IV. Критериально-оценочная часть

8. Выполнение критериев технологичности: научности; концептуальности; системности (иерархичности, преемственности, комплексности, целостности); структурированности (логичности, процессуальности, алгоритмичности); развивающего характера; управляемости (вариативности, диагностируемости, прогнозируемости), эффективности, воспроизводимости.

9.Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной.

Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к субъектам и объектам обучения и воспитания.

22.Сущность и понятия информационные (компьютерные) технологии. Характеристика педагогических программных средств.

Классификация и характеристика программных средств информационной технологии обучения (ИТО)

Особая роль в процессе создания и использования информа­ционных технологий принадлежит в системе образования высшей школе как основному источнику квалифицированных высокоинтеллектуальных кадров и мощной базе фундаментальных и при­кладных научных исследований. Характерной особенностью сис­темы образования является то, что она выступает, с одной сторо­ны, в качестве потребителя, пользователя, а с другой — создате­ля информационных технологий, которые впоследствии исполь­зуются в самых различных сферах. Это, по сути дела, обеспечива­ет практическую реализацию концепции перехода от информатизации образования к информатизации общества. Но при этом не стоит преувеличивать возможности компьютеров, поскольку пе­редача информации — это не передача знаний, культуры, и по­этому информационные технологии предоставляют педагогам очень эффективные, но вспомогательные средства.

Для понимания роли информационных технологий в образо­вании необходимо разобраться с сутью этого понятия.

Говоря об информационной технологии, в одних случаях подра­зумевают определенное научное направление, в других же — кон­кретный способ работы с информацией': это и совокупность зна­ний о способах и средствах работы с информационными ресурса­ми, и способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

В контексте образования мы будем руководствоваться послед­ним определением. В каком-то смысле все педагогические техно­логии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в совре­менном понимании информационная технология обучения (ИТО) — это педагогическая технология, использующая специальные спо­собы, программные и технические средства (кино, аудио- и ви­деосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.22

Таким образом, ИТО следует понимать как приложение инфор­мационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всесторон­него развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательно­го процесса. А главная цель информатизации образования состоит «в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жиз­недеятельности в условиях информационного общества»[1]'.

Понятие компьютерная технология обучения (КТО), с учетом широких возможностей современных вычислительных средств и компьютерных сетей, часто используется в том же смысле, что и ИТО. Но применение аббревиатуры КТО вместо ИТО встречает возражения. Они связаны с тем, что информационные техноло­гии могут использовать компьютер как одно из возможных средств, не исключая при этом применения аудио- и видеоаппаратуры, проекторов и других технических средств обучения. Кроме того, понимание роли компьютера как вычислительной машины (англ. computer — вычислитель) стало уже анахронизмом. Поэтому сам термин «компьютерная (буквально — вычислительная) техноло­гия» выглядит неудачно.

Систематические исследования в области применения инфор­мационных технологий в образовании ведутся более сорока лет. Система образования всегда была очень открыта внедрению в учеб­ный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В учебных заведениях успешно применяются различные программные ком­плексы — как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки ком­пьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециали­зированные (системы программирования и управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обра­ботки).

В то же время эти программные средства никогда не обеспечи­вали всех потребностей педагогов. Начиная с 60-х гг., в научных центрах и учебных заведениях США, Канады, Западной Европы, Австралии, Японии, России (ранее — СССР) и ряда других стран было разработано большое количество специализированных ком­пьютерных систем именно для нужд образования, ориентирован­ных на поддержку разных сторон учебно-воспитательного про­цесса. 23

Для соответствующих ИТО в зарубежной практике принята следующая терминология:

САI Computer Aided Instruction Компьютерное программированное обучение
CAL Computer Aided Learning Изучение с помощью компьютера
CBL Computer Based Learning Изучение на базе компьютера
CBT Computer Based Training Обучение на базе компьютера
CAA Computer Aided Assessment Оценивание с помощью компьютера
CMC Computer Mediated Communications Компьютерные коммуникации

В определенном смысле подобная классификация является весь­ма условной, поскольку в ней, по сути дела, происходит пересе­чение отдельных технологий.

В этом можно убедиться, рассмотрев более детально каждую из них.

