И развивают свои умственные и творческие способности.
Оно предполагает: подготовительную работу учителя (годовое и тематическое планирование, планирование урока и т. д.), деятельность передачи или организации усвоения содержания образования, деятельность, обеспечивающую обратную связь от учащихся к учителю, т.е. контроль за ходом и результатами учения. В ходе преподавания учитель осуществляет: построение логики изложения содержания учебного материала, его структурирование; подготовку вариантов приемов и методов обучения и их перестройку в ходе обучения; разработку и реализацию средств индивидуализации обучения; проектирование необходимого поведения и деятельности учащихся, планирование итогов работы; перцептивную деятельность, состоящую в точном восприятии психологической сущности и источников поведения учащихся, их успехов и ошибок; экспрессивную деятельность, состоящую в умелом внешнем воплощении своих знаний, убеждений, эмоций в речи, ораторской манере и мимике; коммуникативную деятельность, выражающуюся как в установлении хороших отношений с учащимися, создании душевного комфорта, так и в осуществлении различных форм общения (монолог, беседа, дискуссия и пр.); организаторскую деятельность по концентрации внимания, распределению функций, созданию рабочей обстановки и т. д.
Для учителя важна степень владения той наукой или сферой деятельности, которые лежат в основе преподаваемого им учебного предмета.
Учение — деятельность учащегося по организации условий усвоения содержания социального опыта или его части; особым образом организованное познание; познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности. Учение предполагает ряд умений осуществлять действия, которые являются предпосылкой усвоения знаний, например: работа с книгой, составление простого и сложного плана, конспектирование, реферирование, библиографическая работа, определение очередности для усвоения, работа со справочным аппаратом, правильное сочетание работы и отдыха, знание способов заучивания, восстановления в памяти, построения доклада и т. д. Все это определяет умение учиться. Главной психологической проблемой учения является интерес к этому виду деятельности.
Сопутствующим компонентом учения является научение — процесс и результат приобретения определенного
индивидуального опыта без сознательно поставленной для этого цели, часто в процессе деятельности, имеющей другую основную цель. Уяснение и закрепление усваиваемого знания или вырабатываемого умения происходит неосознанно. Дети на пришкольном участке на субботнике сажают цветы, деревья и кустарники. Цель — озеленение участка. В процессе выполняемой деятельности дети научаются сажать цветы и деревья, узнают их названия, какие-то свойства, условия ухода за ними, хотя все это не является сознательно поставленной целью организованной деятельности.
Учение реализуется посредством учебной деятельности — деятельности ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Учебную деятельность определяют еще и как деятельность по решению учебных задач. Учебная задача — цель, которую надлежит достигнуть ученику в определенных условиях учебного процесса посредством выполнения системы учебных действий.
Последовательность осуществления учебной деятельности:
— принятие учебной задачи;
— анализ задачи, актуализация имеющихся знаний, необ
ходимых для ее решения;
— составление плана решения задачи;
— осознание способов деятельности, необходимых для ре
шения учебной задачи;
— практическое ее осуществление;
— рефлексия, контроль и оценка решения задачи.
В обучении субъект-субъектный характер педагогического процесса проявляется открыто и очевидно, поэтому даже в рамках традиционного подхода к организации процесса обучения всегда обращали внимание на его двусторонний характер. Одна сторона этого процесса заключается в описанной учебной деятельности ученика, другая сторона —деятельность преподавателя. Деятельность преподавателя и ее взаимодействие с деятельностью ученика реализуются через систему функциональных компонентов обучения: целевого— постановка учителем и принятие учениками цели совместной деятельности; стимулиру-юще-мотивационного— использование приемов и средств, направленных на формирование положительной мотивации учения и активизацию деятельности учеников; содержатель-
ного— отобранный, адаптированный материал учебного предмета, подлежащий передаче — усвоению — выработке умений и навыков; операционно-деятельностного— организация и формирование учебной деятельности учеников; контрольно-регулировочного— контроль и рефлексирование результатов учебной и преподавательской деятельности как со стороны учителя, так и самих учеников; оценочно-результативного— оценка и самооценка полученных результатов и определение дальнейшей перспективы продвижения.
В процессе обучения происходит изменение качеств ученика, его личностных свойств. Это происходит независимо от успеха обучения, от достижения целей учителем. Именно поэтому важно учитывать все влияющие на учащихся факторы, чтобы избежать нежелательных последствий. Обучение нейтральным не бывает.Оно формирует либо положительные качества — знания, умения, ответственность и т. д., либо отрицательные. Иногда оно закрепляет уже существующие качества и тем тоже формирует личность. Ведь воспитывает не только содержание учебного материала, но и личность учителя, средства, способы обучения, атмосфера в коллективе, особенности восприятия самим учеником. Многие дидакты считают воспитывающий характер обученияего специфической закономерностью.
