Принцип связи теории с практикой
Основой данного принципа является главное положение классической философии, согласно которому жизнь, практика – критерий истины, источник познавательной деятельности. Правильно организованное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной деятельности. Эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность. Прочность связи обучения с жизнью зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени отводимого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся.
Среди принципов нет главных и второстепенных. Принципы требуют реализации не поочередно, не в линейной последовательности, а все сразу, одновременно, параллельно, комплексно. Все принципы взаимосвязаны между собой – требования одного переплетаются с требованием других. Они выполняют направляющую функцию – указывают пути достижения качественных результатов обучения. Принципы нормируют возможности, усилия и результаты, если они не нарушаются.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте сущность системообразующего принципа природосообразности.
2. Какие принципы входят в систему общепризнанных?
3. В чем сущность принципа сознательности и активности?
4. В чем сущность принципа наглядности?
5. В чем сущность принципа систематичности и последователь-ности?
6. Раскройте сущность принципа доступности.
7. В чем сущность принципов научности, связи теории с практикой; эмоциональности?
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Понятие содержания образования трактуется по-разному. Традиционно под содержанием образования понимается первоначально отчужденный от учеников так называемый опыт человечества, который передается им для усвоения. Классики советской дидактики И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин под-черкивали: «Главная социальная функция образования – передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей»1. Упомянутая функция лежит в основе конструирования содержания образования значительной части концепций, учебных программ и учебников. Содержание образования в данном случае представляет собой специально отобранный для усвоения учениками объем знаний, умений и навыков.
Конкретное содержание образования зависит, прежде всего, от контингента учащихся: младшие школьники или старшеклассники, дошкольники или студенты. Цели, а потом и содержание образования в каждом случае специфичны. И если контингент уже известен, то в зависимости от цели определяется конкретное содержание образования и обучения.
Возможен такой пример: учащиеся обычной общеобразовательной школы изучают иностранный язык, имея цель научиться читать и переводить иностранный текст со словарем. В другой, специализированной школе, цель уже иная: научить свободно общаться на иностранном языке. Естественно, в этих школах обучение одному и тому же предмету имеет неодинаковое содержание, так как цель обучения изначально разная.
Из содержания образования вытекает содержание обучения. Содержание образования имеет разные функции для ученика и для преподавателя. Для учащихся оно выполняет информационно-коммуникативную функцию.
Это значит, что именно из содержания образования и обучения они черпают новую информацию о явлениях и предметах окружающего мира, о развитии материального и идеального мира, принципах, понятиях и законах науки и т. д. В процессе усвоения и освоения содержания образования уча-щиеся овладевают формами и способами взаимодействия, способами общения и коммуникативной культуры.
Для преподавателя характерна предметно-инструментальная функция содержания. Для него содержание – это средство умственного воспитания и развития учащихся, формирование у них ценностного отношения к миру, выработки интеллектуальных и практических навыков, управления познавательной деятельностью учащихся, посредством содержания (т. е. инструмента) преподаватель приводит в систему предыдущие знания учащихся, из хаотического нагромождения слепков, копий и фрагментов познаваемого мира он организует систему о нем.
Какой учебный материал необходимо включить в содержание образования? Чем, какими принципами и другими исходными положениями надо руководствоваться при отборе этого материала?
Педагоги прошлых времен в решение этого вопроса шли от здравого смысла: один материал понадобился в жизни, другой – пригодится, третий и вовсе необходим. С этой позиции выдвигались теории формального и материального образования.
Сторонники формального образования Д. Локк (Англия), И. Г. Песта-лоцци (Швейцария), И. Кант (Пруссия) считали, что у учащихся нужно развивать познавательные способности: мышление, умение рассуждать, память и т. д., так как источником знания является разум. Считается, что «многознанье уму не научает», то есть овладение фактическими знаниями не так важно для развития ума. Наоборот, гуманитарное, классическое образование и особенно древние языки являются лучшим средством развития ума.
Дидактический материализм (Я. В. Коменский, Г. Спенсер) основ-ной целью школы определяет передачу учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Я. А. Коменский много лет посвятил работе над учебником, в который хотел поместить все знания, необходимые для учащихся. Подобная энциклопедическая модель обучения пользовалась особой популярностью среди педагогов ХIХ в. и сохранилась до сих пор вместе с одной из насущных проблем – перегрузкой учеников излишней информацией.
Дидактический прагматизм(от греческого pragma – дело, действие) (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер). Образование есть непрерывный процесс реконструкции опыта. Источник содержания образования – не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика. Содержание образования представляется в виде междисциплинарных систем знаний, освоение которых требует от учеников коллективных усилий по решению поставленных проблем, практических действий, игровых форм занятий, индивидуальной самостоятельности.
