Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению | Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении |
• Ситуации нравственных переживаний, занимательности, яркости, удивления,аналогий • Познавательные игры • Анализ жизненных ситуаций • Ситуация успеха | • Разъяснение личной и общественной значимости учения • Учебные требования • Поощрения • Наказания |
Методы контроля | и самоконтроля в обучении | |||
Методы устно- | Методы пись- | Методы лабо- | Методы гра- | Методы |
го контроля и | менного конт- | раторно-прак- | фического | программи- |
самоконтроля | роля и само- | тического | контроля и | рованного |
контроля | контроля и | самоконтро- | контроля и | |
самоконтроля | ля | самоконтро- | ||
ля | ||||
• Индиви- | • Письмен- | • Практичес- | • Графики | • Безма- |
дуальный | ные работы | кие работы | • Схемы | шинные |
опрос | • Диктанты | • Опыты | • Таблицы | • Машин- |
ные | ||||
• Фронталь- | • Изложения, | • Диаграм- | ||
ный опрос | сочинения | мы и т. п. | ||
• Уплотнен- | • Рефераты | |||
ный опрос | • Конспекты | |||
и т. п. |
Любой метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования и тем самым достижение целей обучения.
Посмотрим, как это реализуется в различных методах приопределенной технологии их использования.
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подгруппа по источнику информации и восприятия СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ
К ним относятся: рассказ, лекция, беседа, работа с учебником (печатное слово). Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе объяснения, беседы, рассказа, лекции можно не только излагать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся и продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.
Изложение учителя — это метод обучения, при котором учебный материал преподносится ученикам в связной форме посредством слова. Внешним признаком при этом является активная деятельность учителя. Изложение учителя может проходить в таких формах, как:
— сообщение или описание (обеспечивает объективное объ
яснение вещей и явлений);
— рассказ или художественное описание (характерно нали
чие подробных, образных изображений, действующих
чаще всего на чувства детей);
— проблемное изложение (развивает мышление учащихся).
Изложение учителя применяется главным образом при со
общении новых знаний, в меньшей степени при закреплении.
Речь учителя должна быть:
— ясной, четкой, понятной, эмоциональной и выразитель
ной;
— логичной, хорошо структурированной.
Преимущество изложения учителя: за сравнительно короткое время можно преподнести большой объем знаний, познакомить с предметами, явлениями исобытиями, отдаленными во времени и пространстве.
7—1742
Недостаток: ограниченная обратная связь с учащимися и вероятность того, что усваиваемые знания не у всех могут оказаться достоверными и точными.
Применение учебных пособий дает учителю возможность сделать работу живой, интересной и во многих случаях более успешной.
Рассмотрим особенности методов этой группы.
Объяснение — это доказательное изложе- ние какого-либо закона, правила, хода решения задачи, устройства прибора, а также анализ соответствующих явлений природы, исторических событий и дат, особенностей художественного произведения и т. п. Объяснение может использоваться в виде самостоятельного метода обучения, чаще же всего оно выступает в качестве составной части рассказа, беседы, лекции. Его функция заключается в раскрытии с помощью логических приемов, убедительной аргументации научной сути законов, правил, истины. В процессе объяснения происходит обучение учащихся школьников формально-логическому и диалектическому мышлению, умению аргументировать и доказывать защищаемые положения. Поэтому к этому методу чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении физических, химических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Использование метода объяснения требует логически точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использования сравнения, сопоставления, аналогии, с привлечением ярких примеров.
Обучающе-познавательный результат объяснения прояв- * ляется в глубоком и ясном понимании учеником сути явления, его закономерных связей и зависимостей. Развивающий — в активизации мыслительных процессов, формировании у школьников умения сосредоточиваться на выявлении главного и существенного. Воспитательное значение метода заключается в развитии у учащихся стремления докопаться до истины, выявить в изучаемом материале главное и отделить несущественное, второстепенное.
Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми всех возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала
и возрастающими интеллектуальными возможностями, необходимость в объяснении становится все более настоятельной.
