Тема 9. Управление стрессами для предупреждения конфликтов
Понятие и природа стресса, его сущность. Причины и источники стресса. Виды стрессов: хронический, острый, физиологический и психологический. Факторы, вызывающие стресс: организационные, внеорганизационные, личностные. Фазы развития стресса: мобилизация, дезадаптация, дезорганизация. Влияние темперамента на состояние стресса. Профилактика стрессов в производственных ситуациях. Приемы выхода из стрессовых ситуаций. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения. Контроль эмоциональной сферы: охлаждение эмоций (приёмы: «зеркало», «устранение недопонимания», «глухая оборона», «словарь принца», «язык действий», «корректное выслушивание» и др.), контроль раздражений (приёмы; «заземление», «переключение», «выход чувств», «очищение», «проецирование», и т.д.). Эмоциональная культура педагога. Влияние эмоциональных состояний педагога на эффективность профессиональной деятельности. Роль профессионального самосознания педагога в эмоциональной саморегуляции. Эмоциональная саморегуляция педагога в структуре психической саморегуляции. Способы эмоциональной саморегуляции: аутогенная тренировка, релаксация, суггестивные средства оптимизации состояния, эмоционально-волевая саморегуляция, дыхательные упражнения, профилактика эмоциональной напряженности.
Планы практических занятий
Практикум 1.
1. В группах по 3-4 человека обсудитьположительное и отрицательное воздействие конфликта
2.Анализ конфликтной ситуации.
Рассмотрение конкретных конфликтов, конфликтных ситуаций. Выделение морфологических единиц (конфликтанты, предмет конфликта, зона разногласий, представления конфликтантов, их действия). Определение динамики развития конфликта. Анализ конфликта в логике В.А.Смехова.
3.Определение стратегии, стилей поведения в конфликте
Проведение индивидуальной психодиагностики стратегии поведения в конфликте: избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество (Томас–Килмен). Обсуждение преимуществ и недостатков каждого из способов реагирования.
Общая характеристика стиля поведения. Индивидуальный стиль поведения в конфликте: партнёрский, прагматический, психозащитный, доминантный, контактный, самоутверждающийся..
Практикум 2.
1.Исследование собственных иррациональных верований, перевод их содержания в рациональные верования.
2.Используя метод РЭТ для изменения эмоциональной и поведенческой реакции сопроводить анализ конфликтной ситуации сокурсника.
Практикум 3.
Демонстрация (по запросу одного из студента) работы психолога-консультатнта с внутриличностными конфликтами клиентов, а именнодиалога с частями собственной личности (субличностью). Напротив стула, на котором сидит клиент («горячий стул») располагается пустой стул, на который сажают воображаемого собеседника. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествить себя с различными частями своей личности, используя алгоритмы психосинтеза Ассаджиоли.
Практикум 4.
1.Проведение ролевой игры по противостоянию двух команд «соперников» (руководители—подчиненные, администрация—профсоюз, ученики—учителя, продавцы—покупатели, отцы—дети и т.д., в зависимости от целевой аудитории), когда каждый из участников команды после группового обсуждения общего списка претензий предъявляет личную претензию представителю противоположной команды. При ответе на претензию учитывается как решение вопроса, так и эмоциональные составляющие этого процесса.
2.Исследовать с помощью рефлексии методические приемы, как помогающие проанализировать требования оппонентов друг к другу, выявить интересы сторон, выбрать эффективную стратегию поведения, подготовить предложения, направленные на принятие интегративного решения, так и мешающие.
Практикум 5.
1. Ролевая игра«Напои туземца». Исследование смысловых рассогласований как конфликтогена в логике А. Эллиса, рефлексия переживаний, вызванных смысловыми рассогласованиями.
Особое внимание уделяется осознанию психологической множественности и субъективности трактовки практически любой ситуации, когда каждый из участников видит ее только со своей точки зрения. Для этого вполне подходит работа в небольших группах по интерпретации содержания притчи (в качестве материалов для интерпретации вполне подойдет книга Н. Пезешкиана «Торговец и попугай»). Анализируется неоднозначность понимания описанной ситуации и необходимость прояснения других возможных взглядов на нее.
Практикум 6.
Просмотр и обсуждение фильма «Эксреримент». Выявление феноменов межгруппового конфликта.
Практикум 7.
1.Разрешение педагогических ситуаций и действия в ней. Анализ конфликтов.
2.Контрольное тестирование по основным темам первого модуля.
Практикум 8.
1. Исследование контекстов собственных проявлений интолерантности.
2.Исследование уровня коммуникативной толерантности по методике В.В.Бойко.
3.Развивитие навыков толерантности за счет трансформации крайних интолерантных проявлений в толерантные.
Практикум 9.
1. Анализ в тройках черт личности педагога, являющиеся субъективными предпосылками конфликта, и на доске строится классификация так называемых «конфликтных личностей» (демонстративная, ригидная, неуправляемая, сверхточная, бесконфликтная и целенаправленно конфликтная).
2. Обсуждение того, какие профессиональные деформации и профессиональные кризисы педагога являются конфликтогенами.