Компьютерное программированное обучение — это технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обу­чения с помощью соответствующих компьютерных программ.

Изучение с помощью компьютера предполагает самостоя­тельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера. Харак­тер учебной деятельности здесь не регламентируется, изучение может осуществляться и при поддержке наборов инструкций, что и составляет суть метода программированного обучения, лежаще­го в основе технологии САI.

Изучение на базе компьютера отличает от предыдущей техноло­гии то, что если там возможно использование самых разнообраз­ных технологических средств (в том числе и традиционных — учеб­ников, аудио- и видеозаписей и т.п.), то здесь предполагается ис­пользование преимущественно программных средств, обес­печивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых.

Обучение на базе компьютера подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с участием педагога и без) и, по существу, пересекается с вышеназванными.

Оценивание с помощью компьютера может представлять собой и самостоятельную технологию обучения, однако на практике оно входит составным элементом в другие, поскольку к технологиям передачи знаний в качестве обязательного предъявляется и требование о наличии у них специальной системы оценки каче­ства усвоения знаний. Такая система не может быть независимой от содержания изучаемой дисциплины и методов, использующихся педагогом в традиционном обучении или реализованных в обуча­ющей программе. 24

Компьютерные коммуникации, обеспечивая и процесс переда­чи знаний, и обратную связь, очевидно, являются неотъемлемой составляющей всех вышеперечисленных технологий, когда речь идет об использовании локальных, региональных и других компь­ютерных сетей. Компьютерные коммуникации определяют возмож­ности информационной образовательной среды отдельного учеб­ного заведения, города, региона, страны. Поскольку реализация любой ИТО происходит именно в рамках информационной обра­зовательной среды, то и средства, обеспечивающие аппаратную и программную поддержку этой образовательной технологии, не должны ограничиваться только лишь отдельным компьютером с установленной на нем программой. Фактически все обстоит на­оборот: программные средства ИТО и сами образовательные тех­нологии встраиваются в качестве подсистемы в информационную образовательную среду — распределенную информационную об­разовательную систему.

Не отрицая важности классификации ИТО, заметим, что для их эффективного применения педагогу в первую очередь необхо­димо ориентироваться в соответствующемпрограммном обеспе­чении.

Разработка полноценных программных продуктов учебного назначения — дорогостоящее дело, поскольку для этого необхо­дима совместная работа высококвалифицированных специалистов: психологов, преподавателей-предметников, компьютерных дизай­неров, программистов. Многие крупные зарубежные фирмы и ряд отечественных производителей программной продукции финан­сируют проекты создания компьютерных учебных систем в учеб­ных заведениях и ведут собственные разработки в этой области.

Программное обеспечение, использующееся в ИТО, можно раз­бить на несколько категорий:

• обучающие, контролирующие и тренировочные системы,

• системы для поиска информации,

• моделирующие программы,

• микромиры,

• инструментальные средства познавательного характера,

• инструментальные средства универсального характера,

• инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

Под инструментальными средствами понимаются программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ре­сурсов: файлов различного формата, баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных комплексов. Такие средства могут быть предметно-ориентированными, а могут и практически не зависеть от специфики конкретных задач и обла­стей применения. 25

Основное требование, которое должно соблюдаться у программ­ных средств, ориентированных на применение в образовательном процессе, — это легкость и естественность, с которыми обучае­мый может взаимодействовать с учебными материалами. Соответ­ствующие характеристики и требования к программам принято обозначать аббревиатурой НСI (англ. Human—Computer Interface — интерфейс человек—компьютер). Этот буквальный перевод мож­но понимать как «компьютерные программы, диалог с которыми ориентирован на человека».

Охарактеризуем перечисленные категории программного обес­печения более подробно.

Контролирующие системы. Применение информационных тех­нологий для оценивания качества обучения дает целый ряд пре­имуществ перед проведением обычного контроля. Прежде всего, это возможность организации централизованного контроля, обес­печивающего охват всего контингента обучаемых. Далее, компью­теризация позволяет сделать контроль более объективным, не за­висящим от субъективности преподавателя. В настоящее время в практике автоматизированного тестирования применяются конт­ролирующие системы, состоящие из подсистем следующего назначения:

• создание тестов (формирование банка вопросов и заданий, стратегий ведения опроса и оценивания);

• проведение тестирования (предъявление вопросов, обработ­ка ответов);

• мониторинг качества знаний обучаемых на протяжении всего времени изучения темы или учебной дисциплины на основе про­токолирования хода и итогов тестирования в динамически обнов­ляемой базе данных.

