Тема 1. Защита детей в современных условиях (2 часа)
План:
1. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности социального педагога в системе образования.
2. Основные положения Конвенции ООН «О правах ребенка», Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
3. Опыт защиты детей.
1. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности
социального педагога в системе образования
Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Социальный педагог обеспечивает условия для практического осуществления прав ребенка в образовательном учреждении. В его компетенцию входит разработка, формированиемеханизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребенка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества. Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей социальный педагог изучает и использует нормативно-правовые основы должностного самоопределения.
2. Основные положения Конвенции ООН
«О правах ребенка», Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Конвенция ООН о правах ребенка
Это международный закон, имеющий высокое социально-нравственное, правовое, педагогическое значение для развития человеческого сообщества.
"Международные конвенции — одно из названий международного договора, устанавливает взаимные права и обязанности государств, как правило, в какой-либо области" (М.: Советская энциклопедия. 1980).
Из истории
В рамках Лиги Наций в 1924 году была принята Женевская декларация прав ребенка. В 1945 году образован Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) — главный механизм международной помощи детям. В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую Декларацию прав человека, которая провозглашает: "Дети должны быть объектом особой заботы и помощи".
В 1959 году Генеральная Ассамблея принимает Декларацию прав ребенка.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Объединенных Наций принимает Конвенцию о правах ребенка. Журналисты провозгласили ее "великой хартией вольности для детей, мировой конституцией прав ребенка".
Главная цель и назначение. Это документ высокого социально-нравственного звучания провозглашает новую этику, основанную на признании ребенка частью общества, имеющего приоритет интересов над интересами общества. Объектом особого внимания, заботы общества называются проблемы социально депривилегированных групп детей: сирот, беженцев, инвалидов, правонарушители и т. п.
Согласно Конвенции:
- государственные, административные, судебные и специальные органы обеспечивают защиту интересов ребенка;
- обеспечивается равенство детей независимо от происхождения, расы, национальности, рода деятельности, убеждений родителей;
- уважение к национальным ценностям, понимание и терпимость в отношении других культур и народов;
- гарантируется правовая защита детей от любого насилия, от отсутствия заботы, от оскорблений, эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления родных и опекунов;
- обеспечиваются общественные права на образование, медицинское обслуживание, на труд, профессиональную подготовку, на отдых, развитие способностей, особенно физических и умственных;
- гарантируются личные права ребенка: защита от посягательств, от вмешательства в его личную жизнь, выражение взглядов, уважение его достоинства, тайна переписки, на свободу веры, получение информации, на уровень жизни.
Этот правовой документ высокого международного стандарта провозглашает ребенка субъектом пра ва, гражданином с момента его рождения; обязует каждое государство, ратифицирующие Конвенцию, привести национальную законодательную базу в соответствие с этим международным актом; определяет правовые нормы ответственности государства за ее осуществление; вводит механизм контроля.
Это педагогический документ, осуждающий сущность авторитаризма как наднационального явления, недопустимость его существования в современном обществе как источника многих катастроф человечества. Конвенция помогает утверждать в педагогике гуманно-демократические отношения, когда дети и взрослые — равные субъекты социальной жизни; отношения, которые строятся на основе уважения прав,ответственности каждого перед законом и правами других людей.
Цельи содержание
(С полным текстом Конвенции можно ознакомиться как в отдельных изданиях, сборниках документов, 1 так и в журналах: "Воспитание школьников", 1993, 1994. - № 3-6; "Народное образование", 1993. - № 5.)
Главная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. Ее положения можно свести к основным требованиям, которые должны обеспечивать права детей на выживание, развитие, защиту и активное участия в жизни общества.
Примерный указатель содержания статей.
ЧастьI.
ст. 1-4 — понятие «ребенок»;
ст. 5-11 — право на жизнь, имя, гражданство, сохранение индивидуальности, право на воспитание в семье;
ст. 12-17 — право на защиту личной жизни, выражение собственных взглядов, своего мнения, свободы совести, мысли, религии, на создание детских сообществ,на доступ к информации;
ст. 18-19— право на исполнение ответственности родителейза воспитание и развитие ребенка;
ст. 20-26 — права депривилегированных детей;
ст. 27 — право на уровень жизни, необходимый для развития;
ст. 28-31 — право на образование, на отдых и досуг;
ст. 32-36 — право на защиту от эксплуатации, наркомании, сексуального совращения, похищений;
ст. 37-40 — права тех, кто нарушил закон; права во время вооруженных конфликтов, войн.
Часть II.
ст. 41-45 — механизм контроля за выполнением обязательств государствами.
Часть III.
Ст. 46-54 — процедурно-правовые меры осуществления Конвенции.