Рассказ |
Рассказ представляет собой монологическую, непродолжительную по времени
(10—15 мин) форму изложения учебного материала педагогом или учащимися. В нем акцентируется внимание на конкретных фактах, их взаимосвязях и взаимообусловленности, что мобилизует слуховое восприятие, представления и воображение школьника. В процессе рассказа происходит не только усвоение детьми фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал.
Рассказ используется при изучении тех предметов, в которых на первый план выступает фактический материал, требующий образности и последовательности изложения. Эффективность этого метода предполагает возбуждение внимания и интереса учащихся, чему способствуют содержательные и риторические вопросы, обращенные к опыту детей, использование образных сравнений, документов и отрывков художественных произведений, разнообразие видов деятельности учащихся по ходу рассказа (слушание, наблюдение, выполнение самостоятельных работ и т. п.). В заключение учитель выявляет понимание детьми сути фактов, их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Развивающий смысл рассказа в том, что он приводит в состояние активности психические процессы: представления, память, мышление, воображение, эмоциональные переживания. Воспитательный результат проявляется в формировании у школьников устойчивого внимания, любознательности, интереса. Рассказ может быть использован в работе с детьми любого возраста. Но наибольший обучающе-развивающий эффект дает в обучении младших школьников, накапливающих фактический материал и склонных к образному мышлению.
С активным внедрением элементов проблемного обучения все чаще стали использоваться элементы проблемного изложения знаний в процессе рассказа.
Использование рассказа возможно с учащимися любого возраста.
^—-~Z ~^^ Лекция — последовательное монологиче-
^------ кци______ ^ ское изложение системы идей в опреде
ленной области. Она предполагает использование в разнооб
разных пропорциях и изложение фактов, объективных свя
зей, опосредовании между явлениями, и краткий вспомога
тельный диалог, обеспечивающий диагностику, получение
преподавателем обратной информации о качестве восприятия — усвоения материала слушателями. Лекции читаются по наиболее общим, фундаментальным вопросам и по тому учебному материалу, которого, как правило, нет в соответствующих пособиях. Лекция представляет собой органическое единство метода и формы обучения. Она вовлекает учащихся в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное, законченное учебное занятие.
В условиях средней школы она применяется в старших классах как школьная лекция, которая отличается от вузовской, для преподавания предметов общественно-гуманитарного цикла. Школьнаялекция представляет собой модификацию урока новых знаний: изложение учебного материала распределяется на два учебных часа, чем обеспечивается рассмотрение крупной темы в единстве всех ее компонентов. Технология лекциипредполагает сообщение учащимся плана, основной и дополнительной литературы, указание на особенности конспектирования, интонационное выделение и повторение главных выводов и обобщений, риторические вопросы, показ иллюстративного материала, эпизодические обсуждения, ответы на вопросы, резюме и краткий анализ литературы. Учащиеся следят за логикой изложения, что развивает их способность к логическому мышлению, умение концентрировать внимание на главном. Лекция побуждает школьников к целостному осмыслению фактов в их взаимосвязи. Ее структура состоит из введения; оснащенной разнообразными приемами изложения материала основной части, заключения — резюме; ответов на вопросы и инструктажа по поводу домашнего задания.
Все требования, предъявляемые к лекции, те же, что и для рассказа. В зависимости от дидактических целей обучения лекция и рассказ могут быть вводными, обобщающими, обзорными и проблемными.
В обучающем аспекте преимущества лекции проявляются в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия-усвоения школьниками объемного учебного материала в его логических опосредствованиях и взаимосвязях. Развивающий эффект лекции состоит в вовлечении учащихся в поток логического мышления, приемов диалектической логики, движения учительской мысли от конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному, от обращения к анализу и синтезу. В воспитательном смысле лекция формирует ус-
тоичивое произвольное внимание, навыки конспектирования устной речи, умение ставить вопросы и выяснять непонятое.
