Первые опыты обучения аномальных детей. Роль выдающихся французских педагогов
и врачей в становлении специального образования (XVIII-XIX вв.)
Развитие специального образования во Франции имеет уникальную историю. Талантливые и инициативные специалисты этой страны в конце XVIII столетия начали обучать детей и подростков с сенсорными и интеллектуальными нарушениями, целенаправленно создавая глубоко продуманное методическое обеспечение, и сумели добиться значительных успехов. Имена французских исследователей и педагогов-практиков, прямо или косвенно связанных со специальным образованием, - Я. Р. Перейры, Ш. де Л'Эпе, Р. Сикара, В. Гаюи, Л. Брайля, Ф. Пинеля, Ж. Эскироля, Ж. Итара, Э. Сегена, Д. Бурневиля, А. Бине, Т. Симона, - составляют гордость мировой науки. К сожалению, их активная деятельность, снискавшая общемировую известность на ранних этапах формирования науки и практики, не послужила основанием для триумфального развития специального образования в стране в последующие годы. Однако это не умаляет значимости вклада французских педагогов и ученых - представителей педагогики, психологии и медицины - в становление специального образования не только во Франции, но и во всем мире.
Немалую роль в утверждении гуманного подхода к людям и просто к страдающему человеку сыграли события Великой французской буржуазной революции, а также передовые идеи философов-просветителей (Д. Локка, М. Ф.А. Вольтера, Д.Дидро, Э. Б. Кондильяка, Ж.Ж. Руссо). Принятие «Декларации прав человека и гражданина» (1789) содействовало утверждению особого, по сравнению с другими странами, отношения к человеку, к личности, и в том числе к людям с ограниченными возможностями, забота о которых возлагалась на государство.
Первые мероприятия по оказанию специализированной помощи людям с ограниченными возможностями были связаны с обучением детей, имеющих нарушения слуха. В 1760 г. отлученный от церкви богослов Шарль Мишель де Л'Эпе (1712-1789) предпринял попЫТКУ обучения двух неслышащих девочек. Действенный последов агельный интерес к проблеме повлиял на решение педагога-гуманиста открыть первую частную школу для неслышащих детей, которая впоследствии получила название Парижский национальный институт глухих. Оптимальной основой для обучения таких детей де Л' пе признал язык жестов, Т.е. мимический метод.
Свои педагогические идеи он отразил в книге «Обучение глухонемых посредством методических знаков» (1776). Автор отдавал предпочтение мимическому, жестов ому методу обучения, справедливо полагая, что он наиболее естествен для детей, лишенных слуха, позволяет им полноценно общаться, наиболее полно выражая свои мысли и чувства. Вместе с тем педагог был убежден, что для умственного развития глухих детей следует использовать, помимо жестов, и другие речевые средства - словесную речь (в основном письменную), а также ее устную и дактильную формы.
Будучи приверженцем воззрений Ж. Ж. Руссо, де Л'Эпе последовательно воплощал в своей работе принцип «естественности», «природосообразности», полагая, что развитие чувств и ощущений ребенка играет важную роль в формировании его личности. Цель обучения он видел в совершенствовании природных задатков и способностей глухого, в подготовке к труду и жизни в обществе (Андреева Л.А., 2005). Педагог стремился воспитывать неслыIащих детей полезными членами общества, ставя перед собой задачу умственного и нравственного их воспитания (Зайцева г.л., 2004).
Мимический метод, предложенный де Л'Эпе, продолжал совершенствовать и методически развивать его ученик и последователь Рене Сикар (1742-1882), который возглавил институт после смерти своего учителя. Он дополнил систему жестов «мимическими знакаМИ», что позволило передавать жестами сложные лексические и грамматические категории французского языка. Им бьти созданы разновидности жестов для обозначения предметов окружающей действительности и отвлеченных понятиЙ.
