Субъекты коллективного трудового права (стороны, участники и органы социального партнерства, их статус).
В действительности субъектов достаточно много, среди них основные, имеющие индивидуальный субъективный интерес:
· Работники.
· Работодатель или работодатели.
· Участники социального партнерства. Они напрямую не имеют субъективного интереса. Это органы государственной или муниципальной власти. Они принимают участие в отношениях на уровне РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, федеральных округов, а также на уровнях профессий и отраслей. Их участие в этих отношениях обусловлено необходимостью предотвращения конфликтов и урегулирования возможных разногласий в ходе переговоров. По существу они выполняют функции арбитров. Кроме того, их функции включают и контроль, как юридический, так и социальный.
· Органы социального партнерства или комиссии, в рамках которых взаимодействуют стороны-участники. Они могут быть временными и постоянными. Сама по себе комиссия не отделена от тех, кто в ней участвует, но у нее есть свои задачи. Постоянные комиссии могут создаваться на всех уровнях социального партнерства, но есть одна комиссия, которая регламентируется специальным законом – Российская трехсторонняя комиссия, в нее входят представители профсоюзов, представителя работодателей и представители РФ. Могут создаваться и локальные комиссии, состоящие из 2-ух сторон (работодатель и работники). Представители не могут создавать иных материальных обязанностей и прав для себя, чем для представляемого. Это касается материальных и правовых вопросов, организационные же вопросы решаются ими самостоятельно.
Все зависит от уровня социального партнерства. Вообще таких уровней закон выделяет 5-6, но мы имеем в виду такое деление:
· Локальный уровень - на локальном уровне сторонами выступают работники и работодатель, представленный органом юридического лица или уполномоченным лицом. Работников на этом уровне могут представлять следующие субъекты:
o Профсоюз – первичная профсоюзная организация, которая объединяет более половины работников вне зависимости от того, сколько их. Если их несколько, и ни один из них не составляет большинства, то тогда решается вопрос о том, какое количество работников вообще входит в профсоюзы. Если все члены профсоюзов составляют более половины работников, то этот вопрос решается профсоюзами, в противном случае представитель должен определяться на общем собрании работников. Общее собрание может избрать конкретного представителя, представительный орган, причем в протоколе указывается будет ли он постоянным или он будет разовым. Другой вариант – орган общественной самодеятельности. К нему применяются аналогичные правила как и к профсоюзам.
o Руководитель или назначенное руководителем лицо из числа администрации. Ему должна быть выделена доверенность со всеми полномочиями, которые закреплены в законе – ТК РФ. Это должна быть письменная доверенность, но тогда как же нормы ГК РФ? Они напрямую не действуют. Это должна быть специальная доверенность, содержащая перечень доверяемых представителю полномочий.
· Другие уровни.
Прежде всего, нужно разграничивать в рамках субъектов: стороны и участники. Сторонами выступают те, кто имеют непосредственный субъективный интерес в осуществлении взаимодействия и регулировании отношений таким образом. Таковыми выступают работники и работодатель (если речь идет о локальном уровне) и работодатели (если речь идет о более высоких уровнях). Что касается работников, указывается на то, что в действительности в качестве стороны выступают представители работников, но дело в том, что представитель не может иметь больше полномочий, чем ему вверено. Работодатель на локальном уровне не имеет представителем, поэтому на локальном уровне работодатель является стороной. Но если речь идет о более высоком уровне, здесь стороной социального партнерства являются работодатели, но независимо от того, участвуют ли они в объединениях работодателей или нет.
Участник социального партнерства тоже субъект, но который, как правило, не имеет субъективного интереса, а осуществляет публичные функции, и деятельность его направлена на содействие сторонам, в достижении согласия и компромисса. Хотя участниками социального партнерства являются государственные органы, которые не являются субъектами. В зависимости от уровня социального партнерства участниками могут быть: на федеральном уровне – представители правительства, уполномоченного министерства или отраслевого министерства. На межрегиональном уровне – органы государственного управления на территории нескольких субъектов (управление трудовых отношений). На региональном уровне – орган государственного управления в сфере труда этого субъекта. Терриотриальный уровень: орган управления в рамках местного самоуправления.
Помимо сторон и участников необходимо выделять органы социального партнерства. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые образуются из сторон и участников. Задачи комиссий в том, чтобы совместно разработать проекты актов социального партнерства, а так же осуществлять контроль за их выполнением. В состав комиссии входят социальные представители. На федеральном уровне действует российская трехсторонняя комиссия, включающая общероссийские объединения профсоюзов, работодателей и представителей правительства. На уровне субъектов федерации, а так же на территориальном уровне могут работать специальные комиссии, деятельность которых должна определятся законами субъектов федерации. Если речь идет об отраслевом уровне, то всегда в состав комиссии включается представитель отраслевого органа управления, и эти комиссии могут так же иметь постоянный характер. Комиссия создается так же и на локальном уровне, но без участия госдуарства. Существует до тех пор, пока функционируют локальные акты социального партнерства.