Лекциия используется в работе со старшими школьниками, готовыми в физиологическом, психическом и интеллектуальном отношениях к сравнительно длительному напряжению.
Беседа |
Одним из важнейших методов устного изложения является беседа— это такой метод,
внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения. С
помощью беседы учащиеся должны развивать способность усваивать новые понятия и приобретать новые знания путем самостоятельного логического мышления. Помимо этого, данный метод служит цели повторения, закрепления и проверки знаний.
В большинстве случаев при применении беседы предполагается, что учащиеся уже имеют некоторые знания и личный опыт относительно изучаемого материала, на которые может опереться учитель. Вопросы учителя, задаваемые учащимся в соответствии с определенным планом, побуждают учащихся во время беседы связывать уже имеющиеся у них знания с вновь приобретаемыми.
Беседы бывают такими, как:
• Эвристическая (от греч. heurisko — я нахожу). Характерным признаком, является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителем и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний. На один вопрос учителя следует чаще всего много ответов учащихся.
Наиболее эффективными беседами такого вида являются поисковые (с элементами проблемного обучения), вооружают учащихся способами научного поиска, дающие возможность детям самим решать посильные для них познавательные задачи. Излагая новый материал или обобщая изученный, учитель постепенно обращается к учащимся с вопросами, которые вовлекают их в самостоятельное решение познавательных задач (можно высказать предположение, объяснить сущность каких-то фактов, сделать выводы из проведенного опыта и т. п.). При использовании таких бесед учащиеся более эффективно вовлекаются в поисковую деятельность, у них повышается интерес к изучаемому материалу, стимулируется активная работа мысли, обеспечивается сознательное усвоение материала. Метод беседы способствует вооружению учащихся такими умственными дей-
ствиями, как анализ, обобщение, сравнение и т. п. Беседа может носить как индуктивный характер познавательной деятельности, когда учащиеся совместно с учителем идут от частных фактов к общему выводу, правилу, закону, так и дедуктивный, когда учащимся предлагается какая-то информация, какие-то наиболее общие понятия, и они самостоятельно делают более частные выводы из этого, подбирают свои примеры и факты т. е. рассуждение идет от общего к частному. Такого характера беседы могут использоваться и при закреплении изученного материала, что позволяет сэкономить учебное время.
• Катехи(зи)ческая (от греч. katecheo — я поучаю, я наставляю)
беседа используется при проверке того, что было предложено
выучить. Ученики подводятся к самостоятельной умственной ра
боте, к самостоятельному мышлению. Применение такой бесе
ды необходимо для контроля за пониманием учащимися ранее
изложенного или прочитанного вслух учителем, того, что они
сами наблюдали или пережили, а также для того, чтобы проч
но закрепить у них приобретенные знания. Катехизическая бе
седа служит прежде всего для развития мышления, но особен
но для тренировки памяти. Учащиеся побуждаются вспоминать
уже изученный материал, повторять ранее найденные связи,
резюмировать ход мысли и систематизировать свои знания.
Здесь же можно проверить, нет ли неясностей, которые устра
няются с помощью объяснений учителя или в процессе беседы.
На вопрос учителя чаще всего следует только один ответ ученика.
• Сократическая беседа. Мастером ведения такой беседы
был философ Сократ, который никогда не давал готовых отве
тов. Своими вопросами и возражениями он старался навести
самого собеседника на правильные решения. Целью Сократа
было не само знание, а пробуждение у людей любви к знанию.
Беседы Сократа — устный диалогический метод, рассчитанный на
то, что уже известно собеседнику и следует наводящими вопросами
выяснить границы его знания и незнания и вместе с ним прийти, ес
ли для этого есть предпосылки, к открытию в себе прекрасного и ра
зумного. Сократическая беседа — это беседа, обучающая уме
нию сомневаться (без сомнения нет поиска и познания), мыс
лить диалектически, избегать жестких и категоричных вы
сказываний, видеть вещи и явления во всей их сложности и
многоаспектности. Это сложный метод, но современному учи
телю надо стремиться к овладению им.