Примерно в 1850 г. врач Парижского национального института глухих Александр Бланше приступил к обучению неслышащих детей оральным методом (Басова А. г., Егоров С. Ф., 1984). В отличие от мимического этот метод строится исключительно на использовании словесных средств общения. Бланше удалось организовать в некоторых общеобразовательных школах обучение глухих и интегрированHыe классы для слабослышащих. Несмотря на очевидный положительный результат этого эксперимента, такие классы просуществовали недолго и были закрыты в связи с изменениями в руководстве образованием в стране, а также из-за недостаточности финансирования.
Опыты обучения незрячux бьти предприняты педагогом Валентином Гаюи (1745-1822): на свои личные средства и в собственном доме он организовал в 1784 г. в Париже школу для незрячих. Первым его учеником стал 7-летний Франсу~ де Лезюер, затем к нему добавились еще 11 беспризорных. Вскоре дневная школа Гаюи насчитывала 24 ученика. Мальчики и девочки занимались вместе. Педагог ввел в программу обучения чтение, письмо, «шифрование», рукоделие и ремесла, а для некоторых, проявлявших способности воспитанников, - игру на музыкальных инструментах (музицирование).
для обучения слепых детей чтению и письму педагог разработал первый рельефно-линейный (тактильный) шрифт - «унциал), получивший название от латинского слова, означающего «по длине равный одной УНцИИ». Шрифт состоял из крупных ровных букв, выдавленных рельефом на плотной бумаге. И хотя данная разновидность рельефного шрифта бьта основана на буквах латинского алфавита, незрячие ученики получили уникальную возможность читать книги.
Гаюи самостоятельно сконструировал немало приборов для слепых, а также матрицы для изготовления наглядных пособий, географических карт и глобусов. Этому мастерству он обучал и своих воспитанников.
Именно ему принадлежала идея создания книг для слепых. Во многих своих статьях он постоянно указывал на значимость чтения для незрячих, без чего в их уме образуется «только беспорядочная груда смутных понятий и представлений,). Несмотря на личные материальные затруднения, Гаюи построил при школе типографию и напечатал несколько книг: «Трактат О воспитании слепых детей», «Краткая французская грамматика», «Учебник латинского языка». По разработанным В. Гаюи пособиям и по его книгам слепые долгие годы, вплоть до изобретения рельефного шрифта Луи Брайлем, учились чтению.
О достижениях самоотверженного педагога-практика сообщалось на страницах печатных изданий. Число его воспитанников увеличивалось, и школа уже не помещалась в доме Гаюи. Ему пришлось собирать средства для расширения помещения, предпринимая для этого все возможные усилия. Он демонстрировал успехи своих учен и ков в публичных местах, перед членами французской академии, в благотворительных обществах и просто на улицах и бульварах. На собранные средства ему удалось открыть школу для 30 слепых детей на улице Сен Виктор, получившую впоследствии название «Парижский Королевский Институг слепых».
В 1786 г. педагог продемонстрировал достижения своих лучших учеников королю Людовику XVI И его приближенным. Увиденное поразило царственную особу, и В. Гаюи получил разрешение на создание Национального институга слепых детей (1791 г.) и бьт назначен его директором. Дневная школа преобразовалась в учебное заведение интернатного типа; все учащиеся (120 человек) получили государственную стипендию. Программа обучения традиционно включала три составляющих: академические дисциплины, различные ремесла, игру на музыкальных инструментах - клавесине, клавикордах, фортепиано. Большое внимание уделялось хоровому пению.
Последовавшие политические события не позволили педагогу продолжать свою деятельность. В 1800 г. по приказу тогда еще перв0ГО консула Наполеона Бонапарта институт для слепых детей был закрыт под предлогом экономии средств, а его воспитанники переведены в богадельни.
В ]803 г. В.Гаюи пришлось покинуть Францию.
«Предложения Гаюи об организации специального образования незрячих последовательно отвергались правительством Наполеона, Бурбонами в период реставрации, Третьей республикой, и не были поддержаны обществом».