Тема 9. Дидактическое мастерство вузовского преподавателя
Данная тема носит практико-ориентированный характер,
так как в результате ее усвоения студенты призваны овладеть не только
прикладными знаниями дидактических требований к проведению основных форм
учебных занятий в вузе, но и такими профессиональными компетенциями, как способность
использовать инновационные технологии в преподавательской деятельности;
готовность применять активные методы обучения.
В ходе изучения учебного материала следует глубоко
усвоить дидактические требования к лекционному, семинарскому и лабораторному
занятию, а в процессе выполнения практических заданий овладеть указанными выше компетенциями.
Данная тема органично связана с предыдущей темой и
предполагает глубокое усвоение компонентов профессионально-педагогического
мастерства преподавателя вуза. На основе знаний предыдущей темы студентам
необходимо определить совокупность педагогических способностей, способствующих
эффективной преподавательской деятельности, вычленить систему профессиональных
(специальных и психолого-педагогических знаний), лежащих в основе
дидактического мастерства, а также представить элементы педагогической техники,
которыми необходимо владеть преподавателю.
В ходе практических занятий студентам предстоит
выполнение таких заданий, как разработка плана-конспекта учебного занятия,
составление схемы-анализа учебного занятия, отбор конкретных методов обучения в
предлагаемых условиях. В ходе изучения данной темы планируется посещение
студентами лекционных или практических занятий вузовских преподавателей разных
факультетов, их анализ. Эти задания носят деятельностно-ориентированный характер
и нацелены на формирование основ профессиональных компетенций в области
дидактического мастерства молодых преподавателей.
Значимость данной темы определяется также
необходимостью успешного прохождения магистрантами научно-педагогической
практики в качестве вузовского преподавателя. В период практики магистранты
призваны продемонстрировать свое дидактическое мастерство и отработать
профессиональные компетенции.
Критериями оценки уровня усвоения данной темы являются
уровень владения знаниями дидактических требований к проведению учебных занятий
разных форм и уровень владения указанными компетенциями.
Тема 10. Профессионально-педагогическая культура вузовского преподавателя
В результате освоения данной темы студенты призваны
усвоить сущность и содержание профессионально-педагогической культуры, формы ее
актуализации, а также сформировать личностное оценочное отношение к данной
проблеме.
На
основе изучения научной литературы студенты
усваивают сущность понятия «профессионально-педагогическая культура», ее
содержание и пути формирования.
Данная тема является заключительной в учебной
программе. Она призвана поднять профессиональное мышление студентов на новый
уровень, обогатить их педагогическое сознание понятием «профессиональная
культура». Усвоению темы будет способствовать установление связей с такими
темами, как «Профессиограмма преподавателя высшей школы»,
«Профессионально-педагогическое мастерство преподавателя».
При изучении теории вопроса следует ответить на
вопросы: «В чем состоит отличие профессионально-педагогического мастерства
преподавателя от его профессионально-педагогической культуры?», «В каком
соотношении они находятся?». При
проведении сравнительного анализа рекомендуется обратить внимание на компоненты
того и другого профессионально-личностного качества преподавателя.
/node-inner
/node
Тематика семинарских и практических занятий