На рис. 1 представлена функциональная схема контролирую­щей системы.

С подсистемой создания тестов работает непосредственно или педагог, или оператор, который вводит информацию, предостав­ленную педагогом. Во избежание возможных ошибок, с целью упрощения подготовки материалов в таких подсистемах обычно используются шаблонные формы — для внесения текста вопроса или задания, вариантов ответа, правильного ответа и т.д. В итоге данная подсистема формирует базу данных, служащую основой для проведения тестирования. Обучаемому, работающему с под­системой проведения тестирования, может быть предложен инди­видуально подобранный набор вопросов и алгоритм их предъяв­ления. По результатам тестирования с помощью подсистемы мо­ниторинга будет сформирована база данных, обеспечивающая не­обходимой информацией педагога, обучаемых и администрацию учебного заведения.26

Разработка современных контролирующих систем базируется на соблюдении основного требования: система должна быть абст­рагирована от содержания, уровня сложности, тематики, типа и предметной направленности отдельных тестовых заданий и спо­собна работать на изолированных компьютерах, в локальной сети и в сети Internet. Подобная стандартизация позволяет не прибегать для создания каждого очередного теста и обработки его результа­тов к услугам программистов, а, освоив определенную систему, наполнять ее содержательную часть по различным дисциплинам на основе общих принципов. В этом случае легче подготовить: пе­дагогов — к формированию тестов, а обучаемых — к прохожде­нию тестирования.

23.Характеристика технологии дистанционного обучения. Виды дистанционных учебных занятий. Перспективы развития технологии дистанционного обучения.

Сегодня выделяют два основних направления влияния ИКТ на образовательные процессы:

1. внедрение дистанционного обучения, которое базируется на новых методах организации процесса обучения,

2. применение ИКТ для повышения качества анализа, проектирования при построении традиционных форм обучения.

Словосочетание "дистанционное образование" (ДО) прочно вошло в мировой образовательный лексикон. В течение последних трёх десятилетий ДО стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира. Возникла и бурно развивается целая индустрия образовательных услуг, объединяемых общим названием "дистанционное образование", впечатляющая огромным числом обучающихся, количеством образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами инвестиций и денежного оборота. Радикальный прорыв в области До произвели ПК и Интернет, а в ближайшей перспективе – мобильный Интернет и беспроводные локальные сети.

Из-за многогранности и масштабности ДО как явления, широкого разнообразия образовательных услуг и форм организации (или моделей) ДО в крупных национальных и международных центрах дистанционного образования - общепринятого, канонического определения ДО не существует.

Очевидно, что если "дистанционное" означает "на расстоянии", то речь идёт об образовании на расстоянии, то есть о такой форме образовательного процесса, при которой учащийся (студент) и учитель (преподаватель) - по крайней мере, как правило - находятся не в одной аудитории, а на значительном расстоянии друг от друга.

"Дистанционное обучение" - это составляющая "дистанционного образования", деятельность обучающего: педагога и образовательного учреждения. Правда, при широком понимании "обучения" - как, например, "совместной целенаправленной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание" (3) , приведённый аргумент теряет силу, поскольку границы между "обучением" и "образованием" попросту стираются и они становятся синонимами. Задача дистанционного обучения – учить, не имея прямого постоянного контакта с обучаемым.

Базовые принципы, на основе которых создаются системы дистанционного образования:

1. доступность обучения.При хроническом недостатке времени учиться надо все больше. Процесс обучения при ДО может начинаться когда угодна и заканчиваться когда угодно.

2. радикально новые формы представления и организации информации. Системы мультимедиа, нелинейные формы представления информации, присутствие большого количества справочной информации.

3. достоверность сертификации знаний.Широкое использование методик оценки знаний, основанных на тестировании.

Наши рекомендации