• Герменевтическая беседа. Герменевтика — направление в
философии, основной проблемой которого является проблема
понимания. Герменевтика — это искусство толкования, объяснения текстов, музыкальных пьес, картин и т. п. Учитель может вести со школьниками герменевтическую беседу, когда имеются учебные пособия, с помощью которых им легко достигнуть требуемых знаний. Ценность этого метода заключается и в том, что у учащихся развивается умение самостоятельно пользоваться, например, книгами, картинами, моделями и т. д. Во время или после экспериментальной работы, учебной экскурсии, при разборе стихотворения или отрывка для чтения педагог будет стараться вести детей к правильной оценке материала.
К методу герменевтической беседы относится объяснительное чтение. Таким способом на основе читаемого текста словесно объясняются реальные взаимосвязи, поступки действующих лиц, события, понятия, правила и термины. Одновременно у учащихся нужно развивать способность понимать свой родной язык в полном объеме и правильно пользоваться им в разговоре, при чтении и при письме. Таким образом, увеличивается запас слов и выразительных средств учащихся. Наиболее часто этот вид беседы используется в начальной школе, но может иметь место на любой ступени обучения.
В младших классах беседа как метод обучения может продолжаться от 10 до 15 мин, в то время как в старших классах на нее может быть предусмотрено большее количество времени, но нельзя в виде беседы проводить объяснение нового материала по гуманитарным предметам в течение сдвоенных (а то и утроенных) учебных часов. Даже учащиеся гимназических старших классов не могут усвоить смысл и логику новой темы при таком методе ее подачи.
Овладение учителем техникой постановки вопросов является важной предпосылкой для успешного проведения беседы. В соответствии со степенью трудности существуют вопросы различного характера: а) вопросы о фактах; б) вопросы, которые требуют для ответа сравнения и соответствующего анализа явлений; в) вопросы о причинных связях и о значении явлений; г) вопросы, требующие доказательств.
Требования к вопросам беседы и методике ее проведения:
— ясная целевая установка и логика задаваемых вопросов;
— вопросы не должны быть слишком легкими или уже со
держать ответ;
— не следует спрашивать о само собой разумеющихся вещах;
— следует избегать альтернативных вопросов («Это дуб или
береза?») или предлагать аргументировать ответ;
— то же правило, если используются вопросы, на которые
отвечают «да» или «нет»;
— с каждым вопросом следует обращаться ко всему классу;
внимание учащихся должно сохраняться и тогда, когда
учитель обращается с вопросами к отдельным ученикам;
— должны ставиться вопросы различной трудности, чтобы
как сильные, так и слабые и средние учащиеся были
убеждены, что они все активно помогают в разрешении
проблемы;
— включение в беседу большей части класса, а не только
активно работающих учащихся;
— постоянная проверка ответов, чтобы они были правиль
ны, грамотно построены и всегда, когда это необходимо и
имеет смысл, сформулированы целыми предложениями;
— необходимо вникать в неправильные ответы и направ
лять мысль ученика на верный путь;
— отводить достаточно времени, чтобы учащиеся могли по
думать и изложить свои знания или выводы, но задавать
достаточно быстрый темп при воспроизведении извест
ных фактов, дат и других перечислений;
— уметь формулировать наводящие, но не подсказываю
щие или содержащие ответ вопросы, в случаях затрудне
ния с ответами у учеников;
— не удовлетворяться одним ответом на поставленный воп
рос, побуждать других учащихся к сомнению, поиску
своего решения или доказательства;
— побуждать учащихся самих ставить вопросы, которые
способствуют во время беседы разрешению проблемы;
— не задавать одновременно несколько вопросов.
Продуманная беседа на уроке идет легко и целеустремленно,
если учитель, как и во время рассказа, использует учебные пособия, например модели, зарисовки на доске, натуральные предметы, картины и т. п., помогающие учащимся значительно легче и точнее ответить на поставленные вопросы. Дети, работая самостоятельно, приобретают при помощи вопросов учителя хорошие и прочные знания, которые дольше сохраняются в их памяти.