Дидактический прагматизм исходил из признания практической пользы обучения. Обучение должно удовлетворять индивидуальные потребности ученика. Ему необходимо заниматься только теми видами деятельности, которые он и его родители считают нужными или которые он может одолеть по своим способностям. В школах, где принят такой подход, детей учат практическим навыкам – готовить еду, шить, приобщают к рукоделию, учат уходу за садом, огородом, дают простые ремесленнические навыки и т. д. Подобное содержание обучения чаще всего избирают в специальных школах для инвалидов, умственно отсталых детей.
Вокруг этих простых и полезных знаний и умений концентрируются общие знания и умения. Но ими овладевают не все.
Содержание начального образования составляет основу для всестороннего развития учеников, формирования их мышления, познавательных интересов, подготовки к продолжению образования и будущей трудовой деятельности. Содержание образования отражает как текущие, так и перспективные потребности общества и отдельных людей. Именно личные и общественные потребности в наибольшей степени формируют содержание. Свои взгляды на то, каким должно быть содержание образования в младшей школе, имеют все – от мам и самих учеников до министров, академиков и членов правительства. Среди причин, обуславливающих формирование содержания начального обучения, выделяются:
– цели образования;
– социальные и научные достижения;
– общественные потребности;
– личные потребности;
– педагогические возможности и др.
Требования к содержанию обучения в начальной школе определяются государственной стратегией. В ней прослеживается два аспекта – национальный и общечеловеческий. В государственных документах определены общие основы содержания школьного образования: гуманизация, интеграция, дифференциация, направленность на всестороннее развитие личности и формирование гражданина, научная и практическая значимость, соответствие сложности образования возрастным возможностям, широкое применение новых информационных технологий.
Особое внимание уделяется гуманизации содержания. Приоритетная роль в гуманизации школы принадлежит языковому и литературному (словесному) образованию, эстетическому воспитанию, человековедческим курсам, позволяющим детям лучше познать себя и окружающий мир.
Разработка содержания образования основывается на государственном стандарте общего среднего образования. Государственный стандарт отражает общественный идеал образования вместе с реальными возможностями системы образования.
Государственный стандарт включает:
– базовый учебный план общеобразовательной средней школы, который дает целостное представление о содержательном наполнении по годам обучения и его структуре,
– образовательные стандарты в целом для школы и для всех учебных предметов, как содержательная конкретизация целей общеобразовательной подготовки,
– государственные требования к минимальному уровню усвоения содержания общего среднего образования для каждой ступени обучения (начальной, основной и старшей школы).
Согласно государственному стандарту, содержание обучения в целом и содержание каждого предмета состоит из двух частей – инвариантного (неизменяемого) ядра + и вариантной части – оболочки, которая систематически обновляется и пересматривается.
В начальном звене образования направлено на всестороннее развитие детей и полноценное овладение всеми компонентами учебной деятельности. Поэтому при его формировании учитываются: последовательность и перспективность; потенциальные возможности для решения проблем обучения, воспитания, развития; достаточность по длительности и частоте влияний на конечные результаты; возможности организации деятельности учеников на различных уровнях сложности.
Принципиально важно достичь фундаментальности начального образования. По критериям ЮНЕСКО, результаты начального образования на 80 % относятся к обязательным. Поэтому базовый компонент начального образования (его инвариантная часть) не зависит ни от региональных особенностей, ни от природного окружения.
Особенности современной школы – интеграция знаний о развитии окружающего мира и общества. У детей рано складывается своя «картина мира». При всем своем несовершенстве она имеет важное преимущество – целостность. С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. Межпредметные связи, которые носят эпизодический характер, не могут решить эту проблему.
Чтобы устранить барьеры между предметами, их объединяют вокруг главных понятий или тем. Это позволяет рассматривать предмет с разных сторон, раскрывать все его взаимосвязи. Можно гораздо лучше использовать анализ, синтез, сравнение, объединение. Появляются интегрированные курсы, построенные на основе слияния двух-трех предметов.
Дифференцированный подход к построению содержания образование служит обязательным принципом.
Содержание образования может изменяться в зависимости от типа школы, региональных и других особенностей. Существуют различные учебники для массовых школ, прогимназий, авторских школ. Разные учебные программы и учебники для одаренных детей и тех, кому обучение дается с трудом, но с обязательным сохранением инвариантной части.
Кроме дифференциации внешней (на уровне содержания предметов и различных способов организации их усвоения) используется дифференциация внутренняя.
Она предполагает дифференцированное содержание учебного материала (задания разной степени сложности).