3. Рассмотрение конфликтностипедагога в логике структуры личности в трансактном анализе Э. Берна. Понятие трансакции и их типы. Основные характеристики Родителя, Взрослого, Ребёнка. Алгоритм трансактного анализа конфликта.
Практикум 10.
1.Контрольное тестирование по основным темам второго модуля.
2.Отработка технологии разрешения конфликтов по переводу эмоционального содержания конфликтной ситуации на объективированный уровень.
Практикум 11.
1. Знакомство с принципами составления картографии конфликта. Анализ картографий конфликтов.
2.В малых группах разработать рекомендации по управлению конфликтом и сопоставить с содержанием рекомендаций Вердебера.
3. Вопросы для группового обсуждения в малых группах по технологии разрешения конфликтов:
-опишите эпизод конфликта, недавно пережитого вами. Как вы вели себя и как вел себя другой человек? Каков результат? Как вы себя чувствовали тогда? А сейчас? Можно ли было разрешить конфликт и прийти к лучшему результату?
-вспомните недавно пережитый конфликт, который вам удалось удачно разрешить. Какого типа был этот конфликт? Каков был стиль вашего поведения? Как вел себя человек, с которым был конфликт? В чем ваше поведение соответствует рекомендациям по преодолению конфликта? Что бы вы изменили, если бы могли переиграть ситуацию?
Практикум 12.
1. Знакомство с содержанием метода Декартовых координат для разрешения конфликтов.
2.Выполнить упражнение «Диаграмма ответственности » (по Р.СМИД «Групповая работа с детьми и подростками», М.: 2000)
Практикум 13.
1.Проведениеролевой игры на тему «День приема руководителя по личным вопросам», когда к «руководителю» организации приходят по личным конфликтным вопросам и претензиям «сотрудники». При анализе игры очень важно обратить внимание группы как на вербальные, так и на невербальные проявления конфликтного поведения (молчание, взгляд, поза, мимика, тон речи, резкие возражения в разговоре, прозвища, устный и письменный спор и все другие особенности манеры обращения и общения). Кроме этого, результатом анализа может быть подведение итогов, касающихся негативных и, самое главное, возможных позитивных следствий каждой анализируемой ситуации для той и другой стороны взаимодействия. Обратить внимание на то, что именно во взаимодействии способствует снятию эмоционального напряжения, а что еще более его увеличивает. Соотнести произошедшее взаимодействие с принципами конструктивных переговоров, с конструктивными и неконструктивными способами решения конфликтов.
2. Рассмотрение ситуации переговоров с ограниченными ресурсами и претензиями сторон друг другу. Тема переговоров формулируется исходя из специфики и интересов группы. Важно обратить внимание на разграничение интересов и позиций сторон, четкость их формулировок. Исследовать произошедшее через обобщающую схему конструктивных и неконструктивных способов ведения переговоров.
3.Исследование как невербальных аспектов переговоров(эмоции, язык жестов),так и вербальных аспектов переговоров(выяснение интересов, аргументаций, противостояние манипуляциям).
Для этого - проведениеролевой игры на отработку навыков медиации. Например, сюжетом ролевой игры может быть ситуация, когда двое сотрудников отказываются совместно участвовать в проекте (или супруги не желают продолжать совместную жизнь). Задача руководителя (консультанта) — решить эту ситуацию, применяя необходимый алгоритм: выслушивание одной стороны, повторение этой точки зрения другой стороной, затем проведение этой же процедуры с точкой зрения другой стороны, прояснение руководителем совпадений точек зрения, нахождение общего и решение конфликта. Анализ результатов игры предполагает обращение к техникам установления контакта, активного слушания и аргументации, что позволяет всем участникам в полной мере понимать точку зрения коллег.
Практикум 14.
1.Отработка способов контроля эмоционального состояния в конфликтной ситуации и приемов саморегуляции с помощью моделирования в виде ролевой игре ситуации межличностного взаимодействия в педагогическом конфликте, а также межличностных претензий.
2. Фиксация на том, что с точки зрения личностного научения и развития именно «отрицательные» эмоции являются самым «положительным» и информативным фактором. Ситуации, в которых возникают такие эмоции, — это ситуации, к которым человеку нужно подойти наиболее внимательно.
Практикум 15.
1.Освоить техники цивилизованно противостоять нападению и манипуляции: техники психологического самбо (бесконечное уточнение, внешнего согласия, или «наведения тумана», испорченной пластинки, английского профессора), информационный диалог.
2. Выполнить упражнения :"Права человека",«Я сделал бы это, если бы мог, но.. »., «Я веду себя уверенно, если…» на развитие уважения к вашим основным правам и правам другого человека по(С.Бишоп «Тренинг ассертивности», С-Пб., 2001 г).
Практикум 16.
1. Исследовать уровень собственных психологических защит с помощью методики определения индекса жизненного стиля - профессора.И.Вассермана
2. Исследовать собственные копинг-стратегии.
Практикум 17.
1.Отработка технологий работа с собственными негативными эмоциями: страхом, гневом, обидой, разочарованием в логике саногенного( позитивного) мышления.