Педагогическая функция беседы состоит в том, чтобы использовать знания и личный опыт учащихся в целях активизации их познавательной деятельности, вовлечения их в мыслительный поиск, в разрешение противоречий, самостоятельное формулирование выводов и обобщений. В целях активизации учебного процесса включают элементы беседы
в рассказ и объяснение. С помощью диалога осуществляется и проблемное обучение: постановка задачи, уточнение понимания ее сути и обсуждение, подведение учащихся к самостоятельным выводам.
Познавательный результат беседы обнаруживается в прочном усвоении знаний школьниками, в актуализации их жизненного опыта. Развивающий эффект беседы проявляется в формировании умения четко и быстро мыслить, анализировать и обобщать, ставить точные вопросы, кратко говорить и ясно выражать свою мысль. Воспитательное значение беседы состоит в том, что она пробуждает в учащихся самостоятельность, помогает обретению уверенности в собственных силах, формированию коммуникативной способности.
Преимущества беседы: оживляется процесс обучения, удовлетворяется потребность детей в активной деятельности, включение в работу многих учащихся, возможность учитывать индивидуальные особенности учеников и их личный опыт, учащимся представляется возможность говорить, доказывать, отстаивать свою позицию, они учатся говорить, грамотно оформлять свои мысли.
Недостатки: возможность уйти от темы урока в сторону, работа с небольшой группой детей при пассивном участии основной части класса, требует достаточно много времени, особенно, если используется индукция; трудно сформулировать вопросы по ходу беседы, особенно начинающим учителям.
Беседа как метод обучающего взаимодействия учителя с детьми не имеет возрастных ограничений. Дело лишь в различии содержания и глубине обсуждения проблем.
СРабота с книгой^) |
В процессе обучения невозможно добиться от учащихся, чтобы они запоминали всю получаемую информацию. Они должны усвоить фундаментальные положения, на которых основываются знания по тому или иному учебному предмету. Более частные положения они должны уметь самостоятельно отыскать в учебной литературе, чему надо обучать на уроках. Это один из важнейших путей подготовки учащихся к самообразованию.
Для каждого учебного предмета существуют свои приемы работы с книгой, но имеются и общие. Все навыки самостоятельной работы с учебником и специальной учебной литературой можно разделить на три группы, в зависимости от цели работы: самостоятельное приобретение новых знаний, закрепление знаний, сообщенных учителем; применение знаний в практической деятельности.
Начиная работу с книгой, прежде всего необходимо познакомить учеников со структурой учебника или книги: главами, их последовательностью, объяснить, почему они расположены в таком порядке, какова связь между разделами, в чем назначение методического аппарата. Это обычно делается в начале учебного года. Необходимо также использовать приемы объяснительного чтения (чем меньше возраст учащихся, тем чаще используется этот прием). Можно дать план, по которому учащимся следует работать с учебником, поставить вопросы, на которые они должны найти ответы, дети должны научиться самостоятельно составлять план прочитанного.
Особое внимание необходимо обращать на обучение ведению различного рода записей: тезисов, выписок отдельных наиболее важных положений, составлению конспекта прочитанного, текста сообщения по одному или нескольким источникам и т. п. Во время школьной лекции можно использовать такой прием: учащиеся, подготовив материал заранее, по ходу лекции учителя зачитывают отрывки из различных источников, подтверждающие, иллюстрирующие или содержащие другую точку зрения на рассматриваемый вопрос.
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ
К ним относятся демонстрация и наблюдение.
Главной особенностью этих методов является то, что основным источником информации при их использовании является не слово, а различного рода объекты, явления, технические и наглядные средства. Эти методы довольно часто применяются в сочетании со словесными методами (с целью подкрепления информации, сообщенной учителем), но могут быть использованы и с элементами проблемного обучения, носить творческий характер. В некоторых учебниках педагогики вводится так называемый видеометод, связанный с использованием компьютера, что представляется не совсем обоснованным, так как компьютер — это техническое средство, пусть и более сложное и многофункциональное, но не единственное, с помощью которого можно транслировать изображение.