Содержание учебного процесса имеет разную структуру изложения: линейную, концентрическую, спиральную и смешанную.
Линейная структура – отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, один раз.
Концентрическая – предполагает возвращение к изученным знаниям. На первых ступенях обучения даются элементарные представления. По мере роста познавательных возможностей и накопления знаний они расширяются.
Спиральная структура – ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно углубляют и расширяют круг связанных с ней знаний. В спиральной структуре нет перерывов и одноразовости.
Смешанная структура– комбинация линейной, концентрической, спиральной структур.
Таким образом, содержание начального образования составляет основу для всестороннего развития учеников, формирования их мышления, познавательных интересов, подготовки к продолжению образования и будущей трудовой деятельности. Оно должно формироваться на основе государственного стандарта. Общие основы содержания школьного образования: гуманизация, интеграция, дифференциация. Наиболее распространенными являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания. Распространение получили два подхода к оформлению содержания – материальный и формальный.
Итак, основные принципы конструирования содержания образования (по П. И. Пидкасистому):
– соответствие содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества;
– учет единства содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает представлен-ность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана;
– структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школь-ника, предполагающее взаимную уравновешенность, пропорцио-нальность и гармонию компонентов содержания образования.
Элементы содержания
Содержание начального образования складывается из отдельных элементов (компонентов). Определяющим элементом являются знания. Знания – отраженные в сознании ученика представления, факты, суждения, понятия. Знания могут быть обыденными и научными. Первые накапливаются в процессе жизни, вторые формируются в результате целенаправленного обучения и самообучения. Знания ребенка связаны с речью. Знает он то, что умеет сказать, объяснить своими словами.
Неотделимы от знаний умения. Умение – это знание в действии. Оно определяется в овладении совокупностью определенных операций – способов осуществления действий. Умения делятся на: умственные и практические. В процессе обучения ученик овладевает большим числом умений : общеучебных, специальных (вычислительных, речевых), игровых, трудовых, спортивных, эстетических, моральных. Общеучебными являются, например, умения планировать свою учебную деятельность, работать с книгой, выделять главное, анализировать, сравнивать, запоминать изученное, осуществлять самоконтроль и т. п.
После многократных повторений умения превращаются в навыки.
Навык – это умение, доведенное до автоматизма. Некоторые умения должны превращаться в устойчивые навыки (навык правильного и быстрого чтения, а некоторые умения в навыки не переходят никогда (решение нестандартных задач)).
Следующим компонентом содержания является опыт творческой деятельности. Это система общих способов мышления и учебной деятельности, опыт эмоционального, нравственного, эстетического отношения к окружающей действительности. Овладевая им, ученик научается:
– переносить ранее усвоенные знания и умения на новую область, в новую ситуацию;
– обобщать несколько ранее изученных способов в один;
– понимать проблемные задания. Находить способы их решения.
Следует отметить, что данный элемент в начальной школе реализуется не в полном объеме.
Не в полном объеме реализуется еще один элемент – опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, деятельности, научным знаниям, моральным нормам, идеалам (по причине того, что не хватает времени).
Педагоги предпочитают больше говорить о целенаправленном воспитательном влиянии содержания обучения и школьных предметов.
Каждый из них представляет широкие возможности для воспитания здорового способа жизни, культуры поведения, гражданских и всех других качеств личности.
Учебные планы и программы
Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах)
Учебный план – это документ, определяющий:
1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;
2) полный перечень предметов, изучаемых в начальной школе;
3) распределение предметов по годам обучения;
4) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;
5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета.
В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, намеченные цели, победившая концепция формирования содержания. Он разрабатывается на основе требований государственного стандарта.
В современных учебных планах общеобразовательных школ Республики Беларусь все изучаемые предметы подразделяются на три группы:
– предметы обязательные (базовый компонент);
– предметы по выбору учащихся (дифференцированный компонент);
– предметы, изучение которых определяется советом школы (школьный компонент).
На основе учебного плана составляют учебные программы по предметам. Учебная программа содержит:
1) объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учеников, рекомендуемых формах и методах обучения;
2) тематическое содержание изучаемого материала;
3) ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов;
4) перечень основных элементов содержания;
5) указания по реализации межпредметных связей;
6) перечень учебного оборудования и наглядных пособий;
7) рекомендуемую литературу.
В связи с тем, что процессы дифференциации углубляются, разраба-тываются альтернативные варианты учебных программ. Решение о введении дифференцированных программ и создание классов с углубленным или, наоборот, облегченным изучением предмета принимают школьные советы.
