Деловая игра как метод активного обучения
Деловая игра относится к активным методам обучения. Кроме того, это еще и коллективный метод обучения. «В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп…».
Деловая игра может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п.
Деловые игры используются для решения комплексных задач: усвоения нового и закрепления старого материала, формирования общеучебных умений, развития творческих способностей и т.п. Как правило, к деловым играм дети начинают стремиться в подростковом и старшем школьном возрасте. Особенностями игры в этом возрастном диапазоне является нацеленность на самоутверждение перед обществом, потребность в создании собственного мира, развитие воображения, фантазии, ориентация на речевую деятельность.
Применение деловых игр позволяет отработать профессиональные навыки участников. Кроме того, это дает возможность оценить:
· уровень владения этими навыками;
· особенности мыслительных процессов (стратегическое, тактическое, аналитическое мышление, умение прогнозировать ситуацию, умение принимать решения и пр.);
· уровень коммуникативных навыков;
· личностные качества участников.
Деловые игры часто используются в процессе отбора кадров. С их помощью можно определить:
ü уровень деловой активности кандидата на ту или иную должность;
ü наличие тактического и (или) стратегического мышления;
ü скорость адаптации в новых условиях (включая экстремальные);
ü способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения;
ü способность прогнозировать развитие процессов;
ü способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение;
ü стиль руководства, ориентацию при принятии решений на игру «на себя» или «в интересах команды» и мн. др.
Деловые игры позволяют получить более-менее ясное представление о том, как человек будет себя вести в команде, что весьма важно для руководителя. Кто из членов команды станет естественным лидером, кто — генератором идей, а кто будет предлагать эффективные пути их воплощения.
Преимущества деловых перед традиционным обучением:
· снимаются противоречия между абстрактным характером преподавания учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности,
· игра позволяет увидеть и решить проблему в комплексе, с применением не только полученных ранее знаний, умений и навыков разных учебных дисциплин, но и житейского опыта,
· в игре огромную роль играют приобретаемые навыки социального взаимодействия,
· игровая деятельность вызывает повышенный интерес со стороны обучаемых,
· в игре проявляется не только интеллектуальный потенциал игрока, но и его личностные качества.
Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста предметный и социальный контекст.
Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:
ü Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;
ü Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.;
ü В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации»;
ü Игра позволяет формировать «у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике»;
ü Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.)