Демонстрация и наблюдениеспособствуют реализации принципа наглядности, эти методы оказывают эмоциональное воздействие на учащихся. К ним предъявляются такие требования,как: целесообразность, последовательность демонстрируемых объектов, мера в их использовании, понимание цели используемых наглядных средств обучаемыми, обеспечение качественной и
эстетической сторон используемой наглядности, обеспечение ясности и точности восприятия и др.
(^Наблюдение |
Наблюдение как метод обучения представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных предметов естественного цикла. Наблюдения могут проводиться как под руководством учителя на уроках, экскурсиях, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя.
При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: разработка памяток-схем наблюдения, обучение учащихся приемам фиксирования и обработки данных наблюдения и их использования и пр. Этот метод способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное, организующее и воспитательное значение.
Демонстрация — метод обучающего взаи- МОдеиствия педагога с детьми на основе показа реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях обращения внимания учащихся на существенные характеристики изучаемых предметов, явлений и процессов. Она обеспечивает восприятие учащимися сложных явлений действительности в их динамике, во времени и в пространстве; с ее помощью расширяется кругозор ученика, психологически облегчается процесс усвоения знаний, создается чувственно-эмпирическая основа познания при изучении всех предметов учебного плана.
Обеспечение основательного, глубокого восприятия учебного материала достигается демонстрацией учебных и художественных фильмов, их фрагментов, научных экспериментов, реальных процессов в природе и обществе, натуральных и искусственно созданных предметов: макетов, моделей, муляжей; произведений изобразительного искусства, фрагментов литературных, музыкальных, научных произведений; символических пособий — карт, схем, графиков, диаграмм. Используется в целях создания в сознании учащихся точного, четкого и ясного образа изучаемого явления. Главная функция демонстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений.
Технология демонстрации: беседа до восприятия объектов и явлений, показ, обязательное собеседование с учащимися по поводу воспринятого, что помогает учителю диагностировать процесс усвоения знаний школьниками.
Демонстрация используетсяв тех случаях, когда:
— наглядное пособие (опыт, явление и т. п.) служит непо
средственным объектом изучения;
— наглядный объект в сочетании с предшествующим опы
том учащихся служит опорой для объяснения внутрен
них связей в явлениях, недоступных непосредственному
восприятию;
— наглядный объект служит подтверждением, иллюстра
цией к словесному объяснению учителя;
— наглядный объект является основой для рассказа о явле
ниях и связях, неизвестных учащимся и недоступным
непосредственному восприятию (показ ландшафтных
картин, слайдов и т. п. для рассказа о поясных климати
ческих зонах).
Обучающий результат демонстрации проявляется в обеспечении четкости первоначального восприятия изучаемого предмета учащимися, в обогащении детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности. Развивающее значение демонстрации заключается в активизации деятельности анализаторов, всех психических процессов школьника, в возбуждении у него живого интереса к предмету познания, в расширении общего кругозора. Воспитательный эффект — в огромном эмоциональном воздействии демонстрируемых явлений, их убеждающей силе. В диагностическомотношении использование иллюстрации дает учителю обильную обратную информацию, поскольку порождает у учащихся многочисленные вопросы, отражающие движение их мысли к пониманию сути явления.
Демонстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов в любых возрастных группах обучаемых. Вместе с тем злоупотребление иллюстративностью может привести к сдерживанию развития мыслительных процессов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
УПрЭЖНбНИв ----------- — |
Упражнение — метод систематической и эффективной отработки умения или навы-
ка путем повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности. Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть
знаний учащегося в умения и навыки, обеспечить возможность умелого практического действия, воспроизводящей и творческой деятельности. Диагностическое значение упражнения заключается в том, что только глубокое понимание учеником приобретенных знаний обеспечивает возможность овладения прочными умениями и навыками.
