Тема 10. Характеристика современных систем обучения
Системы формирования умственных действий. Алгоритмизация в обучении: требования к алгоритмам, алгоритмы и алгоритмические предписания; алгоритмы распознавания, преобразования и контроля, условия формирования алгоритмов. Значение самостоятельного открытия алгоритмов в формировании творческой деятельности. Теория поэтапного формирования умственных действий: понятие ориентировочной основы действия, этапы формирования умственных действий. Формирование системы общих умственных действий: классификация умственных действий. Общие и конкретные умственные действия, условия формирования общих умственных действий. Программированное обучение в формировании общих и конкретных умственных действий. Возможности использования компьютера в формировании умственных действий.
Системы развивающего' обучения: характеристика целей, принципов, особенностей содержания и используемых методов в системах Л.В. Занкова и Д.В. Эльконина - В.В.Давыдова. Возможности проблемного обучения в развитии школьников, особенности построения проблемного обучения.
Система формирования учебной деятельности: дидактические основы, дидактические условия, этапы и показатели сформированности учебной деятельности.
Система Ш.А. Амонашвили, направленная на гуманное отношение к младшему школьнику: принципы обучения в системе Ш.А. Амонашвили, их направленность на гуманизацию образования, условия, обеспечивающие атмосферу гуманности в общении с младшими школьниками.
Тема 10.1 Системы формирования умственных действий
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Необходимость формирования умственных действий в обучении.
2. Классификация умственных действий.
3. Теория алгоритмизации и ее значение в формировании умственных действий:
—алгоритмы и алгоритмические предписания;
—пути формирования алгоритмов и алгоритмических предписаний у младших школьников.
4. Теория поэтапного формирования умственных действий
П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной:
—понятие ориентировочной основы, ее типы;
—этапы формирования умственного действия;
—использование теории поэтапного формирования умственных действий, в практике начального обучения.
5. Формирование систем общих умственных действий:
- структура общих умственных действий;
- условия формирования общих умственных действий;
—программированное обучение, возможности компьютера в формировании общих умственных действий.
—особенности формирования систем общих умственных действий в образовательном процессе начальной школы.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (Начальные классы). М., 1978 с. 48-51, 144-147.
2. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. Часть 2. Тема 6. с. 367-371.
3. Раев А. И. Психологические вопросы программированного обучения. Л., 1971
4. Раев А.И.Управление умственной деятельностью младшего школьника. Л., 1976.
5. Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002. Глава 5 , § 2.
6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. М., 2000. Раздел 3. Глава 12, § 6, 7
7. Талызина Н.Ф.Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. с. 86-109.
8. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990. Раздел 2. Глава 14.
Дополнительная
1. Ахметгалиева А.А.Подготовка будущего учителя к поэтапному формированию умственных действий у учащихся // Начальная школа. 1996. № 4.
2. Ланда Л.Н.Алгоритмизация в обучении. М., 1966.
3. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988.
4. Павленко В.Н.Культурно-историческое развитие психических процессов и теория поэтапного формирования умственных действий // Вопросы психологии. 1995. № 1
5. Талызина Н.Ф.Формирование познавательной деятельность младших школьников. М., 1987.
6. Талызина Н.Ф.Теория планового формирования умственных действий сегодня // Вопросы психологии. 1993. № 1.
Задания
1. На основе анализа учебников для начальной школы приведите примеры алгоритмов и алгоритмических предписаний, используемых в обучении.
2. На примере одной из учебных тем покажите, как вы будете
использовать теорию поэтапного формирования умственных действий в обучении младших школьников. (Приложение № 18)
3. Проанализируйте нижеприведенный фрагмент программированного задания, покажите, как реализация принципов программированного обучения позволяет формировать умственные действия.
1) Произнеси слова часы, часовой, часовщик, час, часик. 2) Поставь ударения. См. стр. 13 |
часы¢, часово¢й, часовщи¢к, час, ча¢сик 3) Найди корень в этих словах. См. стр. 17 |
часы¢, часово¢й, часовщи¢к, час, ча¢сик 4) Найди безударную гласную (поставь галочку) См. стр. 20. |
часы¢, часово¢й, часовщи¢к, час, ча¢сик См. стр. 11 |
Запиши по порядку действия, которые нужно выполнять, чтобы найти безударную гласную в корне слова: ПОСТАВИТЬ УДАРЕНИЕ, НАЙТИ КОРЕНЬ, ПРОИЗНЕСТИ СЛОВО, НАЙТИ БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА 1) 2) 3) 4) |
4. Составьте план работы учителя по формированию у младших школьников умения сравнивать.
Приложение № 18
Н.Ф. Талызина