Все перечисленные факторы, влияющие на обучение, придают его течению в каждом классе, с каждым учеником свой индивидуальный характер.
Закономерности процесса обучения |
Обучению присущи и другие закономерности,свойственные именно процессу обучения.
Всякое обучение требует целенаправленного взаимодействияобучающего, обучаемого и изучаемого объекта. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным. (Ученик сам читает учебник дома, и в этом сказывается взаимодействие, потому что задание дал учитель в соответствии со своим замыслом.)
Обучение происходит успешно только при активной деятельности учащихся.Чем больше и разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся, тем выше качество усвоения.
Другие закономерности процесса обучения:
— понятия могут быть усвоены только в том случае, если организована познавательная деятельность учащихся по соотнесению одних понятий с другими, по отделению одних от других, по усвоению их сущности;
— навык может быть сформирован только при условии
организации воспроизведения операций и действий, ле
жащих в его основе;
— прочность усвоения содержания учебного материала тем
основательнее, чем систематичнее организовано прямое
и отсроченное его повторение и введение в систему уже
усвоенного ранее;
— обученность учащихся сложным способам деятельности
зависит от того, насколько учитель обеспечил успешное
предшествующее овладение простыми видами деятель
ности, входящими в состав сложного способа, и готовно
сти учащихся определять ситуации, в которых эти дей
ствия могут быть применены;
— всякая совокупность объективно взаимосвязанной ин
формации усваивается только в зависимости от того, из
ложит ли ее учитель в одной из свойственных ей систем
связей, опираясь при этом на опыт учащихся и знания о
том, какая связь будет легче понята;
— любые единицы информации и способы деятельности
становятся знаниями и умениями в зависимости от сте
пени опоры на уровень знаний и умений, уже достигну
тый на момент предъявления нового содержания;
— уровень и качество усвоения зависят при прочих равных
условиях (память, способность) от учета учителем степе
ни значимости для учащихся предлагаемого содержания;
— включение учителем вариативных заданий на примене
ние усваиваемых знаний в существенных для учащихся
ситуациях формирует умение использовать их в практи
ческой деятельности.
Противоречия учебного процесса |
Если учитель хочет познать сущность диалектики процесса обучения, то он прежде всего должен
знать заключенные в нем основные противоречия как движущую силу этого процесса.
Одним из таких противоречий является то, что интерес учащихся не всегда совпадает с предметом и ходом урока.Он подвергается сильным колебаниям, особенно у младших школьников, у которых еще слабо развита способность управлять своими действиями. Непроизвольное внимание, как правило, быстро исчезает, а произвольное не заменяет его в должной степени. Поэтому интерес учащихся в младшем школьном возрасте в решающие моменты урока должен возбуждаться и поддер-
живаться специальными дидактическими методами. Если интерес отсутствует на уроке, то, как известно, сообщаемые учителем знания и умения не воспринимаются и не закрепляются.
Качественное, логическое и систематическое изложение учебного материала и продуманная организация работы учащихся еще не гарантируют такого же хорошего качества, логичности и систематичности в их знаниях и умениях.Каждый ученик совершенно по-особому располагает новые знания и умения в своей системе знаний и опыта. При этом часто такое субъективное расположение знаний находится в известном противоречии с объективной логикой науки и логикой изложения материала учителем. Для того чтобы добиться согласования между логикой предмета и расположением знаний в сознании учащихся, необходимо проводить ряд дополнительных и повторяющихся упражнений. Учитель вместе с детьми должен извлечь знания из прошлого опыта, отделив их от эмоций и переживаний, сопровождавших этот опыт.
Другие противоречия учебного процесса представлены в виде таблицы:
Противоречия | Противоречия | Противоречия |
содержательной | мотивационной | операционной |
сферы | сферы | сферы |
Между прежним | Между требуемым и | Между более слож- |
уровнем знаний и но- | достигнутым уровнем | ной познавательной |
выми знаниями | отношений учащихся | задачей и наличием |
к учению, к процессу | прежних, недостаточ- | |
Между знаниями | получения знаний | ных для ее решения |
и умениями их | способов | |
использовать |
Противоречие становится движущей силой обучения, если является содержательным, имеющим смысл в глазах учащихся, а разрешение противоречия — осознаваемой ими необходимостью. Обязательным условием проявления противоречия в качестве движущей силы обучения является соразмерность его с познавательным потенциалом учащихся. Если противоречие между выдвигаемой задачей и наличными познавательными возможностями учащихся таково, что даже при полном напряжении усилий подавляющее большинство учащихся не в состоянии выполнить задачу даже в ближайшей перспективе (в зоне ближайшего развития), — такое противоречие не ста-
новится движущей силой учения и развития иможет оказаться тормозом умственной деятельности.