2.Рефлексия реально происшедшего конфликта. Этот вариант предполагает, что студенты находятся в относительной психологической безопасности, поскольку сюжет конфликта и поведение участника не становятся предметом обсуждения в группе. Информацией, имеющей конфиденциальный характер, участники обмениваются в диадах или в тройках, состав которых они могут контролировать.
Практикум 18.
1. Отработка навыков приведения себя в ресурсное состояние, управления рабочим стрессом, экологии критики.
2.Контрольное тестирование по основным темам третьего модуля.
Самостоятельная работа
Конфликт и манипуляция.
1. Выявить конфликтные паттерны в трансактной психологии, используя работу Э. Берна. Игры, в которые играют люди. – СПб., 1997. – с. 33 - 61
2. Проанализировать возникновение причин конфликта с позиций трансактной психологии.
3. Сравнить модели поведения актуализатора и манипулятора в конфликте, отметить позитивное и негативное в моделях поведения манипулятора и актуализатора по работе Эверетта Шострома » Анти- Карнеги или человек – манипулятор»
4. Выявить манипулятивное поведение учителей и учеников; обозначить актуализированные подходы в работе учителя; формы школьного ловкачества учеников, систему манипуляций учителей, с помощью которых они защищаются, ( по работе Эверетта Шострома » Анти- Карнеги или человек – манипулятор»).
5.Изучить авторскую концепцию “цивилизованного” поведения цивилизованно противостоять нападению и манипуляции, представленную в книге Е.В. Сидоренко “Тренинг влияние и противостояния влиянию”, СПБ, 2001
6.Изучить вербальные и невербальные проявления уверенности и неуверенности по учебно-методическому пособию для психологов О.А.Мальцевой «Формирование и развитие ответственного поведения у тинейджеров как основа психопрофилактики аддикций», Тюмень: ТОГИРРО, 2002.– 96 с.
7.Исследовать возможные рассогласования по смыслам, используя вопросник А.П. Егидеса.
8. Написать оду своему иррациональному верованию.
9. Освоить и представить в отчетах следующие технологии разрешения конфликтов:
10. Составить круг собственных субличностей. Провести диалог с частями собственной личности (субличностями) - агрессивными пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог с собственным чувством, например со страхом, частями или органами собственного тела, с воображаемым значимым для клиента человеком. Напротив стула, на котором сидит клиент («горячий стул») располагается пустой стул, на который сажают воображаемого собеседника. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествить себя с различными частями своей личности, используя алгоритмы психосинтеза Ассаджиоли.
11. Составить картографию конфликта.
12.Использование метода РЭТ для изменения эмоциональной и поведенческой реакции( анализ собственной конфликтной ситуации)
13.Проаналировать реальный собственный конфликт по следующим аспектам: выявление мотивации оппонентов, оценке приоритетов, оценке соотношения ресурсов конфликтующих сторон, обоснованию выбора стратегии взаимодействия, выработке взаимовыгодных предложений, разработке запасных вариантов.
14.Изучить собственные разрушающие переживания, губительное мышление.
15. Проанализировать реальный собственный переговорный процесс по следующим аспектам: изложение своей позиции,насколько были ассертивны спор, защита своих прав, просьба, отказ.
16.Подобрать и обосновать батарею тестов для определения профессионально-значимых качеств личности педагога, обеспечивающих конструктивное взаимодействие.
17. Провести самодиагностику:
- диагностика социальной эмпатии Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.21-23
- зкспресс-диагностика устойчивости к конфликтам / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.211-212
- диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. С.486-490.
18. Определение стратегии дискуссионного поведения.
19. Диагностика тактики ведения переговоров.
20. Выделите и обоснуйте законы конфликтологии по Паркинсону.
21. Подобрать и обосновать методики для диагностики внутриличностных, межличностных конфликтов и конфликтов в организациях.
22. Работа с собственными негативными эмоциями: страхом, гневом, обидой, разочарованием в логике саногенного( позитивного) мышления.
23. Выделить ключевые положения в таких первоисточниках, как
a) В. С, Мерлин Развитие личности в психологическом конфликте.
b) Б. И. Хасан Природа и механизмы конфликтофобии
c) М.М.Рыбакова.Особенности педагогических конфликтов. Разрешение педагогических конфликтов
d) Е. Мелибруда Поведение в ситуации конфликта.
e) Дж. Г. Скотт/Выбор стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации
f) К. Хорни Базисный конфликт
g) используя Хрестоматию по конфликтологии.
24. Исследовать собственные стратегии при манипулировании и различных ситуаций нападения внешнего мира. Используя психологический тренажер для психологического самбо и информационного диалога (аппарат для тренировки психологических реакции) при манипулировании и различных ситуаций нападения.
25. Создайте дайджест (краткий – до 5 страниц, структурированный, хорошо упакованный пересказ основного содержания, который в дальнейшем может использовать на практике другой человек) первой главы книги книги Фишера Р.,Юри Ф. «Путь к согласию или Переговоры без поражения» на тему «Позиционный и принципиальный подходы в переговорах». Раскройте содержание каждого из принципов Гарвардского проекта по переговорам.