X. Подведение итогов урока
— Говорят, если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Ведь человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
Алексей Николаевич Толстой сказал: «В жизни есть только одно несомненное счастье — жить для других». Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.
Орбитой любви и привета Пусть будет наша планета. Стремитесь открыть хоть однажды Звезду человечности в каждом.
П. Елфимов
— В начале урока вы получили «солнечный лучик». И я надеюсь, что он зажег маленький огонек доброты в сердце каждого из вас. Повернитесь друг к другу и обменяйтесь улыбками! (Дети улыбаются друг другу.) Всего вам доброго!
XI. Домашнее задание
Выразительное чтение рассказа В. Осеевой «Плохо».
Урок № 32
Тема:АНАТОЛИЙ СЕДУГИН «ПРО УМНУЮ СОБАКУ»
Цель:
- совершенствовать умение читать вслух и молча в темпе, соответствующем скорости разговорной речи;
- развивать умение выразительно читать по ролям;
- совершенствовать умение давать оценку поступкам героев произведения, коллективно составлять рассказ по плану;
- создавать условия для активной творческой деятельности, формирования навыков бережного отношения к животным.
Эпиграф:«Мы в ответе за тех, кого приручили». А, Экзюпери
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел долгожданный звонок.
Вас, ребята, позвал на урок.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем.
И. Шарилова
II. Речевая разминка
1. Прочитать слова. Поменять части слов (слоги) местами, чтобы получились новые слова:
кира — раки сосна — насос банка — кабан
мышка — камыш нора — рано дыра — рады
2. Чтение хором новых слов.
III. Вступительное слово учителя
— Мама. Какое прекрасное слово! На всех языках мира оно звучит одинаково нежно. В любом возрасте — и в пять и в пятьдесят — человеку всегда нужна мама, ее ласка, забота, любовь, ее нежный взгляд. Чем больше наша любовь к маме, тем радостнее и светлее жизнь.
В каждом из нас живет маленькое солнце. Это солнце — доброта. У мамы ее больше всего. Она любит своих детей, помогает им, учит любить и уважать других людей. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Доброта
В доме добрыми делами занята,
Тихо бродит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это — мама, мама, мама!
Л. Николаенко
— Много дел и хлопот у наших мам. А всегда ли мы внимательны к ним?
IV. Работа с текстом рассказа А. Седугина «Про умную собаку»
1. Чтение рассказа учителем (с. 86).
2.Проверка первичного эмоционального восприятия произведения.
— Какое это произведение: грустное или веселое? Почему?
3.Чтение текста учащимися («цепочкой»).
4. Обсуждение прочитанного.
— Прочитайте, какой была собака.
— Расскажите, что она сделала для мамы.
5.Чтение произведения учащимися: а) выборочное чтение:
— Прочитайте, какие слова использует автор, чтобы передать поведение собаки.
— О чем сожалеет писатель? В каких строках он это выразил?
б) выразительное чтение по ролям.
Физкультминутка
— Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных. Их очень много — всех не перечесть. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Природа открывает свои секреты не всем. А как же хочется нам узнать, кто в царстве зверей самый сильный, кто самый маленький, кто самый быстрый, кто дольше всех живет, кто больше всех спит, кто может лучше всех защищаться, у кого самое надежное жилище?.. И только тому, кто по-настоящему любит все живое, откроет свои тайны книга природы. Любить животных — значит знать. Знать — значит читать о них, наблюдать за ними, помогать им.
V. Разговор по кругу «Мое любимое животное»
1. Учащиеся рассказывают о домашних животных, удивительных историях из их жизни, как животное воспринимает членов семьи, что умеет делать.
2.Работа с эпиграфом.
— Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете смысл высказывания Антуана де Сент-Экзюпери?
3. Слово учителя.
— Много интересного можно рассказать о четвероногих друзьях. Сегодня на уроке мы поговорим о собаках.
Многие тысячелетия живет собака вместе с людьми. Она охраняет скот, склады, магазины, помогает охотникам выслеживать зверя, стережет границу, водит слепых, спасает людей. О собаках написано много книг. Существует наука о собаках — кинология. Казалось бы, о собаках давно уже все известно. Тем не менее собака во многом остается таинственным животным.
У нее масса достоинств. К примеру, нюх. Собака способна различать до полумиллиона запахов, человек — всего несколько сотен, да и то после длительной подготовки. Слух у собаки тоже гораздо тоньше, чем у человека. Она прекрасно распознает звук шагов хозяина задолго до приближения его к двери дома. А тайна любви и терпимости собак к маленьким детям?! Какое еще животное согласилось бы на то, чтобы малыш дергал его за уши, совал пальцы в пасть или тыкал ими в глаза?
В средние века изображение собаки было обычным элементом герба феодала (крупного землевладельца). В 1100 г. один барон даже учредил специальный Орден Пса, которым награждались самые преданные французские рыцари. Только за последние 200 лет собаки спасли жизнь многим тысячам людей: и как санитары, перевозчики раненых на фронте, и как живые противотанковые мины, и как горноспасатели. Только на счету у знаменитых сенбернаров в Альпах 2500 спасённых альпинистов и туристов.
Работа в группах
Придумать рассказ по плану стр. 88.