Тема №17. Использование языковых средств в устной и письменной форме в научных текстах.
2. Цель: расширить и конкретизировать знания обучаюшихся об особенностях языковых средств научного стиля;
3. Задачи обучения:
Студент должен знать:
-изучаемую грамматическую конструкцию
Студент должен уметь:
-работать с научным тексто.
4. Основные вопросы темы:
1. Языковые средства в научных текстах.
1. Использование языковых средств в устной и письменной форме в научных текстах.
Языковые средства:
1. Используется общеупотребительная лексика (слова общего языка, часто встречающихся в научных текстах) .
2. Общенаучная лексика (та часть словаря, благодаря которой язык сохраняет связь с общелитературным языком, но при этом научный стиль не приемлет иных стилевых элементов) .
3. Терминологическая лексика (насыщена терминами)
Функциональный стиль делится на подстили:
- собственно-научный (монографии, диссертации, энциклопедии)
- научно-технический
- научно-популярный (статьи в журналах, научно-популярные книги)
- научно-учебный (учебная литература, справочники, пособия)
Широко употребляются слова с абстрактным значением: функция, диспозиция, секвестр. Слова бытового характера также приобретают в научном тексте обобщенное, часто терминологическое значение, таковы технические термины муфта, стакан, трубка и многие другие.
5. Методы обучения и преподавания:презентация,работа с текстом,работа в малых группах
1. Работа с текстом. Прочитайте текст. Выпишите медицинскую терминологию.
Грипп – острое инфекционное, быстро распространяющееся заболевание, поражающее органы дыхания, нервную, а иногда и сердечно-сосудистую систему. Возбудителем гриппа является вирус, размножающийся в слизистой оболочке дыхательных путей; он распространяется в воздухе вместе с мелкими капельками слюны, слизи и мокроты, выделяемыми гриппозными больными при чиханье, кашле, разговоре. Грипп – одна из самых заразных болезней. Вспышки гриппа нередко принимают характер эпидемий, охватывая иной раз и весь мир (пандемии). Чаще всего гриппом болеют дети, для них и людей преклонного возраста грипп особенно опасен. Предшественниками гриппа обычно бывают плохое самочувствие, отсутствие аппетита и познабливание. После инкубационного (скрытного) периода продолжительностью не более 2 дней появляются озноб, головная боль, нарастание температуры, чувство разбитости, ломоты в суставах, мышцах и костях. Затем появляются насморк, охриплость, кашель, покраснение горла, боль при глотании, покраснение глаз. Высокая температура (до 39-40˚С) держится обычно 3-6 дней ли меньше. Слабость и сильная головная боль преимущественно в области лба и висках, болезненность при вращении глаз могут сохраниться и после снижения температуры до нормальной. После гриппа нередко наблюдаются различные осложнения (бронхит, воспаление легких, менингит, радикулит, воспаление почек и др.). В современных условиях лечение гриппа – одного из самых распространенных и опасных заболеваний – проводится, как правило, медикаментозными средствами, назначаемыми врачом.
2. Работа с текстом. Прочитайте текст. Составьте вопросы к данному тексту и напишите к нему план. Выпишите из текста термины-слова.
У больного ревматизм.
Заболевание характеризуется распространенным воспалением соединительной ткани с преимущественным вовлечением в воспалительный процесс сердца, суставов, а также других органов.
Причины. В происхождении заболевания решающую роль играют повторные стрептококковые заболевания (главным образом ангина) и особая предрасположенность организма к аллергическим заболеваниям в ответ на воздействие стрептококка.
Определенная роль в развитии ревматизма принадлежит охлаждению, в связи с чем, заболевание чаще наблюдается в холодное и сырое время года. Ревматизмом чаще заболевают дети в возрасте 7-15 лет. Поражение суставов носит нестойкий характер: через 10-12 дней все явления бесследно проходят. Однако это лишь кажущееся выздоровление, так как одновременно поражается сердце (мышечный слой, клапаны, наружная оболочка). Ревматическое поражение клапанов приводит к формированию пороков сердца.
Жалобы. Больные жалуются на недомогание, небольшое повышение температуры, утомляемость, сердцебиение, одышку, разнообразные болевые ощущения в области сердца, быструю утомляемость.