Упражнения являются обязательной частью любого изучаемого предмета. Их выполнению всегда предшествует прочное усвоение учащимися теоретического материала и тщательный инструктаж учителя. Это позволяет школьникам осуществлять систематическое пошаговое воспроизведение действий, необходимых для образования навыка, мыслительных операций с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элемента индивидуально-личностного творчества. Учитель показывает образцы действий, после чего ученик включается в целостное выполнение упражнения. В заключительной стадии работы учитель и учащиеся обсуждают и анализируют результаты, корректируют свою деятельность, вносят поправки.
Упражнения имеют свою специфику в каждом учебном предмете, но можно назвать некоторые наиболее общие требования, предъявляемые к ним. Прежде всего это сознательное отношение к их выполнению: учащиеся должны знать и понимать, с каким учебным материалом связано данное упражнение (или задача); с какой целью и каким образом оно выполняется (для заучивания или для уяснения сути нового материала); должно выполняться упражнение.
Необходимо соблюдать дидактическую последовательность при выполнении упражнений:
1) упражнения, которые обеспечивают прочное усвоение
знаний, направлены на запоминание учебного материала;
2) упражнения с целью проверки качества знаний и умений,
которые предполагают воспроизведение усвоенного материала;
3) упражнения для выработки умений по применению зна
ний в практической деятельности;
4) упражнения творческого характера, требующие самосто
ятельного применения имеющихся знаний.
Особая роль принадлежит упражнениям с элементами проблемного обучения, поискового типа, способствующих более эффективному развитию творческого начала.
Упражнения делятся на воспроизводящие и творческие. Первые способствуют выработке и закреплению навыка или уме-
ния, вторые — совершенствованию способностей и дарований детей. Упражнения всегда должны побуждать учащихся к самостоятельности. Они осознают действия, которые при этом производят. Анализ этих действий поможет им подойти к поискам алгоритмов решения задач определенного рода, а затем и к алгоритмизации более сложных видов учебной деятельности. Полезно давать как прямые задания (задачи, упражнения), так и обратные. В состав упражнений должно входить создание самими учащимися своих, оригинальных заданий, при этом им приходится прибегать к таким формам синтеза, которые они обычно не используют при решении готовых задач.
Обучающий результат упражнений проявляется в вооружении системой приемов, способов практического действия. Развивающий эффект этого метода выражается в расширении возможностей творческого самовыражения детской личности и формирования разнообразных способностей. Воспитательное значение — систематическое выполнение упражнений укрепляет волю учащихся, воспитывает настойчивость, упорство, прилежание, самообладание. Упражнение в высшей степени всесторонне и объективно позволяет диагностировать состояние прочности знаний, глубины их понимания учащимися, поскольку от этого прямо зависит качество формируемых умений и навыков, возможность их творческого применения.
Наряду с упражнениями используются
<TZ ~^\ Наряду с упражнениями используются
ЛаоораторныеЛлабОратОрные работы. Чаще всего они при-
—__рэоо_--- меняются в сочетании с наглядными и дру-
наглядными и другими практическими методами. Поэтому к ним предъявляются те же дидактические требования, что и к упражнениям и демонстрациям.
Учебный лабораторный эксперимент является методом обучающего взаимодействия учителя и учащихся на основе воспроизведения ими в условиях учебной лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой. Таким путем обеспечивается прочное усвоение знаний, умений и навыков о процессах, происходящих в природе и на производстве, их результатах и формирование связанных с этим умений и навыков. Личное участие школьников в воспроизведении различных процессов в лабораториях создает условия для проявления ими самостоятельности, для организации деловых обсуждений, принятия совместных решений. Этот метод применяется прежде всего при изучении предметов естественного цикла биологии, физики, химии.
