Технологии и средства мультимедиа

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОЕКТА:

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ /

РАЗРАБОТКА ИДО РУДН[94]

В последние десятилетия в аппаратном обеспечении образовательного процесса выделяется семейство электронно-вычислительных средств, характерной особенностью которых является возможность обработки и представления информации различных типов. К числу таких средств, получивших название средств мультимедиа, следует отнести аналоговые и цифровые устройства для записи и воспроизведения звука, фото и видео изображений. В силу того, что такие средства имеют особое значение для развития общего среднего образования, целесообразно рассмотреть их отдельно.

Внедрение в массовую образовательную практику средств мультимедиа способствует появлению программных средств и их содержательного наполнения, разработке новых методов обучения и технологий информатизации профессиональной деятельности педагогов.

Так, например, появление средств мультимедиа, позволяющих хранить, обрабатывать и воспроизводить видеофильмы, привело к созданию компьютерных программ, используемых в обучении и содержащих фрагменты видеофильмов, демонстрируемых школьникам. Это, в свою очередь, породило новые методические сценарии проведения уроков, на которых ученики, работая с компьютером, часть учебного времени посвящают просмотру видеоматериалов, важных с точки зрения задач обучения. Да и сами видеоматериалы качественно изменились, благодаря использованию в соответствующих средствах мультимедиа.

Понятие «мультимедиа» используется в нескольких значениях. Мультимедиа - это:

– технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

– информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

– компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

– компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

– особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графика), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыка, видеофрагменты, анимация и т. п.).

Таким образом, в широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью дидактического воздействия на пользователя, выступающего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем.

Благодаря одновременному воздействию графической, звуковой, фото- и видеоинформации средства мультимедиа обладают большим психо-эмоциональным и информационно-коммуникационным потенциалом. Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одной из самых широких областей применения технология мультимедиа стала сфера образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа, способны существенно повысить эффективность обучения.

Неуклонно возрастает перечень наименований мультимедиа средств. Так, если в первом издании российского справочника по
CD-ROM и мультимедиа, изданном в 1995 году, названо всего 34 экземпляра мультимедиа-продуктов образовательного назначения, в издании 1996 года таких продуктов было 112, в начале 1998 года их число перевалило за 300, то сейчас этот список содержит несколько тысяч наименований. Безусловно, эти показатели не отражают точной картины обеспеченности средствами мультимедиа, но однозначно свидетельствуют о неуклонном росте числа создаваемых и используемых средств мультимедиа

Средства и технологии мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышение мотивации к учению за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких как:

– «манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной информацией;

– контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации;

– реализация анимационных эффектов;

– деформирование визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);

– дискретная подача аудиовизуальной информации;

– тонирование изображения;

– фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения «под лупой»;

– многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана;

– демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).

В настоящее время созданы мультимедийные учебные и справочные пособия, энциклопедии и хрестоматии по многим учебным дисциплинам, разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.

Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности школьников и способствовать повышению их мотивации.

Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа-средств. (Интерактивность означает наличие условий для учебного диалога, одним из участников которого является средство ИКТ.) Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: ученики могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Обучаемые могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа-технологий.

Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, таких как: изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды; звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; видео, сложные видеоэффекты; анимации и анимационное имитирование.

Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые предпочитают учиться посредством чтения, другие ‒ посредством восприятия на слух, третьи ‒ посредством просмотра видео, и т. д.

Использование мультимедиа позволяет школьникам работать с учебными материалами по-разному ‒ человек сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности средств информатизации, и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Работая с мультимедиа-средствами, школьники могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более правильному восприятию.

Применение мультимедиа может позитивно сказаться сразу на нескольких аспектах учебного процесса. Так, мультимедиа способствует:

1. Стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;

2. Повышению мотивации учащихся;

3. Развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;

4. Развитию у учащихся более глубокого подхода к обучению, к обеспечению понимания изучаемого материала.

Итак, развитие современных мультимедиа-средств позволяет реализовывать образовательные технологии на принципиально новом уровне, используя для этих целей самые прогрессивные технические инновации, позволяющие предоставлять и обрабатывать информацию различных типов[95].

Наши рекомендации