Как же разрабатываются учебные программы? Исторически сложилось два способа их построения: концентрический и линейный.
При концентрическом (от лат. сoncentrum – центр, средоточие) способе построения программ материал данной ступени обучения в более усложненном виде проводится на следующих ступенях обучения.
Концентризм в школьном образовании неизбежен: он обусловлен необходимостью учета возрастных особенностей учащихся, хотя несколько замедляет темпы обучения.
Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что материл каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы. Этот способ дает значительную экономию времени и применяется при разработке программ в средних и старших классах.
Конкретное содержание учебного материала раскрывается в учебниках и учебных пособиях. В них изучаемый материал по каждому предмету расчленяется на отдельные темы и дается его фактическое изложение. Кроме того, в учебниках содержатся указания, относящиеся к организации учебной работы школьников, материал для тренировочных упражнений.
К современному учебнику предъявляются очень высокие требования. Он должен обеспечивать сознательное и активное участие школьников в процессе обучения, полное освоение учебного материала. В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:
1. Мотивационную (создание стимулов, формирование интересов и позитивного отношения к работе);
2. Информационную;
3. Контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предпола-гает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков;
Хороший учебник должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к содержанию обучения: представлять интерес для учащихся, по возможности быть кратким, доступным, хорошо иллюстрированным, эстетически оформленным, одновременно стабильным и мобильным. В соответствии с требованием стабильности учебник должен иметь устойчивую основу. Мобильность обеспечивает возможность быстрого введения новых знаний без нарушения основной конструкции. Этой цели способствует блочная конструкция, допускающая вставки, расширяющая блоки.
Учебник отличается от учебного пособия тем, что он составлен в полном соответствии с программой, а учебное пособие может от нее отступать. Требования к учебным пособиям ничем не отличаются от требований к учебникам.
Наряду с традиционными, все шире применяются безбумажные учебные материалы, видеодиски, видеокассеты и др. Их целесообразно применять в комплексе с традиционными учебными материалами.
Абстрактное мышление, логику хорошо развивают компьютерные обучающие программы. Однако знание, переданное компьютером, является неполным, усеченным, формализованным. Поэтому компьютерные учебные материалы оказываются весьма эффективными при освоении знаний, имеющих логическую структуру. Прекрасные возможности предоставляет ЭВМ и для выполнения тренировочных упражнений, контроля и коррекции знаний.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите источники содержания образования.
2. Охарактеризуйте учебный план базовой (основной) школы Беларуси как основного документа.
3. Что такое учебная программа? Что она определяет? Какова ее структура?
4. Что означает «стандарт образования»? Как соотносятся «стандарты образования» и учебная программа?
5. Какие требования предъявляются к учебникам?
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Своими корнями метод восходит к деятельности, выступающей для него родовым понятием.
Метод деятельности – это способ осуществления, путь ведущий к достижению цели. От применения методов обучения зависит успех всего образовательного процесса. Этим обусловлено особое внимание к методам обучения.
Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение ими образовательных целей.
Метод является частью вида деятельности ученика или учителя, единицей производимого действия. Метод может быть не только способом деятельности, но и способом организации деятельности, то есть метаметодом, характеризующим деятельность другого рода – метапредметного.
Поскольку обучение – деятельность совместная, то применительно к педагогу уместно говорить о методах преподавания. А по отношению к ученику – методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учеников, то здесь, несомненно проявляются методы обучения.
Составной частью метода является прием – элемент метода, его структурная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода. Методы реализуются через совокупность приемов.
Например, прием формулирования вопроса на выяснение причин может входить и в метод исследования объекта и в метод объяснения. В зависимости от ситуации приемы могут играть роль полноценного метода, и,
наоборот, метод может стать отдельным приемом в рамках другого, более емкого метода.
В методах обучения выделяются объективные, т.е. независящие от учителя, и субъективные, т. е. зависящие от него, части. Так, рассказ учителя как метод обучения имеет общие свойства, характерные для всех рассказов в исполнении всех учителей. Общее – это объективная характеристика метода. Но рассказ в исполнении конкретного педагога всегда имеет неповторимые особенности. Это его субъективная, привнесенная личностью учителя характеристика. В области методов больше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагогов, а поэтому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического мастерства. Роль и место методов определяется их видами и функциями. Поэтому ключевой дидактической проблемой выступает классификация методов обучения.
Методы обучения выполняют много функций. Главными являются:
– обучающая;
– мотивационная;
– развивающая;
– воспитательная;
– организационная.
Это означает, что с помощью методов учителя не только обучают, но также решают вопросы мотивации, осуществляют воспитательные воздействия, влияют на организацию учебно-воспитательного процесса.