Успех лабораторных и практических занятий, их воспитательно-образовательное значение зависят от правильного определения меры самостоятельности учащихся в их проведении. Как и во всех сложных процессах обучения, здесь имеют место ступени самостоятельности: от начальной, когда все действия учащихся направляются предварительным инструктажем и показом образцовых действий учителя, до ступени самостоятельного выполнения лабораторных и практических заданий познавательного характера по специально разработанным письменным инструкциям. Высшая степень познавательной и практической самостоятельности проявляется в тех лабораторных и практических занятиях, в которых учитель лишь ставит познавательную задачу, а ход и методы ее решения, как и выбор необходимого оборудования, определяются самими детьми. Они же после выполнения работы самостоятельно проводят проверку полученных решений.
Высокая степень самостоятельности учащихся характерна для опытнической работы, когда они под руководством учителя закладывают какой-нибудь эксперимент в условиях, приближенных к реальным (например, на пришкольном участке), а затем наблюдают за его развитием и сопоставляют с контрольным вариантом. (Часто используется при изучении биологии.)
Проведение лабораторного поиска-эксперимента предполагает тщательную подготовку приборов, инструктирование учащихся, показ отдельных элементов исполнения, деятельность учеников с контрольно-консультативной помощью учителя, коллективное обсуждение результатов, установление их связи с ранее изученными знаниями.
Обучающе-развивающий эффект лабораторной работы проявляется в активной мобилизации учащимися своих творческих сил, в выработке умения подходить к изучаемому объекту с различных исследовательских позиций. Воспитательное значение этого метода занятий обнаруживается в познавательной активности школьников, их самостоятельности, ответственности за ход и итоги опытной работы. В диагностическомаспекте участие школьников в лабораторной работе дает учителю богатую информацию не только о степени их теоретической подготовленности, но и об умении применять знания на практике.
Практические работы по своему характеру и структуре очень близки к лабораторным, но, как правило, проводятся в мастерских, на пришкольном участке, при работе на компью-
тере, тренажерах. К ним предъявляются те же требования, что и к лабораторным работам. Особенностью практических работ является то, что они, как правило, носят повторительный или обобщающий характер. Этот метод используется в основном после изучения каких-то больших тем и разделов. Он имеет огромное значение в формировании навыков технической культуры у учащихся, которым предстоит трудовая деятельность в мире разнообразных технических устройств.
Подгруппа по логике передачи и усвоения информации ИНДУКТИВНЫЕ и ДЕДУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
Об индукции и дедукции речь уже шла в материале о беседе. Любой метод изложения может строиться от общего к частному (дедукция) и от частного к общему (индукция). Индуктивный и дедуктивный путь познания тесно связаны между собой.
Преимущества дедукции:
— экономна по времени и объему излагаемого материала;
— может использоваться, когда нет предварительного зна
ния у обучаемых;
— учит логичному, доказательному мышлению;
— развивает причинное мышление;
— новое знание получается опосредованно, без обращения
к непосредственному опыту;
— вместо описания множества единичных фактов даются
общие принципы, понятия и умения.
Недостатки дедукции: -
— знания даются в основном в готовом виде;
— нередко трудно подвести частный случай под общее пра
вило.
Преимущества индукции:
— развивает способности к анализу, синтезу, обобщению;
— новое знание получается чаще всего непосредственно;
— анализируется большое количество конкретных фактов
и явлений, что облегчает впоследствии отнесение нового
факта к той или иной группе.
Недостатки индукции:
— требует много времени;
— не полностью доказательна, так как новый факт может
подвергнуть сомнению полученный вывод, который все
гда носит характер вероятного знания;
— требует наличия определенных предварительных зна
ний у учащихся.
В школьном обучении используется, как правило, индуктивно-дедуктивный метод,когда от частных случаев осуществляется переход к общему положению, а затем осмысливаются другие частные факты. Например, индуктивным путем учащиеся пришли к понятию «однокоренные слова», а затем путем выделения существенных признаков, характерных для них, то или иное слово вводится в категорию однокоренных слов или выводится из этой группы.