Монодические лады

Монодические лады Гармонические лады
1. Носитель функции – отдельно взятый звук. 1. Носитель функции – в первую очередь аккорд. Тоника – консонирующее созвучие (мажорное или минорное трезвучие).
2. Неоктавные (функция звука не повторяется в других октавах). 2. Октавные (функция повторяется в других октавах).
3. Количество ступеней непостоянно, различно. 3. Количество ступеней строго определенно.
4. Связь тонов только мелодическая. 4. Два типа связи: а) мелодическая; б) гармоническая (T, S, D).

Одно из важнейших свойств монодического лада – это способность тоники смещаться с одного тона на другой. Любое ритмоинтонационное подчеркивание способно выделить тон как тонику.

Группа стабильных семиступенных ладов сложилась в практике полифонического многоголосия. Их звукорядам присвоены названия древних греческих ладов. Каждый из этих ладов имеет строго фиксированную интервальную структуру.

Всего существует семь семиступенных ладов, звукоряды которых можно найти на белых клавишах фортепиано. Эти лады делятся на лады мажорного и минорного наклонения.

К ладам мажорного наклонения относятся 3 лада: ионийский, лидийский, миксолидийский. Ионийский лад совпадает с натуральным мажором, лидийский отличается IV высокой ступенью, миксолидийский – VII низкой.

К ладам минорного наклонения относятся 4 лада: эолийский, дорийский, фригийский, локрийский. Эолийский лад совпадает с натуральным минором, дорийский отличается от него VI высокой ступенью, фригийский – II низкой, а локрийский – двумя низкими ступенями – II и V.

Пентатоника – это звукоряд из пяти ступеней, использующий максимально возможное (в пределах темперированного строя) количество бесполутоновых сочетаний.

Ступени в пентатонике расположены по б.2 и м.3. В зависимости от начального звука, в состав пентатоники входят либо одна м.3 и три б.2, либо две м.3 и две б.2.

Наибольшее распространение получили два вида пентатоники, в основе которых лежат мажорное и минорное трезвучия, образующиеся на первых ступенях этих ладов.

Приложение к теме «Аккорды»

Трезвучия и их обращения.

Вид аккорда Трезвучие Секстаккорд Квартсекстаккорд
Мажорный м.3 ч.4 б.3
б.3 м.3 ч.4
Минорный б.3 ч.4 м.3
м.3 б.3 ч.4
Уменьшенный м.3 ув.4 м.3
м.3 м.3 ув.4
Увеличенный б.3 ум.4 б.3
б.3 б.3 ум.4

Септаккорды.

Вид септаккорда Трезвучие в основании Добавленная терция
Большой мажорный Б53 (б.3 + м.3) б.3
Малый мажорный Б53 (б.3 + м.3) м.3
Большой минорный М53 (м.3 + б.3) б.3
Малый минорный М53 (м.3 + б.3) м.3
Полууменьшенный Ум.53 (м.3 + м.3) б.3
Уменьшенный Ум.53 (м.3 + м.3) м.3
Увеличенный Ув.53 (б.3 + м.3) м.3

Наши рекомендации