Особенности разработки и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в адаптивной физической культуре
(Ростомашвили Л.Н. Педагогическая практика по специализации «Адаптивное физическое воспитание»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2006. – 68 с.)
При разработке и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий целесообразно соблюдать ряд следующих методических требований:
1. Содержание коррекционных подвижных игр и эстафет должно быть доступным, достаточно управляемым, адекватным возрасту, уровню интеллектуальных способностей, состоянию психофизических и двигательных возможностей детей конкретной нозологической группы.
2. Наряду с решением задач рекреативного характера необходимо решать такие задачи, как: коррекция нарушенных психических функций (мышления, памяти, восприятия и др.), коррекция психоэмоционального состояния, коррекция навыков пространственной ориентировки, коррекция скованности движений, двигательных нарушений, перенос сформированных двигательных навыков на уроках АФВ в игровую деятельность, развитие мелкой моторики рук, согласованности действий, формирование навыков общения, познавательной деятельности, укрепление и оздоровление всего организма ребенка, содействие воспитанию морально-волевых качеств, повышению двигательной активности, умению управлять своими эмоциями, содействие социализации, интеграции и многое др.
3. Необходимо соблюдать принципы: адекватности и оптимальности педагогических воздействий; постепенности увеличения физической нагрузки по мере овладения простыми двигательными навыками; коммуникативной и коррекционно-компенсаторной направленности. Не является исключением и принцип педагогического оптимизма, основывающийся на современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого ребенка, независимо от его особенностей и ограниченных возможностей, быть включенным в образовательный процесс. В связи с этим в рекреативных (физкультурно-оздоровительных) мероприятиях могут принимать участие все желающие дети, независимо от степени нарушенных функций, в этом случае используется принцип индивидуального и дифференцированно! о подхода (варьирование способов передвижений, заданий оценки участников).
4. Подвижные игры и эстафеты следует чередовать с паузами для отдыха, направленными на снятие психоэмоционального напряжения, которые можно заполнить заранее подготовленными музыкально-хореографическими выступлениями учащихся школы (гостей праздника), чтением стихов о спорте, выступлением солистов, духового оркестра школы и т.п. Пауза для отдыха проводится примерно через каждые 2 эстафеты (игры).
5. Важно тщательно осуществлять подбор средств, методов и методических приемов, организационных форм проведения спортивных мероприятий, способствующих повышению эффективности мероприятий, самореализации участников и раскрытию их творческого потенциала.
6. Целесообразно заранее разработать систему вербального и невербального общения с участниками в процессе спортивного праздника. Следует определить ориентиры (звуковые, осязательные, световые, вибрационные, визуальные и пр.), обеспечивающие ребенку уверенность при выполнении двигательного действия (при передвижениях). Перед началом спортивного праздника ознакомить участников с используемыми ориентирами.
7. Необходимо разработать условия определения победителей, систему стимулирования двигательной активности каждого участника.
8. Следует адаптировать подвижные игры и эстафеты к возможностям конкретной категории детей с учетом особенностей их развития. Предусмотреть меры предупреждения травматизма в процессе спортивного праздника.
10. Важно обеспечить квалифицированную страховку, помощь и
сопровождение в процессе спортивного праздника.
12. Целесообразно проявлять творчество в разработке и реализации программы.
Примерная структура спортивного праздника «Весёлые старты» для учащихся начальной школы:
• открытие: парад и построение участников, приветствие участников соревнований (выступление директора школы, гостей);
• две эстафеты или подвижные игры средней интенсивности;
• пауза для отдыха - показательные выступления спортсменов школы или гостей праздника;
• комбинированная эстафета или подвижная игра высокой интенсивности;
• пауза для отдыха - стихи или загадки о спорте, выступление солистов, танцевальных коллективов и пр.;
• две эстафеты или подвижные игры низкой интенсивности, направленные на снятие психофизической нагрузки;
• показательные выступления танцевальных коллективов, солистов и пр. Можно организовать массовый танец с привлечением болельщиков, воспитателей, родителей.
• закрытие праздника: построение участников, подведение итогов, торжественное награждение и организованный выход из спортивного зала.