В современных условиях в учебном процессе на каждом шагу проявляется противоречие между преподаванием и учением,которое обусловлено непрерывным повышением теоретического уровня преподаваемых знаний, с одной стороны, информированностью современных школьников, владеющих компьютерными технологиями и пользующихся Интернетом — с другой. Сутью этого противоречия является степень самостоятельности и активности учащихся, определяемая соотношением между преподаванием и учением. Оно изменяется от младших классов к старшим. В начальных классах велика роль преподавания как непосредственного руководства учением детей. В средних и старших классах, особенно при переходе учащихся к различным формам самообразования, преподавание изменяет свой характер: оно все больше и больше опирается на самостоятельность учащихся.
Логика учебного процесса |
Процесс обучения есть совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и уча-
щихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овладение элементами культуры умственного труда и формирование основ мировоззрения и мировосприятия.
Процесс обученияможет быть правильно понят, если рассматривается как целостный процесс,имеющий свою внутреннюю логику, благодаря которой все его стороны и звенья выступают в сложном взаимодействии. В учебном процессе, как и в любой целостной системе, связь между его компонентами настолько тесна, органична, что изменение одного из них обязательно вызывает то или иное изменение других. Целостный характер правильно организованного учебного процесса повышает эффективность каждого его элемента.
Вцелостном процессе обучения можно выявить четыре этапа формирования и реализации в нем целей образования:
— изучение объективных целеобразующих факторов и оп
ределение общей цели образования (требования общест
ва к образованию, уровень развития фундаментальных
наук, уровень обучаемости и т. п.);
— воплощение общей цели образования в учебных про-
граммах, учебниках, технических средствах обучения, методических руководствах;
— осуществление целей обучения в деятельности педаго
гов, непосредственно занимающихся с учащимися;
— осознание целей образования и обучения самими учащи
мися и их сознательное стремление соответственно орга
низовать свое учение.
Процесс обучения обусловлен целью образования и характеризуется взаимодействием следующих его компонентов: а) содержания обучения, т. е. учебного предмета, в котором систематизированы знания (основы наук) для усвоения учащимися определенного класса; б) преподавания, т. е. деятельности педагога, заключающейся в создании мотивов учения у детей, в изложении содержания предмета, в организации деятельности учащихся, в руководстве их самостоятельной работой по изучению и применению знаний, в проверке знаний, умений; в) учения, т. е. разносторонней учебной деятельности учащихся, включающей умственные и физические действия; г) материальных средств обучения (учебники, учебные пособия, технические приспособления, приборы и т. п.).
В логике учебного процесса можно наметить ряд устойчивых норм, обусловливающих стабильную последовательность изучения учебного предмета, пути построения, программирования этой последовательности. Ввиду того что в учебном предмете можно отличать разные объекты усвоения в зависимости от элементов содержания, следует считаться с тем, что в каждом учебном предмете действия, подлежащие усвоению, делятся на группы. Так, усваивая знания, ученик имеет дело с информацией и способами ее усвоения и применения, которые показываются учителем в разных ситуациях.
Кроме того, в учебном предмете имеются способы деятельности, связанные не с теоретическими знаниями, а с такими, которые описывают способ действий — как точить, как спрягать, как умножать и делить, как писать, как строить план, как конспектировать и т. д. Эти способы деятельности (навыки и умения) школьник должен научиться осуществлять как по образцу, так и творчески.
В учебный предмет входит и опыт творческой деятельности, для усвоения которого имеется своя логика.
Учебный предмет включает и обучение опыту эмоционального отношения, который следует учитывать при построении логики изучения других элементов.
В соответствии с изложенным намечается следующая логи-
ка (этапы, звенья) обучения. Звено — составная часть учебного процесса, его органический элемент, характеризующийся особым видом познавательной деятельности учащихся в соответствии с его специфическими функциями. Логика усвоения знаний:
1.Предъявление в разной форме учащимся информации о
предмете усвоения для осознанного восприятия.
2. В соответствии с заданием учителя воспроизведение этой
информации в разных формах для ее осмысления и понимания.
3. Задания на применение этих знаний в разных известных
ситуациях усвоенными способами с целью закрепления. Ситуа
ции должны выявить существенные стороны понятий, случаи
и способы их применения.
4. Доступное и индивидуализированное по заданиям учите
ля применение знаний в незнакомых ситуациях, т. е. поиск но
вых способов использования их при решении творческих задач.
Логика изучения способов действий(навыков, умений):
1. Предъявление способов действий учителем, раскрытие
принципа действий.
2. Неоднократное воспроизведение способов действий уче
никами, в том числе в вариативных, легко опознаваемых си
туациях, конструируемых учителем (учебником, учебным по
собием).
3. Творческое применение этих способов в заново сконструи
рованных учителем (учебником) ситуациях.