X. Подведение итогов урока

— Говорят, если есть в человеке доброта, человечность, чут­кость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Ведь человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и пе­реживать за других людей создают основу человеческого счастья.

Алексей Николаевич Толстой сказал: «В жизни есть только одно несомненное счастье — жить для других». Ребята, я при­зываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.

Орбитой любви и привета Пусть будет наша планета. Стремитесь открыть хоть однажды Звезду человечности в каждом.

П. Елфимов

— В начале урока вы получили «солнечный лучик». И я на­деюсь, что он зажег маленький огонек доброты в сердце каждого из вас. Повернитесь друг к другу и обменяйтесь улыбками! (Дети улыбаются друг другу.) Всего вам доброго!

XI. Домашнее задание

Выразительное чтение рассказа В. Осеевой «Плохо».

Урок № 32

Тема:АНАТОЛИЙ СЕДУГИН «ПРО УМНУЮ СОБАКУ»

Цель:

  • совершенствовать умение читать вслух и молча в темпе, со­ответствующем скорости разговорной речи;
  • развивать умение выра­зительно читать по ролям;
  • совершенствовать умение давать оценку поступкам героев произведения, коллективно составлять рассказ по плану;
  • создавать условия для активной творческой деятельности, фор­мирования навыков бережного отношения к животным.

Эпиграф:«Мы в ответе за тех, кого приручили». А, Экзюпери

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел долгожданный звонок.

Вас, ребята, позвал на урок.

Время зря мы не теряем

И работать начинаем.

И. Шарилова

II. Речевая разминка

1. Прочитать слова. Поменять части слов (слоги) местами, чтобы получились новые слова:

кира — раки сосна — насос банка — кабан

мышка — камыш нора — рано дыра — рады

2. Чтение хором новых слов.

III. Вступительное слово учителя

— Мама. Какое прекрасное слово! На всех языках мира оно звучит одинаково нежно. В любом возрасте — и в пять и в пять­десят — человеку всегда нужна мама, ее ласка, забота, любовь, ее нежный взгляд. Чем больше наша любовь к маме, тем радост­нее и светлее жизнь.

В каждом из нас живет маленькое солнце. Это солнце — до­брота. У мамы ее больше всего. Она любит своих детей, помогает им, учит любить и уважать других людей. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Доброта

В доме добрыми делами занята,

Тихо бродит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты

Приживаются цветы,

Рыбки, ежики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это — мама, мама, мама!

Л. Николаенко

— Много дел и хлопот у наших мам. А всегда ли мы внима­тельны к ним?

IV. Работа с текстом рассказа А. Седугина «Про умную собаку»

1. Чтение рассказа учителем (с. 86).

2.Проверка первичного эмоционального восприятия произведения.

— Какое это произведение: грустное или веселое? Почему?

3.Чтение текста учащимися («цепочкой»).

4. Обсуждение прочитанного.

— Прочитайте, какой была собака.

— Расскажите, что она сделала для мамы.

5.Чтение произведения учащимися: а) выборочное чтение:

— Прочитайте, какие слова использует автор, чтобы передать поведение собаки.

— О чем сожалеет писатель? В каких строках он это вы­разил?

б) выразительное чтение по ролям.

Физкультминутка

— Человек живет на Земле в постоянном окружении рас­тений и животных. Их очень много — всех не перечесть. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с ве­ликими сокровищами жизни. Природа открывает свои секреты не всем. А как же хочется нам узнать, кто в царстве зверей самый сильный, кто самый маленький, кто самый быстрый, кто дольше всех живет, кто больше всех спит, кто может лучше всех защищаться, у кого самое надежное жилище?.. И только тому, кто по-настоящему любит все живое, откроет свои тайны книга природы. Любить животных — значит знать. Знать — значит читать о них, наблюдать за ними, помогать им.

V. Разговор по кругу «Мое любимое животное»

1. Учащиеся рассказывают о домашних животных, удивитель­ных историях из их жизни, как животное воспринимает членов семьи, что умеет делать.

2.Работа с эпиграфом.

— Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете смысл высказы­вания Антуана де Сент-Экзюпери?

3. Слово учителя.

— Много интересного можно рассказать о четвероногих друзь­ях. Сегодня на уроке мы поговорим о собаках.

Многие тысячелетия живет собака вместе с людьми. Она охра­няет скот, склады, магазины, помогает охотникам выслеживать зверя, стережет границу, водит слепых, спасает людей. О собаках написано много книг. Существует наука о собаках — кинология. Казалось бы, о собаках давно уже все известно. Тем не менее со­бака во многом остается таинственным животным.

У нее масса достоинств. К примеру, нюх. Собака способна различать до полумиллиона запахов, человек — всего несколь­ко сотен, да и то после длительной подготовки. Слух у собаки тоже гораздо тоньше, чем у человека. Она прекрасно распознает звук шагов хозяина задолго до приближения его к двери дома. А тайна любви и терпимости собак к маленьким детям?! Какое еще животное согласилось бы на то, чтобы малыш дергал его за уши, совал пальцы в пасть или тыкал ими в глаза?

В средние века изображение собаки было обычным элементом герба феодала (крупного землевладельца). В 1100 г. один барон даже учредил специальный Орден Пса, которым награждались самые преданные французские рыцари. Только за последние 200 лет собаки спасли жизнь многим тысячам людей: и как санитары, перевозчики раненых на фронте, и как живые противотанковые мины, и как горноспасатели. Только на счету у знаменитых сенбернаров в Альпах 2500 спасённых альпинистов и туристов.

Работа в группах

Придумать рассказ по плану стр. 88.

Наши рекомендации