Понятие и функции социокультурного менеджмента
Менеджмент (управление, руководство людьми) как совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала организации как основная цель менеджмента. Теория управления в трудах древних философов Сократа, Платона. Г. Форд, Ф. Тейлор А. Ф а й о л ь – кон.XIX – нач.XX вв..
Значение менеджмента в различных сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, культуре и т.д.). Особенности менеджмента СКС: особенности развития экономики страны, в частности СКС, как отдельной самостоятельной отрасли; специфика культурной продукции; специфика используемых в процессе производства ресурсов; творческий характер труда.
Функции процесса управления: планирование, организация, мотивация, координация, контроль. Планирование как важнейшая базовая функция, которая определяет цели организации и способы их достижения. Планирование как основной способ воздействия на объект управления. Планкак рабочий инструмент достижения поставленных целей. Функции планирования: организационно – управленческая, информационная, координационная, аналитическая. Классификация планов: перспективные (долгосрочные, среднесрочные); текущие (краткосрочные и оперативные).
Организациякак процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей. Аспекты организационного процесса: деление организации на подразделения; выстраивание взаимоотношений полномочий. Делегирование как процесс передачи задач и полномочий получателю, который принимает на себя ответственность за них. Полномочия как ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Этапы организационного проектирования: деление организации по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направления деятельности; установление соотношения полномочий (деление на более мелкие подразделения); определение должностных обязанностей.
Мотивация как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей или целей организации. Мотивы как совокупность психологически движущих причин, обуславливающих поведение, действие и деятельность людей. Использование внешнего (материального, морального) вознаграждения. Внутреннее вознаграждение (чувство успеха при достижении цели). Виды стимулов: принуждение; материальное поощрение; моральное поощрение; самоутверждение. Зависимость мотиваций от потребностей, ожидания и восприятия работниками справедливого вознаграждения за выполненную работу. Оценка эффективности мотивации по результатам деятельности сотрудников и организации, по характеристикам, определяющим отношение к труду (усилия, старание, настойчивость, внимательность, добросовестность, контактность и др.).
Координациякак процесс обеспечения согласованности действий всех звеньев управления, сохранение, поддержание и совершенствование устойчивого режима работы организации. Установление взаимодействия в работе подразделений, руководителей, специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы как цель координации. Отсутствие информированности о работе друг друга, обособленность, нарушение сотрудничества как нарушение координации. Способы осуществления координации: совещания, личный контакт, согласование рабочих планов, графиков, увязка работы между исполнителями.
Контролькак вид управленческой деятельности, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Контроль как процесс, обеспечивающий достижение целей организации.
Процесс контроля: установка стандартов, измерение фактически достигнутых результатов; проведение корректировок. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.
Связующие процессы функций менеджмента: процесс коммуникаций, процесс принятия решений.
Планирование деятельности учреждений культуры
Планирование как важнейшая составная часть системы хозяйствования, включающая разработку, реализацию планов и контроль их выполнения. Планирование как процесс выработки и принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем.
Составление специальных документов - планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению стоящих перед ней целей в рамках предстоящего (планового) периода.
Функции планирования: организационно – управленческая, информационная, координационная, аналитическая.
Задачи плановой деятельности: определение цели, изысканиересурсов,
обеспечение формирования или перестройки организационной структуры и системы управления; бесперебойное поступление, обработка и доведение до
всех заинтересованных необходимой для работы информации; способствование повышения трудовой активности работников; выбор наиболее рациональных и эффективных способов достижения целей организации, повышение
производительности труда; создание основы надежного контроля за деятельностью
организации.
Принципы планирования: научность, конкретность, принцип целеполагания, принцип выбора приоритетных направлений, непрерывность, гибкость, координация и интеграция; экономичность, преемственность, системность,органическое единство воспитательной, организационной, административно - хозяйственной, экономической, финансовой, кадровой политики.
Виды планов: по уровню принятия плановых решений (федеральные, региональные, территориальные, планы организаций, планы структурных подразделений, индивидуальные планы); по содержанию планируемой деятельности (планы творческого, экономического, социального развития); по степени директивности (прогнозные, рекомендательные, директивные); по назначению (стратегические, тактические).
По срокам планирования: перспективные (долгосрочные, среднесрочные), текущие (краткосрочные и оперативные). Отражение ближних и дальних целей организации.
Структура и содержание годового плана работы учреждения культуры: цели и задачи деятельности на планируемый период; организационно – управленческая деятельность; изучение, освоение и возрождение традиционной культуры региона; патриотическое воспитание; формирование правовой культуры; социально – культурная работа, организация отдыха и развлечений (работа с детьми, молодежью, пожилыми, инвалидами); развитие любительского творчества (художественно – творческая деятельность, декоративно – прикладное искусство, техническое творчество); методическая деятельность учреждения культуры; укрепление материальной базы.
Структура и содержание плана работы творческого коллектива: общая характеристика коллектива; цели и задачи деятельности; учебная работа; воспитательная работа; концертно – исполнительская деятельность; репертуар.
Этапы планирования: организационно- подготовительный этап (создание организационных условий для проведения планирования, информационное обеспечение планирования); этап разработки плана (постановка главных целей, определение задач, выбор направлений работы, определение содержания работы, выбор форм и методов работы, конкретизация мероприятий, материальное, техническое и кадровое обеспечение планируемой работы, оформление плана); этап согласования и утверждения плана; этап организации контроля за выполнением плана.