка, а также при профилактической и общеразвивающей работе.

Наши рекомендации