Осмотр. Покраснение и припухлость локтевых коленных и других суставов, иногда поражение нервной системы, непроизвольные подергивания конечностей, повышенная возбудимость.
Лечение. Своевременное обращение к врачу и ранняя диагностика в значительной степени определяют успех лечения. Применяются антибактериальные, противовоспалительные и другие средства. Лечение обычно продолжается и после выписки из больницы под наблюдением врача ревматологического кабинета. Диета больного ревматизмом должна содержать достаточное количество белков и витаминов. Больные ревматизмом обычно находятся под диспансерным наблюдением.
3. Работа в малых группах. Задание 1. а) Прочитайте вслух слова-термины и словосочетания, запишите их:
Соединительная ткань, воспалительный процесс, стрептококковые заболевания, диспансерное наблюдение, недомогание, утомляемость.
б) Измените словосочетания по образцу.
Образец: воспаление распространяется - распространение воспаления.
Запишите жалобы больного в историю болезни со словами жалуется. По словам больного, он чувствует недомогание. По словам больного, он быстро утомляется.
в) Сформулируйте вопросы больному со словом беспокоит.
Больной жалуется на недомогание, повышение температуры.
Больной жалуется на утомляемость, сердцебиение, одышку.
Больной жалуется на разнообразные болевые ощущения в области сердца, быструю утомляемость.
г) Скажите о первых симптомах заболевания, правильно используя словосочетания, данные справа.
Заболевание началось: недомогание, небольшое повышение (с чего?) температуры, утомляемость, разнообразные болевые ощущения в области сердца.
Каковы причины возникновения ревматизма?
На что жалуются больные ревматизмом?
В каком возрасте дети часто заболевают ревматизмом?
К чему приводит ревматическое поражение клапанов сердца?
Каковы результаты осмотра больных ревматизмом?
д) Запишите в историю болезни причины заболевания:
Задание 2. По словам больного, у него часто были ангины.
По словам больного, его организм предрасположен к аллергическим заболеваниям.
По словам больного, его организм часто подвергался охлаждению.
е) На основе данных ситуаций составьте запись в историю болезни, оформляя предложения по модели: причиной чего, по словам больного, является что.
Образец: Заболевание ангиной является причиной внесения инфекции в организм.
Больной часто болел ангиной.
Организм больного предрасположен к аллергическим заболеваниям.
Организм больного часто подвергается охлаждению.
ж) Запишите в историю болезни:
1) Паспортные данные больного.
2) Его жалобы.
3) Причины заболевания.
3. Работа в малых группах. Задание 1.Какой из следующих текстов, содержащих одну и ту же мысль, воспринимается лучше? Почему? Определите стиль, род и вид речи.
I. Предупреждение педагогической запущенности представляет собой профилактическую работу, в ходе которой педагоги имеют дело с вполне «нормальными» детьми и осуществляют ее обычным средством обучения и воспитания. А преодоление представляет собой некое подобие лечебной работы, в ходе которой педагоги имеют дело уже с «трудными» детьми, психологически травмированными и нуждающимися в специальном подходе, поэтому осуществляется данная работа соответственно особыми средствами.
II. Одно дело предупреждение. Эта работа с вполне «нормальными» детьми. Она выполняется обычными средствами. Другое дело преодоление. Это уже работа с «трудными» детьми. А что такое – «трудные»? Это дети, израненные бедами своей недоброй жизни. Работа с ними непременно включает «лечение» их душевных ран. Она выполняется особыми педагогическими средствами.
6. Литература:
Основная литература:
1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.
2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.
Дополнительная литература:
1.Жаналина Л.К. Практический курс русского языка: Учебное пособие - Алматы, 2005.
2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)
3. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. - М. : Проспект, 2008. - 440 с. : ил.
4. Даирбекова С.А. Моя Родина Казахстан// Учебное пособие по русскому языку для студентов казахских групп неязыковых вузов. - Алматы, 2003.
5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.
6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.
7. Акжалов Б.Т. и др. Стилистика русского языка и культура речи. 2 части - Семей, 2011. (электронный учебник)
8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)
9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)
10.Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ под ред. К.К.Ахмедьярова, К.К.Жаркынбековой, - Алматы, 2008. (электронный учебник)